Вопросы для самопроверки. 1. Что понимается под предвыборной агитацией

1. Что понимается под предвыборной агитацией?

2. Кто осуществляет информирование избирателей?

3. Что понимается под государственными организациями телерадиовещания и периодическими печатными изданиями?

4. Что признается предвыборной агитацией в период проведения избирательной кампании?

5. Кому запрещается проводить предвыборную агитацию?

6. Какие лица не могут быть привлечены к предвыборной агитации?

7. Из какого источника покрываются расходы на проведение предвыборной агитации?

8. С какого времени начинается агитационный период?

9. Кому не предоставляются бесплатное эфирное время и бесплатная печатная площадь?

10. Для каких целей отводится эфирное время?

11. Для чего проводится жеребьевка по завершении регистрации федерального списка кандидатов?

12. Какие условия указываются в договоре о предоставлении платного эфирного времени?

13. Какой банк осуществляет операции, связанные с перечислением средств на предвыборную агитацию?

14. В каком случае владелец помещения не вправе отказать политическим партиям в предоставлении помещения для предвыборной аги­тации?

15. Как осуществляется предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений?

16. Укажите существующие запреты по вопросу вывешивания (расклеивания, размещения) печатных предвыборных агитационных материалов.

17. Могут ли содержать коммерческую рекламу агитационные материалы?

18. Для каких целей политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, не вправе использовать эфирное время?

19. Кто контролирует соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации?

20. Чему способствует предвыборная агитация?

§ 5. Финансовое обеспечение выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Средства на указанные расходы предусматриваются в федеральном бюджете в соответствии с бюджетной классификацией РФ и перечисляются избирательным комиссиям, федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, воинские части, на счета, открываемые ими в учреждениях Центрального банка РФ, а в случае отсутствия указанных учреждений – в филиалах Сберегательного банка РФ. Главным распорядителем указанных средств является ЦИК РФ.

Средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, поступают в распоряжение ЦИК РФ в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов федерального бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

ЦИК РФ не позднее чем за 50 дней до дня голосования распределяет поступившие в ее распоряжение средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, между избирательными комиссиями субъектов РФ, которые распределяют полученные средства между территориальными избирательными комиссиями, не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Средства на подготовку и проведение выборов на избирательных участках ЦИК РФ распределяет между государственными органами, в ведении которых находятся вопросы регистрации и учета избирателей на указанных избирательных участках, а также между территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 30 дней до дня голосования. В случае проведения досрочных выборов, а также в случае несвоевременного или не в полном объеме финансирования подготовки и проведения выборов, указанные избирательные комиссии распределяют средства по мере их поступления.

В случае назначения досрочных выборов депутатов Государственной Думы объем средств, выделенных из федерального бюджета на их подготовку и проведение, не может быть меньше суммы, содержащейся в отчете ЦИК РФ о расходовании средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, предшествующих данным выборам, с учетом изменения минимального размера оплаты труда, установленного соответствующим федеральным законом для регулирования оплаты труда.

Председатели избирательных комиссий распоряжаются средствами, выделенными из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств.

Не израсходованные избирательными комиссиями средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, не позднее чем через 60 дней после представления в палаты Федерального Собрания РФ отчета о расходовании указанных средств, а также сведений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств, возвращаются в доход федерального бюджета и используются в порядке и на цели, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ.

Избирательные фонды. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Региональное отделение такой политической партии вправе по решению уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии создать свой избирательный фонд, если в федеральном списке кандидатов, выдвинутом этой политической партией, имеется региональная группа кандидатов, которая соответствует данному субъекту РФ. Кандидаты, включенные в федеральный список кандидатов, собственные избирательные фонды не создают.

Избирательные фонды политических партий могут создаваться только за счет:

1) собственных средств политической партии, которые в совокупности не могут превышать 50 % от установленной предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;

2) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица 0,07 и 3,5 % соответственно от установленной предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии.

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 400 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии.

Избирательные фонды региональных отделений политических партий могут создаваться только за счет:

1) собственных средств политической партии (за исключением средств избирательного фонда политической партии), которые в совокупности не могут превышать 50 % от установленной предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии;

2) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица 5 % и 50 % соответственно от установленной в соответствии с предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии.

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии не может превышать:

1) 6 миллионов рублей, если на территории субъекта РФ, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано не более 100 тысяч избирателей;

2) 10 миллионов рублей, если на территории субъекта РФ, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано свыше 100 тысяч, но не более 500 тысяч избирателей;

3) 14 миллионов рублей, если на территории субъекта РФ, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано свыше 500 тысяч, но не более одного миллиона избирателей;

4) 20 миллионов рублей, если на территории субъекта РФ, которому соответствует региональная группа кандидатов, либо всем частям территории которого соответствуют региональные группы кандидатов, зарегистрировано свыше одного миллиона, но не более трех миллионов
избирателей;

5) 30 миллионов рублей, если на территории субъекта РФ, которому соответствует региональная группа кандидатов, либо всем частям территории которого соответствуют региональные группы кандидатов, зарегистрировано свыше 3 миллионов избирателей.[62]

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды:

1) иностранным государствам;

2) иностранным организациям;

3) иностранным гражданам;

4) лицам без гражданства;

5) гражданам РФ, не достигшим 18 лет на день голосования;

6) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном капитале превышает 30 % на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы;[63]

7) международным организациям и международным общественным движениям;

8) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

9) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

10) юридическим лицам, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ или муниципальных образований превышает 30 % на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы;

11) организациям, учрежденным государственными органами или органами местного самоуправления; организациям, учрежденным юридическими лицами, организациям, имеющим в своем уставном капитале долю юридических лиц, превышающую 30 % на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы;

12) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;

13) благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям;

14) анонимным жертвователям, под которыми понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты или указаны недостоверные сведения;

15) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования;

16) некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства либо иное имущество, а именно:

а) от иностранных государств, а также органов, организаций или физических лиц;

б) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном капитале превышала 30 % на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества;

в) юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля РФ, субъектов РФ или муниципальных образований превышала 30 % на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества;

г) организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Некоммерческие организации не вправе вносить пожертвования в избирательный фонд только в случае, если полученные этими некоммерческими организациями денежные средства либо иное имущество не были возвращены ими тем, кто перечислил эти денежные средства либо передал иное имущество иностранным государствам, органам, организациям или физическим лицам до дня внесения пожертвования в избирательный фонд.

Право распоряжаться средствами избирательного фонда политической партии принадлежит политической партии, создавшей этот фонд. Право распоряжаться средствами избирательного фонда регионального отделения политической партии принадлежит создавшему этот фонд региональному отделению политической партии по согласованию с лицом, уполномоченным на это руководящим органом политической партии.

Средства избирательных фондов политических партий имеют целевое назначение и могут использоваться исключительно:

1) на финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей;

2) проведение предвыборной агитации, а также на оплату работ информационного и консультационного характера;

3) оплату других работ, выполненных гражданами и юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением политической партией своей избирательной кампании.

Средства избирательных фондов региональных отделений политических партий имеют целевое назначение и могут использоваться исключительно:

1) на проведение предвыборной агитации, за исключением оплаты расходов, связанных с предоставлением платного эфирного времени на каналах общероссийских организаций телерадиовещания и платной печатной площади в общероссийских периодических печатных изданиях;

2) оплату других работ, выполненных гражданами и юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением политической партией своей избирательной кампании.

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, и ее региональные отделения вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а также на проведение предвыборной агитации, осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах депутатов Государственной Думы, только денежные средства, поступившие в избирательные фонды политической партии. Она вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в ее пользовании на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

Политическая партия, ее региональное отделение для финансирования избирательной кампании вправе использовать только те средства, которые перечислены отправителями на специальные избирательные счета их избирательных фондов до дня голосования.

В случае дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии, ранее зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, и из средств избирательного фонда регионального отделения этой политической партии увеличивается в 1,5 раза.

Специальные избирательные счета. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана открыть специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда после получения копии федерального списка кандидатов, заверенного ЦИК РФ. Региональное отделение политической партии при наличии решения уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии вправе открыть в субъекте РФ, в котором оно зарегистрировано в соответствии с федеральным законом, специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда после представления в избирательную комиссию субъекта РФ копии федерального списка кандидатов, заверенного ЦИК РФ.

Специальный избирательный счет открывается в филиале Сберегательного банка РФ, указанном для политической партии ЦИК РФ, для регионального отделения политической партии избирательной комиссией субъекта РФ. Политическая партия и ее региональное отделение вправе открыть только по одному специальному избирательному счету.

Незамедлительно по предъявлении документов филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны открыть политической партии и ее региональному отделению специальный избирательный счет. Плата за услуги по открытию счета и проведению операций по этому счету не взимается. За пользование средствами, находящимися на специальном избирательном счете, проценты не начисляются и не выплачиваются. Все средства зачисляются на специальный избирательный счет в валюте РФ.

Политическая партия открывает специальный избирательный счет на основании документа, выдаваемого ЦИК РФ в течение трех дней после заверения ею федерального списка кандидатов и регистрации уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам. Региональное отделение политической партии открывает специальный избирательный счет на основании документа, выдаваемого избирательной комиссией субъекта РФ в течение трех дней после представления им в избирательную комиссию субъекта РФ копии заверенного федерального списка кандидатов, заверенного списка уполномоченных представителей регионального отделения политической партии по финансовым вопросам и регистрации указанных уполномоченных представителей.

Все финансовые операции по специальному избирательному счету, за исключением возврата в избирательный фонд неизрасходованных средств и зачисления на указанный счет средств, перечисленных до дня голосования, прекращаются в день голосования. Если политическая партия не представила в ЦИК РФ документы, необходимые для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов, либо получила отказ в регистрации, либо отозвала федеральный список кандидатов, а также если регистрация указанного списка была отменена или аннулирована, то все финансовые операции по специальному избирательному счету прекращаются филиалом Сберегательного банка РФ по указанию ЦИК РФ. Все финансовые операции по специальному избирательному счету регионального отделения политической партии прекращаются в случае, если соответствующая региональная группа кандидатов исключена из федерального списка кандидатов. Финансовые операции прекращаются филиалом Сберегательного банка РФ по указанию избирательной комиссии субъекта РФ.

Финансовые операции по расходованию средств со специального избирательного счета регионального отделения политической партии могут быть приостановлены по указанию избирательной комиссии субъекта РФ на основании решения руководящего органа политической партии, уполномоченного на то съездом политической партии. В соответствии с ходатайством политической партии, ее регионального отделения ЦИК РФ, избирательная комиссия субъекта РФ вправе продлить срок проведения финансовых операций по оплате работ, выполненных до даты прекращения финансовых операций по специальному избирательному счету. Специальный избирательный счет закрывается политической партией, ее региональным отделением до дня представления ими итогового финансового отчета. Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов определяется ЦИК РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

Добровольные пожертвования в избирательный фонд. Добровольное пожертвование гражданина РФ в избирательный фонд вносится в отделение связи, кредитную организацию лично гражданином из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении добровольного пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведения о гражданстве.

Добровольное пожертвование юридического лица в избирательный фонд осуществляется в безналичном порядке – путем перечисления средств на специальный избирательный счет. При внесении добровольного пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты. Добровольные пожертвования в избирательный фонд перечисляются на специальный избирательный счет отделениями связи и кредитными организациями не позднее операционного дня, следующего за днем получения соответствующего платежного документа. При этом общий срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах субъекта РФ и пять операционных дней в пределах РФ.

