Вопрос: меры противодействия организованной преступности

Впервые в едином комплексе стратегические направления борьбы с организованной преступностью на уровне ООН были сформулированы на VIII Конгрессе по предупреждению пре­ступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.). Они были конкретизированы на Всемирной конференции ООН по транснациональной организованной преступности (Неаполь, 1994 г.), в частности в справочном документе «Национальное за­конодательство и его соответствие требованиям борьбы с раз­личными формами организованной транснациональной пре­ступности; надлежащие руководящие принципы для принятия законодательных и иных мер на национальном уровне».

Принципиально новые возможности в борьбе с организо­ванной преступностью, в особенности с ее международными формами, открывает принятая в декабре 2000 г. на политиче­ской конференции высокого уровня в Палермо (Италия) Кон­венция против транснациональной организованной преступно­сти (Конвенция ООН), которая стала адекватным ответом ми­рового сообщества на процессы криминальной глобализации.

Конвенция ООН включает конкретные меры по борьбе с участием в организованной преступной группе, с отмыванием денежных средств, против коррупции. Подробным образом из­ложены процедуры передачи уголовного производства, конфи­скации и ареста доходов от преступлений, выдачи лиц, прича­стных к организованной преступной деятельности, защиты свидетелей от вероятной мести или запугивания со стороны преступников, помощь потерпевшим и их защита.

Совершенно новым для международно-правовой практики стало закрепление в Конвенции ООН мер по предупреждению транснациональной организованной преступности. Такие меры предусматривают предупреждение злоупотреблений со стороны организованных преступных групп процедурами торгов, прово­димых публичными органами, субсидиями и лицензиями, вы­даваемыми публичными органами для осуществления ком­мерческой деятельности. Конвенция ООН обязывает государств-участников создавать публичные реестры юридических и физических лиц, участвующих в учреждении юридических лиц, управлении ими и их финансировании, а также создать национальный реестр лиц, лишенных права занимать должно­сти руководителей юридических лиц.

Большое внимание уделено развитию сотрудничества между правоохранительными органами государств — участников Кон­венции ООН, в частности в проведении совместных расследо­ваний. Впервые на высшем международном уровне закреплены в едином комплексе такие специальные методы расследования, как электронное наблюдение, контролируемые поставки и агентурные операции.

 
В Конвенции ООН дана также структура информации, необ­ходимой для международного сотрудничества в борьбе с организо­ванной преступностью. Она включает:

1) идентификационные данные, характер, членский состав, структуру, местонахождение или деятельность организованных преступных групп;

2) связи, в том числе международные, с другими организо­ванными преступными группами;

3) преступления, которые совершили или могут совершить организованные преступные группы;

4) сведения о личности, местонахождении и деятельности лиц, подозреваемых в участии в преступлениях, совершенных членами организованных преступных групп, или местонахож­дении других причастных лиц;

5) данные о перемещении доходов от преступлений или имущества, полученного в результате преступлений, совершен­ных членами организованных преступных групп, а также о пе­ремещении имущества, оборудования или других средств, ис­пользовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении таких преступлений.

В Конвенции ООН подробно описываются процедуры кон­фискации и ареста доходов от преступлений, совершенных ор­ганизованными преступными группами; международного со­трудничества в целях конфискации, распоряжения конфиско­ванными доходами от преступлений или имуществом. Реализация Конвенции ООН в Российской Федерации тре­бует также кардинального улучшения системы координации дея­тельности всех силовых структур в борьбе с организованной пре­ступностью и коррупцией. В системе координации основное — это упорядоченные информационные потоки как гласной, так и негласной информации о вскрытых и латентных процессах в преступной среде. В этой ситуации на межведомственном уров­не необходимо составить всероссийскую матрицу распростра­нения организованных преступных сообществ.

Важнейшим направлением в борьбе с организованной пре­ступностью в Российской Федерации продолжает оставаться укрепление сотрудничества правоохранительных органов госу­дарств — участников СНГ, имеющих, по существу, единое кри­минальное пространство. Основные усилия должны быть со­средоточены на выполнении регулярно принимаемых межгосу­дарственных программ совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на терри­тории государств — участников СНГ.

Важным условием повышения эффективности борьбы с ор­ганизованной преступностью является также постоянное совер­шенствование следственной, судебной и прокурорской практи­ки по делам указанной категории. Большое значение для борь­бы с организованной преступностью имеет постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2008 г. № 8 «О судеб­ной практике рассмотрения уголовных дел об организации пре­ступного сообщества (преступной организации)», где содержат­ся основополагающие для теории и практики положения.

В частности, под преступным сообществом (преступной орга­низацией) предлагается понимать структурно оформленную преступную группу, которая, помимо присущих организован­ной группе признаков (ч. 3 ст. 35 УК РФ), характеризуется сплоченностью и создана для совершения одного или несколь­ких тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организаторов, руководителей или иных представителей орга­низованных групп, созданное в тех же целях. В качестве орга­низаторов (руководителей) преступного сообщества (преступ­ной организации) и входящих в него структурных подразделе­ний может выступать одно или несколько лиц.

Судам разъяснено, что по смыслу ч. 4 ст. 35 УК РФ под при­знаком сплоченности преступного сообщества (преступной орга­низации) следует понимать наличие у руководителей (организа­торов) и участников этого сообщества (организации) единого умысла на совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также осознания ими общих целей функционирования такого преступного сообщества и своей принадлежности к нему.

Для данной формы организованной преступности характерно соче­тание в различной совокупности таких признаков, как наличие организационно-управленческих структур, общей материально­-финансовой базы, образованной в том числе из взносов от пре­ступной и иной деятельности, иерархии, дисциплины, установ­ленных ими правил взаимоотношения и поведения участников преступного сообщества и т.д.

Сплоченность может также характеризоваться особой струк­турой сообщества (например, руководитель, совет руководите­лей, исполнители отдельных заданий), наличием руководящего состава, распределением функций между его участниками. О сплоченности сообщества свидетельствуют планирование преступной деятельности на длительный период, подкуп и дру­гие коррупционные действия, направленные на нейтрализацию представителей правоохранительных и иных гос органов.

Постановление разъясняет, что уголовная ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений либо объединения организаторов, руководителей или иных предста­вителей организованных групп в целях разработки планов и ус­ловий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 1 ст. 210 УК РФ) наступает с момента фактического образо­вания указанного преступного сообщества, т. е. создания усло­вий, свидетельствующих о готовности преступного сообщества (преступной организации) реализовать свои преступные наме­рения независимо от того, совершили участники такого сооб­щества планировавшиеся преступления или нет. О готовности сообщества (организации) к совершению преступлений может свидетельствовать, например, приобретение и распространение между участниками сообщества орудий и средств совершения преступлений, договоренность о разделе сфер и территорий преступной деятельности и др.

Под руководством преступным сообществом (преступной ор­ганизацией) или входящими в него структурными подразделе­ниями понимается осуществление организационных и управ­ленческих функций в отношении преступного сообщества и его структурных подразделений как при совершении конкретных преступлений, так и в целом при обеспечении функционирова­ния преступного сообщества. Такое руководство может выра­жаться, в частности, в формулировании целей, разработке об­щих планов деятельности преступного сообщества (преступной организации), подготовке к совершению конкретных тяжких или особо тяжких преступлений, а также иных организационно-распорядительных действиях, направленных на достижение целей, поставленных перед преступным сообществом.…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: