Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью осуществляется в рамках, установленных отдельными странами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, доброй воли всех заинтересованных лиц. Это составная часть международных отношений. Формы международного взаимодействия весьма разнообразны: - оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам; - заключение и реализация международных договоров и соглашений по борьбе с преступностью, прежде всего транснациональной; - исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам; - обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов; - обмен опытом правоохранительной работы; - оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров.
Стратегические вопросы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью решаются ООН. Функция ООН как организатора борьбы с преступностью в мире заложена в Уставе: ООН поддерживает международный мир и безопасность, развивает дружественные отношения между государствами, осуществляет международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального и гуманитарного характера.
В составе Экономического и Социального Совета ООН в 1992 г. была создана Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Она занимается: - разработкой проектов руководящих принципов предупреждения преступности и уголовного правосудия; - определяет планирование мероприятий ООН по борьбе с преступностью; - оказывает содействие институтам ООН. Немаловажны и усилия ООН по подготовке так называемых модельных соглашений. Например, типовой договор взаимной помощи в области уголовного правосудия; типовой договор о передаче уголовного судопроизводства; - типовой договор о выдаче….
ООН всемирная международная организация по поддержанию мира и безопасности. Соответственно, решаемые ею проблемы, включая и проблемы борьбы с преступностью, имеют глобальный, стратегический характер. Более конкретные, тактические вопросы международного сотрудничества в этой сфере, как правило, компетенция международных организаций иного, чем ООН, уровня. Это, в частности: Организация Североатлантического договора (НАТО), Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); международные кредитные, валютно-финансовые и торговые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд. Европейский банк реконструкции и развития, Всемирная торговая организация); международные морские и авиационные организации (Международная морская организация, Международная организация морской спутниковой связи, Международная ассоциация воздушного транспорта, Международный авиационный комитет); международные организации в области науки, культуры и здравоохранения (Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); международные неправительственные организации; международные конференции как временный коллективный орган субъектов международного права.
Степень причастности названных международных организаций непосредственно к проблемам международного сотрудничества в области борьбы с преступностью, конечно, неодинакова, и в этом сложном институционном механизме представляется необходимым особо выделить деятельность Международной ассоциации уголовного права (МАУП) и Международного криминологического общества (МКО). Это — международные неправительственные организации, отношения которых с ООН имеют категорию «В» (информационную и консультативную) и которые обладают большими возможностями по организации обмена опытом в области борьбы с преступностью (регулярно проводимые конгрессы, коллоквиумы, совещания, издание информационных бюллетеней на нескольких языках и т. п.). Наша страна начиная с 1971 г. активно участвует в работе МАУП и МКО и представлена в руководящих органах этих ассоциаций.
Интерпол — Международной организацией уголовной полиции (МОУП), созданной 7 сентября 1923 г. В настоящее время число членов Интерпола составляет более 180. СССР был принят в эту организацию в 1990 г. Россия стала его правопреемницей. Основные цели Интерпола:
1) обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) криминальной полиции в рамках существующего законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека;
2) создавать и развивать институты, которые могут содействовать успешному предупреждению уголовной преступности. Устав Интерпола не допускает вмешательства во внутренние дела стран-членов либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.
Интерпол — это не только организация уголовной полиции. К ее услугам обращаются и другие правоохранительные органы. Да и под криминальной полицией в настоящее время понимаются функции, а не сама система органов.
Главные структурные звенья Интерпола — национальные центральные бюро Интерпола (НЦБ), которые одновременно являются подразделениями полиции стран — участниц Интерпола.
Функции НЦБ:
1) обеспечение обмена официальной и конфиденциальной информацией по вопросам борьбы с транснациональной преступностью между национальными полицейскими и другими
правоохранительными органами, Генеральным секретариатом и НЦБ Интерпола других стран;
2) организация через соответствующие национальные правоохранительные органы мероприятий по обнаружению лиц, предметов и документов, разыскиваемых государствами — участниками Интерпола;
3)
4) формирование банка данных о лицах, фактах, предметах и документах на основании информации, полученной в процессе международного политического сотрудничества;
5) содействие (в пределах своей компетенции) реализации решений и рекомендаций Генеральной Ассамблеи и Генерального секретариата Интерпола, подготовка аналитических документов по проблемам международного сотрудничества в области борьбы с преступностью.
Сегодня Интерпол, пожалуй, основной международный орган, который ведет учет транснациональных преступлений и лиц, их совершивших.
Интерпол — главный координатор интернационального розыска преступников. Именно он определяет стратегические направления деятельности полиции.
Помимо общемирового развития, международное сотрудничество предполагает образование и совершенствование региональных структур. Именно поэтому Российская Федерация и Совет Европы разработали Совместную программу сотрудничества между Российской Федерацией и Советом Европы (1996 г.). Эта Программа включает в себя ряд позиций, связанных с проблемой обеспечения экономической безопасности нашей страны, с вопросами борьбы с преступностью, укрепления законности и правопорядка.
Ежегодно в России и в других странах проводятся международные конференции, семинары, совещания экспертов, где российские правовые проблемы рассматриваются не сами по себе, а в контексте общеевропейских проблем укрепления законности и правопорядка.