ТЕМА: Эволюционные учения. Антропогенез.
ЦЕЛЬ: Изучить основные материалы по эволюционному учению, раскрывающему общие закономерности исторического развития органического мира. Знать основные закономерности и движущие силы антропогенеза, положение человека в животном мире.
Задание для самоподготовки
1. Сущность креационизма и концепции трансформизма о происхождении мира.
2. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, ее оценка.
3. Учение Ч.Дарвина. Основные положения эволюционной теории.
4. Понятие о виде, структура вида, критерии. Популяция. Видообразование. Учение о микро- и макроэволюции.
5. История проблемы происхождения человека.
6. Систематическое положение человека в животном мире.
7. Доказательство животного происхождения человека с использованием современных данных и данных Ч.Дарвина.
8. Характеристика переходных форм от высших обезьян к человеку:
а) австралопитек
б) человек умелый
в) человек прямоходящий (питекантроп, синантроп)
г) характеристика человека ледниковой эпохи – неандертальца
д) характеристика человека современной формации – кроманьонца.
9. Единство происхождения человеческих рас.
10. Место возникновения человека разумного, современные теории.
11. Заполнить таблицы 35, 36 (см. Приложение 2).
КРЕАЦИОНИЗМ – концепция о возникновении живого в результате акта творения, о постоянстве и неизменности всего существующего. Этих взглядов придерживались такие ученые как К. Линней, Ж. Бонне и др.
ТРАНСФОРМИЗМ – учение, допускающее изменяемость живого под влиянием климата, почвы, пищи и т.д. Этих взглядов придерживались такие ученые как Ж. Бюффон, М.В. Ломоносов, Э. Дарвин.
Ж.Б. ЛАМАРК (1744-1829) – французский ученый, который создал первую эволюционную теорию. Он разделял взгляды деизма: природа и порядок созданы богом, но он дает только первый толчок к развитию и в дальнейшем не вмешивается в протекающие в ней процессы. В 1809 г. выходит его книга “Философия зоологии”, где он постулирует основные положения об изменяемости видов. Эволюция протекает настолько медленно, что человек не замечает изменений. Он полагал, что новые виды возникают в результате плавного преобразования старых форм адекватно изменениям среды. Ламарк выдвинул принцип градации (расположить живые организмы по ступеням в зависимости от степени их сложности) и сформулировал факторы эволюции:
1) тенденция организмов к усложнению организации, выражающуюся в градации;
2) активное влияние среды, обусловливающее многообразие форм одного уровня.
Он сформулировал 2 закона: закон упражнения и неупражнения органов, закон наследования приобретенных признаков.
Значение эволюционной теории Ламарка:
прогрессивные положения | научно не подтвержденные положения |
1. Создал первую эволюционную теорию - ряды и ступени “лестницы” он рассматривал как результат прогрессивной эволюции; - обнаружил переходные формы, связывающие родственные виды, и в этом увидел несостоятельность теории постоянства видов. | 1. Отрицание реальности существования видов - не смог обнаружить диалек-тического процесса (перерывы постепенности), связанного с естественным вымиранием видов и благодаря чему возникают реальные границы между видами |
2. Первым обратил внимание на фактор времени, необходимый для эволюции. | 2. Полагал, что для эволюции достаточного одного прямого влияния среды или упражнения органов, всегда приводящих к, якобы, адекватной изменчивости. |
3. Отметил роль среды в изменяемости организмов. | |
3. Не дал последовательного объяснения ни многообразию форм, ни существующей в живой природе целесообразности |
Во времена Ламарка наука не располагала достаточной информацией, но прогрессивные положения эволюционной теории Ламарка имеют большое научное значение и в настоящее время.
Эволюционное учение ЧАРЛЬЗА РОБЕРТА ДАРВИНА (1809-1882) состоит из трех разделов, посвященных:
1) рассмотрению совокупности доводов в пользу того, что историческое развитие организмов действительно имело место;
2) положениям о движущих силах эволюции;
3) представлениям о путях эволюционных преобразований.
В первый раздел включены доказательства из разных наук.
Палеонтологические доказательства: увеличение сходства вымерших и современных организмов по мере уменьшения древности геологических слоев (летопись эволюции).
Эмбриологические доказательства: зародыши разных классов организмов тем более похожи, чем на ранних стадиях их сравнивают (свидетельства о единстве происхождения организмов).
А также факты, говорящие о существовании закономерности распределения организмов на суше и в воде и явной зависимости организации животных и растений от условий обитания на материках и островах. Сельскохозяйственная практика тоже располагает некоторыми фактами развития организмов (искусственный отбор).
Во втором разделе Дарвин выделил следующие движущие силы эволюции:
1) изменчивость – вызывает разнообразие;
2) наследственность – передает эти изменения потомству;
3) борьба за существование – процесс взаимоотношений организмов между собой и со средой, в результате которого, выживают наиболее приспособленные (они обладают каким-либо признаком, обеспечивающим наилучшее приспособление к условиям обитания);
4) естественный отбор – выживание наиболее приспособленных, неизбежное следствие борьбы за существование. Главная движущая сила эволюции.
В третьем разделе Дарвин определил пути эволюционных преобразований:
ДИВЕРГЕНЦИЯ признаков (расхождение). Благодаря естественному отбору и в связи с изменением окружающей среды выживали те особи, которые наиболее сильно отличались от исходной формы, причем в разных направлениях. Все это происходило на основании дивергенции и вело к уменьшению конкуренции.
КОНВЕРГЕНЦИЯ признаков (схождение). В результате естественного отбора может наблюдаться схождение признаков. Организмы, имеющие различное происхождение, могут приобрести сходное строение органов, объясняющееся близкими по характеру условиями существования.
В результате дивергенции образуются разновидности, которые являются зачатками видов.
ВИД – это совокупность особей, сходных по основным морфо-функциональным признакам, кариотипу, поведенческим реакциям, имеющих общее происхождение, потенциально способных к скрещиванию между собой и дающих плодовитое потомство, заселяющих определенную территорию (ареал).
КРИТЕРИИ ВИДА – характеристики принадлежности организмов к определенному виду. Различают: эколого-географический, морфолого-анатомический, физиолого-биохимический и генетический критерии.
Морфолого-анатомический критерий: особи одного вида имеют сходный внешний вид и внутренние строение.
Физиолого-биохимический критерий: особи одного вида имеют сходную биохимическую структуру и иммунологические реакции, а также обладают своеобразием обмена веществ и физиологических процессов.
Генетический критерий: особи одного вида имеют сходный кариотип и свободно скрещиваются между собой (тогда как особи разных видов хорошо различаются по кариотипу и в естественных условиях не скрещиваются).
Эколого-географический критерий: особи одного вида обитают в сходных экологических условиях и занимают определенный участок земной поверхности (или акватории) – ареал.
Каждый вид характеризуется неравномерностью распределения особей по ареалу (разные условия существования по ареалу) и распадается на популяции, соответствующие зонам наиболее плотного заселения ареала.
ПОПУЛЯЦИЯ – совокупность особей одного вида, длительно существующих на определенной территории ареала, свободно скрещивающихся и относительно изолированных от других особей того же вида.
Популяция является формой существования вида в конкретных условиях среды и единицей эволюции. Это источник новых видов, которые образуются при изменении окружающей среды. Видообразование начинается с популяции.
МИКРОЭВОЛЮЦИЯ – процессы, протекающие внутри вида на уровне подвидов и популяций и завершающиеся видообразованием.
МАКРОЭВОЛЮЦИЯ – процессы, приводящие к формированию надвидовых систематических категорий (из видов новых родов, из родов – семейств, из семейств – отрядов и т.д.). Эти процессы происходят в геологическом масштабе времени и на основе микроэволюционных процессов.
АНТРОПОГЕНЕЗ – учение о происхождении и эволюции человека. Это исторический процесс эволюционного становления человека, качественно отличающийся от эволюции других видов, т.к. в нем действовали не только биологические, но и социальные факторы. Вопросы о положении человека в системе животного мира, об основных стадиях развития человека разрешаются по данным сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, геологии, археологии и др. наук.
Систематическое положение человека в животном мире
Тип | Chordata | хордовые |
Подтип | Vertebrata | позвоночные |
Класс | Mammalia | млекопитающие |
Подкласс | Placentalia | плацентарные |
Отряд | Primates | приматы |
Подотряд | Antropoidae | человекоподобные (антропоидные) |
Семейство | Hominida | гоминиды (люди) |
Род | Homo | человек |
Вид | Homo sapiens | человек разумный |
Подвид 1 | H. sapiens sapiens | человек разумный разумный |
Подвид 2 | H. sapiens neandertales | человек разумный неандертальский (вымерли) |
Доказательства животного происхождения человека Дарвин привел в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Он утверждал, что для человека характерны основные черты присущие типу хордовые, подтипу позвоночные, классу млекопитающие, подклассу плацентарные и отряду приматы. Родство человека и животных подтверждается наличием у него рудиментов и атавизмов. Таким образом, доказательствами животного происхождения человека являются четыре группы фактов: 1) общность строения человека и животных, 2) сходство эмбрионального развития, 3) наличие у человека рудиментов и атавизмов, 4) обнаруженные ископаемые предки человека.