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, и ее региональное отделение вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если добровольное пожертвование в избирательный фонд внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо пожертвование внесено с нарушением требований, либо пожертвование внесено в размере, превышающем максимальный размер такого пожертвования, то политическая партия, ее региональное отделение обязаны не позднее чем через 10 дней со дня поступления пожертвования на соответствующий специальный избирательный счет возвратить его жертвователю в полном объеме или ту его часть, которая превышает установленный максимальный размер пожертвования (за вычетом расходов на пересылку), с указанием причины возврата. Политическая партия, ее региональное отделение не несут ответственности за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, оказавшиеся недостоверными, если политическая партия, ее региональное отделение своевременно не получили информацию о неправомерности данных пожертвований.

Пожертвования, внесенные в избирательный фонд анонимными жертвователями, не позднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный избирательный счет должны перечисляться в доход федерального бюджета.

Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку политической партии только через избирательные фонды. Запрещаются без документально подтвержденного согласия уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам, уполномоченного представителя регионального отделения политической партии по финансовым вопросам и без оплаты из средств соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами депутатов Государственной Думы и направленных на достижение определенного результата на выборах. Расчеты между политической партией, ее региональным отделением и юридическим лицом за такое выполнение работ, такую реализацию товаров производятся только в безналичном порядке.

Запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным или завышенным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, прямо или косвенно связанных с выборами депутатов Государственной Думы и направленных на достижение определенного результата на выборах. Материальная поддержка политической партии, направленная на достижение определенного результата на выборах, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда.

Допускается добровольное бесплатное личное выполнение работ гражданином для политической партии, ее регионального отделения в ходе избирательной кампании без привлечения третьих лиц.

Отчетность по средствам избирательных фондов, публикация информации о сводных финансовых отчетах политических партий. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, ее региональное отделение, создавшие избирательные фонды, обязаны вести учет поступления средств в избирательные фонды и расходования этих средств. Порядок и формы учета и отчетности политической партии, ее регионального отделения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств утверждаются ЦИК РФ.

Политическая партия представляет в ЦИК РФ следующие финансовые отчеты:

1) первый финансовый отчет – одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов, куда включаются сведения по состоянию на дату, которая на пять дней предшествует дате сдачи отчета;

2) итоговый финансовый отчет – не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы, куда прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств на специальный избирательный счет политической партии и расходование этих средств, справки об оставшихся средствах или о закрытии указанного счета.

Региональное отделение политической партии, создавшее избирательный фонд, представляет в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы итоговый финансовый отчет. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств на специальный избирательный счет регионального отделения политической партии и расходование этих средств, справки об оставшихся средствах и (или) о закрытии указанного счета.[64]

Копии финансовых отчетов передаются соответствующей избирательной комиссией в редакции средств массовой информации для опубликования, а также размещаются ею в сети Интернет в течение пяти дней со дня получения указанных отчетов. Редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий, редакции региональных государственных периодических печатных изданий обязаны публиковать переданные им ЦИК РФ, соответствующими избирательными комиссиями субъектов РФ финансовые отчеты в течение трех дней со дня их получения.

Филиалы Сберегательного банка РФ не реже одного раза в неделю, а менее чем за 10 дней до дня голосования не реже одного раза в три операционных дня представляют в ЦИК РФ, избирательную комиссию субъекта РФ сведения о поступлении средств на соответствующие специальные избирательные счета и расходовании этих средств по формам, установленным ЦИК РФ. При этом может использоваться Государственная автоматизированная система (ГАС) «Выборы».

Центральная избирательная система РФ, избирательная комиссия субъекта РФ до дня голосования периодически, но не реже одного раза в две недели, направляют в редакции средств массовой информации для опубликования информацию о поступлении средств на соответствующие специальные избирательные счета и расходовании этих средств. ЦИК РФ, избирательная комиссия субъекта РФ знакомят уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам, уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам, а также редакции средств массовой информации по их официальным запросам с полученными от филиалов Сберегательного банка РФ сведениями о поступлении средств на соответствующие специальные избирательные счета и расходовании этих средств. Филиалы Сберегательного банка РФ по запросу ЦИК РФ, избирательной комиссии субъекта РФ обязаны в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования – немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление средств на специальные избирательные счета и расходование этих средств.

Редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий, редакции региональных государственных периодических печатных изданий обязаны публиковать переданные им соответственно ЦИК РФ, избирательными комиссиями субъектов РФ сведения о поступлении средств на специальные избирательные счета и расходовании этих средств, а также сведения из сводных финансовых отчетов политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, за четыре отчетных года, предшествующие году проведения выборов депутатов Государственной Думы, а если политическая партия была зарегистрирована менее чем за четыре года до года проведения указанных выборов, то за период, который начинается с года регистрации политической партии и заканчивается годом, предшествующим году проведения выборов. Обязательному опубликованию подлежат сведения:[65]

1) о финансовой операции по расходованию средств из соответствующего избирательного фонда (средств политической партии) в случае, если ее размер превышает 800 тысяч рублей – для политической партии и 100 тысяч рублей – для ее регионального отделения;

2) о юридических лицах, перечисливших в соответствующий избирательный фонд (на счет политической партии) добровольные пожертвования в сумме, превышающей 400 тысяч рублей для политической партии и 50 тысяч рублей – для ее регионального отделения;

3) о количестве граждан, внесших в соответствующий избирательный фонд (на счет политической партии) добровольные пожертвования на сумму, превышающую 40 тысяч рублей – для политической партии и 20 тысяч рублей – для ее регионального отделения;

4) о средствах, возвращенных жертвователям из соответствующего избирательного фонда (со счета политической партии), в том числе об основаниях возврата;

5) об общей сумме средств, поступивших в соответствующий избирательный фонд (на счет политической партии), и об общей сумме израсходованных средств.

Органы регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, либо уполномоченные в сфере регистрации некоммерческих организаций в пятидневный срок со дня поступления к ним представления соответствующей избирательной комиссии обязаны осуществить на безвозмездной основе проверку сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении добровольных пожертвований в избирательные фонды, и сообщить о результатах проверки в избирательную комиссию. Указанные сведения представляются по формам, установленным ЦИК РФ. При этом может использоваться ГАС «Выборы». При поступлении в распоряжение ЦИК РФ, избирательных комиссий субъектов РФ информации о внесении добровольных пожертвований информация незамедлительно сообщается ЦИК РФ, избирательными комиссиями субъектов РФ соответствующим политическим партиям, их региональным отделениям.[66]

Возврат средств политическими партиями, их региональными отделениями. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, ее региональное отделение после дня голосования и до представления итогового финансового отчета обязаны перечислить неизрасходованные средства, находящиеся на соответствующем специальном избирательном счете, гражданам или юридическим лицам, внесшим добровольные пожертвования либо осуществившим перечисления в соответствующие избирательные фонды, пропорционально вложенным ими средствам (за вычетом расходов на пересылку).[67]

По истечении 60 дней со дня голосования филиалы Сберегательного банка РФ по письменному указанию ЦИК РФ, соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ обязаны перечислить оставшиеся на специальных избирательных счетах средства в доход федерального бюджета.

Финансовое обеспечение избирательных комиссий. Расходование средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение деятельности избирательных комиссий, использование и эксплуатацию средств автоматизации, на повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов, производится избирательными комиссиями самостоятельно.

За счет средств федерального бюджета финансируются следующие расходы избирательных комиссий:

1) на дополнительную оплату труда членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, а также на выплаты гражданам, работающим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях;

2) изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности;

3) приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы и обеспечения деятельности избирательных комиссий;

4) транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в труднодоступных и отдаленных местностях;

5) доставку и хранение избирательных документов, подготовку их к передаче в архив или на уничтожение;

6) командировки и другие цели, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, а также с обеспечением деятельности избирательных комиссий;

7) использование и эксплуатацию средств автоматизации, повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов.

Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на указанный период на основании представления избирательной комиссии, сохраняется основное место работы, ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Порядок выплаты и размеры компенсации и дополнительной оплаты труда устанавливаются ЦИК РФ за счет и в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы.

