Финансовая политика государства

Государственная финансовая политика это часть макроэкономической политики, включающая мероприятия по использованию финансовых отношений, мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование.

Содержание финансовой политики включает: разработку общей концепции, целей, задач и направлений; создание системы форм, видов, методов организации финансовых отношений; управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйственных отношений.

Основными направлениями финансовой политики являются: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, ценовая, таможенная, инвестиционная, социальная политика, а также политика в области международных финансов.

Для эффективной работы предприятий, отраслей, всей экономики нужна продуктивная финансовая политика, составной частью которой является фискальная политика государства.

Фискальная политика – совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов.

Различают дискреционную (дискреционный – действующий по своему усмотрению) и недискреционную политику или политику автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Рассмотрим дискреционную политику. Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Мы уже говорили о мультипликаторе инвестиций, но еще действует мультипликатор государственных расходов

MG – мультипликатор государственных расходов;

- прирост валового национального продукта;

- прирост государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает валовой национальный продукт в результате увеличения этих расходов.

МG =

Ty – налоговая ставка.

МРС– предельная склонность к потреблению.

Естественно, что при уменьшении государственных затрат сокращается объем ВНП.

Увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции, и занятость рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости. Здесь также действует мультипликативный эффект. Налоговый мультипликатор показывает, насколько изменяется валовой национальный продукт в результате изменения налогов.

МТ =

Мультипликатор налогов меньше мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каждая единица прироста и инвестиций и государственных расходов прямо воздействует на увеличение объема ВНП. При уменьшении налогов растет располагаемый доход, однако из него лишь часть идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.

Фискальная политика различается на разных фазах цикла. Например, при кризисе проводится политика экономического роста: для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги. Когда происходит рост производства, вызванный избыточным спросом, то правительство проводит политику сдерживания деловой активности – сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Рассмотрим политику автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор – это экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

На фазе подъема доходы фирм и населения растут. Но при прогрессивном налогообложении ещё быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иных социальные расходы государства. В итоге, снижается совокупный спрос, и это сдерживает экономический рост.

На фазе спада налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательская способность населения, что помогает преодолению спада экономики.

Из сказанного видно, какое большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Осуществление фискальной политики сталкивается с некоторыми проблемами временного характера.

Во-первых, временной лаг распознавания. Между началом спада и осознанием того факта, что он имеет место, существует определенный промежуток времени. Экономика может иметь четырёх – или даже шестимесячный спад, прежде чем этот факт проявится в соответствующей статистике и будет осознан.

Во-вторых, административная задержка. Колеса правительства крутятся довольно медленно. Обычно проходит значительный промежуток времени от того момента, когда будет признана необходимость принятия фискальных мер, до того момента, когда эти меры будут приняты. В это время экономическая ситуация может полностью измениться и предлагавшиеся меры стать совершенно неподходящими.

В-третьих, функциональное запаздывание. Существует определенный временной лаг между принятием решения и тем временем, когда меры начнут действовать. И если спад непродолжителен, а меры, применяемые правительством, начнут действовать через 1-1,5 года, то принятие таких мер проблематично.

В-четвертых, политические проблемы в осуществлении фискальной политики. Некоторые политики применяют фискальную политику не в интересах национальной экономики, а в силу стремления быть переизбранными. Именно поэтому выдвигается предположение о существовании делового цикла, обусловленного политическими мотивами. То есть, политические деятели могут манипулировать фискальной политикой с целью максимизации поддержки избирателей, даже если их фискальные решения имеют тенденцию дестабилизировать экономику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: