Рассмотрим теперь упражнения как метод организации детской музыкальной деятельности. Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми
образами, надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Эта работа ведется последовательно — из года в год, изо дня в день. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувство прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно.
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский, говоря о трудностях воспитания чувств (в том числе и эстетических), отмечал, что иногда надо ждать годами, чтобы однажды сердце ребенка дрогнуло, переполнилось чувством прекрасного. Вот что он писал: «Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно
говоря, дать и руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка».
Приучая детей эстетически относиться к музыке, воспитатель проявляет много повседневных усилий, терпения и настойчивости. И если ребенок возьмет «свою скрипку» в руки, это значит, что педагог ввел его в мир музыки, в мир мыслей, чувств, помогая в будущем стать добрым и отзывчивым, творчески активным чело-
Методы музыкального воспитания предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах деятельности, помогающих музыкальному развитию и воспитанию дошкольников.
7. Виды музыкальной деятельности.
Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра.
В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.
Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.
Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.
Еще один вид музыкальной деятельности — музыкально-образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных пилах исполнительства.
8. Инструменты симфонического оркестра.
Оркестр- коллектив, играющий на музыкальных инструментах. Оркестры бывают симфоническими, народных инструментов, духовными, камерными и эстрадными.
Группы симфонического оркестра:
1)струнные смычковые
2)деревянные духовые
3)медные духовые
4)ударные.
Струнные смычковые инструменты.
Скрипка- солирующий инструмент, самый высокий. Очень быстрый и живой инструмент.
Альт- размер чуть больше скрипки, тембр несколько тусклый, более слабый. Альт ниже чем скрипка.
Виолончель- ведущий инструмент как и скрипка, тембр очень выразительный. Длина струн- длиннее чем у альта.
Контрабас- самый низкий по звучанию, голос скрипучий и тусклый, речь медлительна. Струны очень толстые.
Д еревянные духовые инструменты.
Флейта- очень подвижный инструмент, тембр яркий, немного резкий в верхнем регистре.
Кларнет- тембр мягкий, голос чистый, может исполнять и нежные мелодии и быстрые пассажи.
Гобой- менее подвижен, чем флейта, ему присущи певучие мелодии. Тембру свойственна гнусавость, напоминающие звуки пастушьего рожка.
Фагот- тембр колоритен и выразителен, голос низкий и суровый.