Оплата труда членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной основе, работников аппарата избирательной комиссии производится в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, в порядке и размерах, определяемых ЦИК РФ.

Участковая избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней со дня голосования представляет в территориальную избирательную комиссию отчет о поступлении участковой избирательной комиссии средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, и расходовании этих средств. Территориальная избирательная комиссия не позднее чем через 20 дней со дня голосования представляет в избирательную комиссию субъекта РФ отчет о поступлении территориальной избирательной комиссии средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, и расходовании этих средств.

Избирательная комиссия субъекта РФ не позднее чем через 50 дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы представляет в ЦИК РФ отчет о поступлении избирательной комиссии субъекта РФ средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, и расходовании этих средств, а если соответствующими региональными отделениями политических партий были созданы избирательные фонды, то также сведения о поступлении средств в эти избирательные фонды и расходовании этих средств.

Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы представляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации отчет о расходовании средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов
депутатов Государственной Думы, а также сведения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств. Указанные отчет и сведения не позднее чем через один месяц со дня их представления в палаты Федерального Собрания РФ должны быть опубликованы ЦИК РФ в ее официальном печатном органе и переданы редакциям других средств массовой информации для опубликования.

Контрольно-ревизионные службы при избирательных комис­сиях. Для осуществления контроля за целевым расходованием средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, за источниками поступления средств в избирательные фонды, организацией учета этих средств и их использованием, а также для проверки финансовых отчетов политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, их региональных отделений, создавших избирательные фонды, организации проверки достоверности представленных сведений о доходах и об имуществе кандидатов и источниках этих доходов при ЦИК РФ и избирательных комиссиях субъектов РФ создаются контрольно-ревизионные службы.

Контрольно-ревизионные службы создаются с привлечением специалистов государственных органов, иных органов и организаций, включая Центральный банк РФ, Сберегательный банк РФ, главные управления Центрального банка Российской Федерации в субъектах РФ. Указанные органы и организации по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы обязаны откомандировать специалистов в распоряжение избирательной комиссии на срок не менее пяти месяцев. На период работы в контрольно-ревизионных службах специалисты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы, установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. Указанным специалистам также может выплачиваться вознаграждение из средств избирательных комиссий, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы. Положение о контрольно-ревизионной службе утверждается соответствующей избирательной комиссией. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-ревизионной службы осуществляется соответствующей избирательной комиссией.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы конт­рольно-ревизионная служба по поручению соответствующей избирательной комиссии осуществляет следующее:

1) проверяет финансовые отчеты политических партий, их региональных отделений, создавших избирательные фонды, нижестоящих избирательных комиссий;

2) организует проверку достоверности сведений о доходах, имуществе кандидатов, источниках этих доходов, денежных вкладах и ценных бумагах кандидатов, в том числе об акциях, и ином участии кандидатов в капитале коммерческих организаций, об имуществе кандидатов, находящемся за пределами территории РФ, в том числе переданном в доверительное управление;

3) контролирует соблюдение установленного порядка финансирования политическими партиями, их региональными отделениями проведения предвыборной агитации, осуществления иных мероприятий, непосредственно связанных с выборами;

4) запрашивает и получает от политических партий, их региональных отделений, а также от избирательных комиссий информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию;

5) обращается в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, организации, независимо от формы собственности, а также к гражданам по вопросам, входящим в компетенцию контрольно-ревизионной службы, запрашивает необходимые сведения и материалы, связанные с финансовым обеспечением выборов. Ответы на обращения контрольно-ревизионной службы и запрашиваемые ею материалы представляются в десятидневный срок, а за пять и менее дней до дня голосования и в день голосования – немедленно;

6) составляет документы о нарушениях, допущенных при финансировании выборов;

7) ставит перед соответствующей избирательной комиссией вопрос о применении мер ответственности к политическим партиям, их региональным отделениям, а также к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при финансировании соответствующих избирательных кампаний;

8) привлекает экспертов к проведению проверок, подготовке заключений и экспертных оценок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: