Язык и композиция вопросов анкеты.
Эффективная коммуникация достигается с помощью понятности вопросв респонденту. Главное требование-язык вопроса должен быть языком респондента.
Требования:1)избегать спец терминов и сленга.
2)стремится к краткости формулировки.
3)вопрос не должен быть многозначным
4)не должно быть подталкивающих вопросов.
5)избегать двусмысленных слов.
6)учитывать факторы соц желательности.
7)вопрос не должен дискриминировать респондента
8)кол-во ответов не должно превышать кол-во запоминаемых
9)вопросы должны логически соотвествовать друг другу
Экспертный опрос. Его виды.
В экспертных опросах в качестве респондентов выступают эксперты. Это неформальный статус, им может быть любой человек, компетентный в опред области. Отличие экспертов от обычных респондентов в том, что они не яв-ся частью объекта исслед. Эксперт находится в позиции наблюдателя и рассказывает исследователю об объекте.1)эксперт опросы чаще всего исп вместо массовых опросов.2)также исп вместе с массовыми для углубления инф полученной в ходе массового опроса. Такой прием позволяет сделать инф более надежной и глубокой.3)Эксперт опрос как един-ственно возможный метод. Ситуации, когда необходи-мо оценить последствия в принятии управленческих решений. Прогнозирование соц последствий.Классифи-кация видов по основанию:1)кол-во интер-раций,2)сте-пень совместности или индивид поведение.
| Кол-во интер
| раций
|
|
| много
|
индивидуальн
| Индивид интер
| Дельф техника
|
коллективный
| Мозговой штурм
| Групп дискуссия
|
Невключенное наблюдение. Документ.
Н.С.Н исп с документом, в кот фиксируется инф наз карточкой наблюдения. Непосредственно наблюдение, сбор первичной инф методом наблюдения начинается только после того как социолог разрабатывает програм-му исслед. Программа включает:1)задачи наблюд,2) объект,3)кол-во ситуаций,4)систематичность наблюд,5) гипотезы.Пример:сравнение утомляемости студентов 1-ых и 5-ых курсов. Весь процесс наблюдения разбива-ется на маленькие промежутки. Человек может одно-временно наблюдать за 5-7 чел. Люди делятся на группы и распределяются за кажд наблюдетелем. У всех одинаковые карточки. Для кажд чел-ка за опред промежуток времени фиксируется только одно преоб-ладающее занятие. Обработка данных:
1 этап. Собранная инф сводится в единую итоговую карточку.
2 этап. Рассчитывается среднее арифметич кол-во людей, для кот хар-ен тот или иной эл-нт поведения.
3 этап. Подсчет удельного веса людей, для кот хар-ен тот или иной эл-нт поведения.
Разработанная исследователем карточка наблюдения обязательно должна быть отпилотирована.
12. Интервью. Классификация видов.
Интервью- проводимая по опред плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Сущ-ет специфическая классификация по степени формализации интервью:1)формализованное,2)полуформализованное,3)неформализованное.Состоит из вопросов и вариантов ответа.Формализация предполагает жесткость процедуры интервью. Вопросы сформулированы заранее. Их формулировки менять нельзя. Полуформализо-ванное отличается меньшей формализацией. Последовательность не яв-ся жесткой. Это более гибкий вариант интервью, используемый в тех случаях, когда нет жесткой структурной схемы исслед. Такие интервью требуют высокой квалификации интервьюера.
Классификации видов интервью по технике проведения:1)свободное-продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов. 2)стандартизированное- детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, опред последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. 3)фокусированное- выявление относи-тельно узкого круга реакций опраши-ваемого. С помощью такого интервью можно изучить реак-цию людей на сообщения СМИ, рекламу. В фоку-сированном интервью стремятся опред, какие смысловые ед-цы текста, сообщения оказались в центре внимания опрошенных. 4) глубинное-опред-ие всего спектра оценок, смыслов, обстоятельств, связанных с изуч яв-ем.
15. Способы подбора экспертов.
Процедура подбора:1)отбор квалифицирован-
Ных экспертов. 2) выбор эффективного способа взаимодействия исслед группы с экспертами, а при групповой экспертизе- экспертов м/д собой. 3) опред-ие метода обработки и интерпритация инф полученной от экспертов. Критерии отбора: 1) уровень компетентности эксперта в данной предметной области(уровень и профиль образования,работы), 2) степень объективности и беспристрастности эксперта при анализе и оценки явлений в данной предметной области (незаинтересованность эксперта в принятии опред решения). 3) умение работать в команде (групповой экспертный опрос). Также при оцени-вании экспертов по названным критериям и вы-боре экспертов исп след процедуры: 1)само-оценка экспертов по объективным параметрам. 2) взаимная оценка экспертов. 3) оценка экспер-тов независимыми специалистами. 4)оценка уровня компетентности эксперта с учетом качества ранее проведенных экспертиз.
18. Способы повышения надежности наблюд.
Способы:
1)не использовать в карточке наблюдения оценочных суждений («внимательно слушает»);
2)наблюдение осущ-ть систематически,не 1 раз.;
3)использовать контролируемое наблюдение- вид наблюд, когда за пятью семью чел-ми наблюдает не 1, а 2 наблюдателя.
Применительно к этому виду наблюдения всегда встает проблема валидности- обоснованности данных. Т.е можем ли мы данные распространить на большую сов-ть. Поэтому наблюдение не может быть главным методом, на кот строятся теоретические выводы.
| 19. Включенное наблюдение. Документ.
Метод В.Н исп как в классич так и в качест соц-ии. В рамках качест исслед это основной метод исслед, а в рамках классич исслед всегда вспомо-гательный, дополнительный. Главное основание для недоверия с позиции классич соц-ии это его субъективизм. Документом В.Б.Н яв-ся дневник наблюдения, куда социолог вносит все, что замечает.(действия людей, обрывки разговоров)
Надо фиксировать все подряд, т.к входя в изуча-емое поле социолог не должен иметь гипотез. Эл-ты:1)описание самого места действия; 2)записать участников ситуации по дем хар-ам; 3)роли выполняемые участниками; 4)попытаться описать историю.
В.Н. предполагает беседу, задавание вопросов.
Проблемы метода:1)этическая сторона(правильно ли под чужим именем внедряться в группу?) Если включение исслед-ля в изучаемую группу не приносит никаких отриц последствий, то метод допустим.2)вхождение в поле. Для метода В.Н важна фигура исслед-ля. Здесь исслед-ль тончайший инструмент,кот-ый собирает информацию.
| 20. Анализ документов. Классификация док-тов.
В повседневной жизни понятие «документ» употребляя-ется в узком значении – как официальна бумага. Такой документ обладает признаками официального статуса: печатями, штампами организации и т.д. Например, паспорт, официальное письмо, диплом. Все разно-образие документов, используемых социологами, можно классифицировать по различным основаниям. По критерию «статус документа» документы делятся на:
официальные(законы, уставы, архивы); неофициаль-ные(письма, дневники, семейные альбомы). По крите-рию «степень персонификации документа» можно выделить документы:личные(автобиография, дневник, письма, история болезни); безличные (финан-совая отчетность, законы). По критерию «ситуация создания документа» документы делятся на: спрово-цированные социологом документы (анкеты, опросные листы, тесты); неспровоцированные(док-ты из повсед-невной жизни). Также можно выделить документы по способу фиксации информации: письменные (рукописи, книги, газеты); иконографические (картины, видеозаписи, фотодокументы); фонетические (лазерные диски, магнитофонные записи).
Анализ документов - совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников соц инф при изучении соц процессов и явлений для решения опред исслед-их задач. Анализ документов позволяет социологу выявить опред особенности, св-ва и взаимосвязи соц процессов и явлений.
Такой
| 21. Традиционный анализ документов.
В классическом социологическом исследовании используются два вида анализа документов:
- неформализованный (традиционный);
- формализованный.
Неформализованный анализ документов представляет собой совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала. Этот анализ документов представляет собой самостоятельный, творчес-кий процесс, кот зависит от: 1) содержания, направленности самого документа; 2) условий, целей и задач проводимого исследования; 3) научной квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя. Изложение особенности традиционного анализа документов показывает, что при всей его важности и значимости такой вид аналитической деятельности неотделим от личности исследователя, а потому и несет в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа.
|
22. Контент-анализ. Основные процедуры.
Контент-анализ - метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой инф-ции в количественные показатели и ее статистической обработке. Появление термина контент-анализ относится к концу XIX - началу XX вв. Именно тогда в американской журналистике были предприняты первые попытки осуществить тематически точный анализ текстов. В соц-ии этот метод появился в 30-х гг XX в, когда происходит развитие эмпирич соц-ии. Процедура: - выявление смысловых единиц анализа (категорий); - определение единиц счета, соответствующих выделенным смысловым единицам; - определение способа количественной фиксации единиц счета.
Для осущ-ия процедуры к – а социолог разраба-тывает классификатор. Для формирования классификатора социолог осущ выборку док-тов. К-а использ неск кодировщиков-чел-ек, кот считает представленность ед-ц в тексте. Способы счета:1)кол-во ед-ц счета в тексте,2) объем площади,3)может учитываться представленность материалов на 1-ой или послед строках. Каждый кодировщик работает с одинак классификатором.
| 23. Эксперимент. Логика эксперимента.
Эксперимент в социологии -способ получения инф о колич и качеств изменении показателей деят-ти и поведения соц объекта в рез-те воздействия на него некот управляемых и контролируемых факторов (переменных). Эксперимент направлен на обнаружение причинно-следственной связи. Самый сильный способ проверки связей. Эксп хар-ся 3-мя переменными: 1) причина, фактор(независимая переменнная); 2) следст-вие, рез-тат(зависимая переменная);3) неэксперемен-тальная переменная. Независимая перемен сознатель-но вводится иссед-ем в изуч ситуацию. Зависимая-рез-тат, кот получ в рез-те введения независим перемен.
Специфика эксп как метода сост в том, что всегда изучается влияние только одного фактора. Отличитель-ная особенность эксп состоит в том, что его проведение требует разработки и постановки гипотезы о наличии причинно-следственной связи.
Логика:1)описание объекта эксперимента(производст бригада из 5-ти чел);
2)описание условий существования объекта исслед (отрасль, тип произ-ва);
3)формулирование гипотезы(новая система оплаты труда повысит производительность труда);
4)определение понятий сформулированной гипотезы(производительность через кол-во ед-ц продукции, ее качество);
5)выделение независимой переменной (системы премирования);
6)выделение зависимой переменной (общая произв-ть труда бригады);
7)описание специфических условий (время, место).
| 24. Виды эксперимента. Мысленный эксп-нт.
Виды: 1)по хар-ру объекта: а) натурный (вторжение в реальность); б)мыс-ленный. 2)по специфике поставленной задачи: а)научный (направлен на приобретение новых знаний); б) практический (получение практического эффекта). 3) по хар-ру экспер ситуации: а) полевые (естественная среда); б) лабораторные(искусственная среда).
Мысленный эксперимент - манипулирование с инф-ей о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий. Объектом выступают не люди, а информация.
Процедура:
1) выдвигаем гипотезу.
2) делим массив по независимым переменным
3) выравниваем массив по полу
4)сравниваем по зависимым переменным.
Если индекс эксперимент больше контрольного, то гипотеза доказана.
|
25. Организационно-логический план эксперимента.
Логика:1)описание объекта эксперимента(производст бригада из 5-ти чел);
2)описание условий существования объекта исслед (отрасль, тип произ-ва);
3)формулирование гипотезы(новая система оплаты труда повысит производительность труда);
4)определение понятий сформулированной гипотезы(производительность через кол-во ед-ц продукции, ее качество);
5)выделение независимой переменной (системы премирования);
6)выделение зависимой переменной (общая произв-ть труда бригады);
7)описание специфических условий (время, место).
| 26. Способы выравнивания групп.
1) Точечное выравнивание применяют в опытах с малыми группами (например, рабочие бригады или школьные классы). Процедура сводится к подбору индивидов в подлежащих выравниванию группах по единым признакам, выделенным как существенные. В примере на испытание эффекта новой системы оплаты труда существенны: (а) профессия рабочего, (б) квалификация, (в) стаж работы по профессии, (г) возраст, (д) семейное положение, (е) пол.
2) Частотное выравнивание предполагает сопоставление существенных признаков в пропорциях, средних величинах, суммарных индексах и т. п. на группу в целом. Существенный недостаток частотного выравнивания — опасность контрастных сочетаний выделенных в пропорциях характеристик, что может значительно исказить эффект выравнивания.
3) Выравнивание по квоте, применимое и в больших выборках, помогает устранить недостатки предыдущего приема. В этом случае сопоставляют группы по пропорциональному представительству признаков, взятых, однако, в жестких сочетаниях (квота).(муж/жен)
4) Случайно-механическое выравнивание используется при массовых экспериментах, на крупных объектах, когда отбор индивидов производится по правилам случайной бесповоротной выборки.
| 27. Социометрический опрос. Назначение.
Социометрический опрос- метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений. Объект – малая (3-40 чел). Предмет- межличностные отношения в малой группе. Кроме этого с.м позволяет описать структуру группы, сов-ть статусных позиций в группе (лидер, ауцсайдер).
Назначение с.м.о:
1)позволяет выявить и охарактеризовать статусные позиции кажд члена группы.
2) позволяет охар-ть саму группу:выявить степень сплоченности/разобщенности.
3) позволяет выявить микрогруппы в коллективе.
Также с.м.о позволяет решать расстановки кадров для решения трудовых задач, решение конфликтных ситуаций, анализ реальной и потенциальной текучести кадров, психотерапевтические задачи.
Критерии с.м.о:
1)по силе и глубине проникновения: слабые, сильные.
2)по сферам проявления: деловые, эмоциональ-ные, общественные.
3)по характеру: коммуникативные, гностические.
|
28. Процедура социометрического опроса.
Процедура:
1) Подготовительная фаза. Исслед-ль опред-ет проблему, выбирает объект исслед-ия, знакомится с величиной и соц-дем хар-ми коллектива.
2) Первая фаза. Исслед-ль входит в прямой контакт с членами коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Предварительный контакт исслед-ля с коллективом повышает их псих готовность к опросу. Устанавливаются социометрич критерии.
3)Вторая фаза. Проведение самого опроса: инструктирование респондентов, раздача социометрических карточек, заполнение опрашиваемыми, сбор карточек.
4) Фаза обработки. Обработка информ, представление ее в свернутом виде, проверка надежности полученных данных.
5) Завершающая фаза. Получение выводов и рекомендации.
Параметрическая процедура- ограничения числа выбора.
Непараметрическая- без ограничения числа выборов.
| 29. Социометрическая матрица.
Первым этапом обработки яв-ся построение социоматрицы., т.е. сведение всех рез-тов опроса с индивидуальных социометрических карточек в общую таблицу.
Социоматрица – матрица связей, с помощью кот анализируются внутриколлективные отношения. Социоматрица дает возможность произвести анализ существующих связей путем преобразования матриц.
Строится она по след принципу: в горизонтальных строках те, кого выбирают. В вертикальных кто выбирают. Число положительных выборов суммируется по строкам и столбцам. + положит выбор. – отрицат выбор. 0 не выбрали.
| 30. Социограммы.
Большие возможности для анализа внутри коллективной и межколлективной структуры дает графический метод. Графическое изображение связей внутри коллектива, устанавливаемых на основании выбора, называется социограммой.
Социограмма строится по результатам опроса, занесенным в социоматрицу, и является ее наглядным графическим отображением.
------> - положит выбор.
- - - -> - отрицат выбор.
<----à - взаимовыбор.
Без стрелок вообще не выбрали.
|
31.Метод тестов. Назначение.
Тест- сов-ть заданий, позволяющих измерить какое-либо св-во личности или сов-ть св-в, а также групповые хар-ки. 2 группы: гомогенные(на отдельные св-ва личности); гетерогенные(сов-ть личностных св-в). Ядов выделяет 3 разновидности тестов: 1)личностные- хар-ют личность в целом; 2) общеличностные- отдельные качества личности; 3) групповые- хар-ка груупы (сплоченность). Чаще исп групповые и общеличностные тесты. Диагностика личности не входит в задачи социологии.
Широко используется чв соц-ии проективное тестирование – сов-ть методик, основанная на интерпритации рез-тов проекции. Проекция – осознанное или бессознательное перенесение субъектом собственных св-в и состояний на внешние объекты. Разновидности проектных тестов:
1)ассоциативные(пятна, кляксы)
2) интерпретационные (кртинки опред ситуаций)
3)экспрессивные (нарисовать рисунок).
Одной из галавных преимуществ проектных тестов яв-ся отсутствие самоконтроля респондента.
Широко исп метод семантического дифференциала- отношение к объекту или понятию через ассоциации.
| 32.Метод группировки.
1)построение простых и перекрестных группировок. Оформление статистических таблиц.
2)расчет некоторых обобщающих характеристик распространенных данных: средние и меры рассеивания.
3)расчет индексов накопленных обобщающих характеристик атрибутивных фигур распределения.
Первым этапом яв построение группировок. Группировка - упорядочение данных по принципу подобия или различия по каким-либо признакам. Выбор признака опред задачами и гипотезами. В основе лежат ряды распределения. По количест признакам- вариационные ряды. Ряды распределения отражения группировок по качеств признаку наз атрибутивными. На основе рядов распределения рассчитывается частота встречаемости значений признака:
Относит частота=абсолютн частота/ общее число *100
Если группировка построена по 1 признаку, то это простая группировка. Если группировка построена по 2 и более признакам, то это перекрестная группировка. Необходима для установления связей м/д признаками.
Группировки оформленные в виде статистических таблиц: должны иметь назначение, отражающее содержание; если в таблице указанные данные измеряются в одних и тех же единицах то указание на эти единицы могут идти под заголовком.
| 33. Отчет. Требования.
Структура отчета зависит от типа проведенного исследования. Если исследование было фундаментальным, то в отчете по результатам такого исследования присутствуют элементы программы исследования,таким элементам как теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий исследования. Язык отчета по результатам фундаментального исследования- это научный язык. Любой отчет по результатам исследования любого типа строится в соответствии с принятой в науки структурой. Начинается с введения, затем основная часть и заключение. Отчет – это документ, который в установленной форме отражает содержание программы исследования, его основные этапы, полученные в конечном итоге выводы, практические рекомендации, возможности их внедрения. Требования: 1)системность представления рез-тов исслед. 2)логич послед в структуре. 3)Полное и глубокое отражение ступеней научного поиска. 4)обоснованность всех положений отчета.5)оценка полученных рез-тов в соотвествии с предметом. 6)строгая следовательность разработанной программе. 7)указание на недостатки. 8) указание на автора отчета.
|