В процессе кодирования объектам классификации и их группам присваивают цифровые, буквенные или цифро-буквенные обозначения – так называемые коды. Код – это знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения объектов классификации и их классификационных группировок. Совокупность методов и правил кодирования классификационных группировок и объектов классификации данного множества составляет кодировку.
Каждый код характеризуется алфавитом, основой и структурой. Алфавит кода – это совокупность знаков, используемых для его создания. Основа кода – это число знаков в алфавите. Структура кода определяет его состав и последовательность размещения знаков.
Алфавит и основа кода, если задана структура, определяющая емкость кода, т.е. количество объектов, которые могут быть закодированы кодом без нарушения его структуры.
Существуют 4 системы кодирования экономической информации.
1. Порядковая, или регистрационная, система генерации кода из чисел натурального ряда. Алфавит этого кода составляют числа 0,1,..., 9.
|
|
2. Серийно-порядковая система генерации кода из чисел натурального ряда и закрепления серий (диапазонов) кодов по объектам с одинаковыми знаками.
3. Последовательный метод построения кода с использованием кодов последовательно расположенных классификационных группировок, полученных в результате применения иерархической системы классификации.
4. Параллельный метод образования кода из кодов независимых группировок, полученных при применении фасетной классификации.
Кодирования широко применяется при автоматизированной обработки информации в финансово-кредитных учреждениях. При этом кодируются не только объекты, но и сами процессы и операции обработки, технологии, модели и т. п.
При внутри машинной обработке манипулируют, как правило, кодами, и только тогда, когда данные представляются пользователю, информация подается в расшифрованном виде. Благодаря такому подходу удается существенно уменьшить объемы данных, а следовательно, и время их обработки.
Наряду с кодированием ЭКИ применяют и шифрования данных (информации), но не с целью упростить их обработку (шифрования как технологическая операция при обработке данных в целом усложняет процесс обработки и увеличивает общие затраты времени за счет операций шифрования и расшифровки данных), а для того, чтобы скрыть содержание информации.
Когда речь идет об автоматизированной обработке информации, коды должны обеспечивать:
1. решения всех задач при минимальной длине кода;
2. единство кодов для всех задач, всех комплексов, подсистем и уровней управления;
|
|
3. информационные связи для взаимосвязанных систем;
4. возможность автоматического контроля его правильности.
Классификатор – это документ, представляющий собой собрание кодов и наименований классификационных объектов и их группировок. Позиция классификатора содержит, как правило, наименование объекта и его код. По каждому классификатору важно определить его назначение и сферу действия. Классификатор может быть назначен:
- для первичного кодирования объектов, процессов и т.д. при подготовке данных для машинной обработки. В таком случае он используется как справочник, следовательно, упорядочивается в основном по наименованию объектов;
- для автоматизированной обработки данных, т. е. речь идет о применении классификатора при внутримашинной обработке данных, их выдачи пользователю и т.д., используют такие классификаторы чаще по кодам объектов;
- для передачи информации по каналам связи.
По сфере действия различают классификаторы:
- личные – для личного пользования;
- локальные – используемые при решении задачи или комплекса задач в системе;
- отраслевые – применяемые в учреждениях и на предприятиях одной отрасли;
- общегосударственные – обязательные для использования во всех учреждениях и на предприятиях государства.
На уровне государства существует единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ). Она включает в себя комплекс общегосударственных классификаторов технико-экономической информации (КТЭИ), автоматизированную систему (АС) их ведения и нормативные документы по их разработки и ведения (НД). Итак, условно можно записать:
ЕСКК ТЭИ = КТЭИ АС НД.
Всё множество классификаторов ЕСКК ТЭИ делится на четыре группы:
1. классификаторы ресурсов;
2. классификаторы предметов труда и деятельности;
3. классификаторы структуры народного хозяйства и административно-хозяйственного управления;
4. классификаторы управляющей информации, единиц измерения, документов.
ЕСКК ТЭИ предусматривает использование и ведение:
- общегосударственных классификаторов технико-экономических показателей (ЗКТЕП);
- системы обозначения органов государственного управления (НИЗА);
- классификаторов промышленной и сельскохозяйственной продукции (ЗКП);
- системы определения объектов административного деления (СПАТО);
- классификаторов отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);
- классификатор предприятий и организаций (ОКПО);
- системы обозначения единиц измерения.
ЕСКК обеспечивает:
- обмен данными между различными уровнями управления народным хозяйством;
- согласования технико-экономических показателей;
- возможность агрегирования данных на разных уровнях управления;
- максимальную автоматизацию всех технологических операций обработки информации.
Наличие определенных систем классификации и кодов определяет возможность выполнения машинных операций по упорядочению данных, получения промежуточных результатов (итогов), а также операций поиска и отбора элементов массивов. Таким образом, использование классификаторов ЕСКК обеспечивает к тому же одинаковые возможности по обработке данных в АИС различных учреждениях и организациях.
Заметим, что существует устойчивая тенденция проникновения классификации и кодирования в различные сферы человеческой деятельности. Это, скажем, кодирования продукции и товаров по единой системой штрих-кодов, введение регистрационных номеров для автотранспорта и другой техники, номеров паспортов, регистрационных номеров налогоплательщиков и т.д. Более того, благодаря кодированию и созданию единой электронной сети передачи и обработки информации принципиально позволяет лишь один раз идентифицировать человека в системе, а далее выполнять обмен данными с ее кодом в различных функциональных системах – медицинских, административных производственных, юридических и т.д.
|
|
ВОПРОС 13 Этапы развития АИТ
Эволюция ИТ. Задача накопления, обработки и распространения (обмена) информации стояла перед человечеством на всех этапах его развития. В течение долгого времени основными инструментами для ее решения были мозг, язык и слух человека. Первое кардинальное изменение произошло в связи с приходом письменности, а затем – изобретения книгопечатания. Эти два этапа создали принципиально новую технологию накопления распространения информации, избавившую человечество от необходимости всецело полагаться на память. В своем развитии и становлении ИТ прошла несколько этапов (таблица 1).
Этапы развития и становления ИТ |
1. «Ручная» ИТ, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществляется направлением депеш. |
2. «Механическая» ИТ, инструментарий которой составляли (конец 19 в.): пишущая машинка, телефон, диктофон и т. д. Коммуникация – модернизация системы общественной почты. |
3. «Электрическая» ИТ, инструментарий которой составляли (40 – 60 гг. 20 в.): большие ЭВМ и соответствующее, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. |
4. «Электронная» ИТ, инструментарий которой составляли (с начала 70-х гг. 20 в.): большие ЭВМ и создаваемые на их базе АСУ и ИПС, оснащенные широким спектром базового и специализированного ПО |
5. «Компьютерная» (новая) ИТ, основным инструментарием которой является(с начала 80-х гг. 20 в.): ПК с широким спектром стандартного ПО разного направления. Переход от идеи АСУ к системам поддержки принятия решений и экспертным системам. |
Основу современных ИТ составляют три технологических достижения:
1. появление новой среды накопления информации на машиночитаемых носителях;
2. развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи (телевидение, сети передачи данных, спутниковая связь, телефонная связь);
|
|
3. возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам.
Этапы развития АИТ приведены в таблице 2.
Годы / поколение ЭВМ | Решаемые задачи | Тип АИТ |
Конец 50-х – начало 60-х годов (I - II поколение) | Использование ЭВМ для решения отдельных наиболее трудоемких задач по начислению заработной платы, материальному учету и др., решение отдельных оптимизационных задач | Частичная электронная обработка данных |
60-е годы – начало 70-х годов (II - III поколение) | Электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно-справочных данных, выдача машинограмм на бумажных носителях | ЭСОД – электронная система обработки данных |
70-е годы (III поколение) | Комплексная обработка информации на всех этапах управления деятельностью предприятия (организации), переход к разработке подсистем АСУ (материально-технического снабжения, движения товаров, контроля запасов и транспортных перевозок, учета реализации готовой продукции, планирования и управления) | Централизованная автоматизированная обработка информации в условиях ВЦ и ВЦКП (ВЦ коллективного пользования) |
80-е годы (IV поколение) | Развитие АСУ ТП (АСУ технологическими процессами), САПР, АСУП, ОАСУ (отраслевых АСУ), ОГАС (общегосударственных АСУ); плановых расчетов, статистики, материально-технического снабжения, науки и техники, финансовых расчетов и др. Тенденция к децентрализации обработки данных, решению задач в многопользовательском режиме, переход к безбумажной технологии использования средств ВТ. | Специализация технологических решений на базе мини-ЭВМ, ПЭВМ и удаленного доступа к массивам данных с одновременной универсализацией способов обработки информации на базе мощных суперЭВМ |
Конец 80-х годов по настоящее время (V поколение) | Комплексное решение экономических задач; объектно-ориентированный подход в зависимости от системных характеристик предметной области; широкий спектр приложений; сетевая организация информационных структур; преобладание интерактивного взаимодействия пользователя в ходе эксплуатации ВТ. Реализация интеллектуального человеко-машинного интерфейса, систем поддержки принятия решений, информационно-советующих систем. | НИТ (новая ИТ) – сочетание средств ВТ, средств связи и оргтехники |
ВОПРОС 14 Функциональная структура АИТ
Внутренняя структура информационной технологии (ИТ) определяется набором взаимодействующих информационных процессов, посредством которых реализуются методы данной ИТ. Под информационным процессом здесь понимается процесс, в ходе которого изменяется содержание или форма представления информации. Видами таких процессов являются: получение, накопление, передача, обработка, отображение информации. Каждый из этих процессов содержит определённый набор процедур, реализуемых с помощью информационных операций. В информатике рассмотрение различных систем и процессов происходит на трёх уровнях описания, которые соответственно называются: концептуальным, логическим и физическим.
Концептуальный уровень (концептуальная модель) | Это содержательное описание системы или процесса, использующее язык соответствующей предметной области. |
Логический уровень (логическая модель) | Это формализованное описание на языке информационных или математических моделей. |
Физический уровень (физическая модель) | Это описание реализации на языке аппаратно-программных средств. Применительно к ИТ это означает содержательное описание используемых в ней информационных процессов и процедур на концептуальном уровне, описание в виде набора моделей (информационных, математических) процессов и их составляющих на логическом уровне и реализацию информационных процессов в виде совокупности аппаратных средств, системного и прикладного программного обеспечения на физическом уровне. |
Концептуальная схема базовой ИТ, построенная на основе концептуальной модели, представлена на рисунке 1
.
В левой части схемы представлены основные процессы, которые могут входить в состав ИТ, и информационные связи между ними, а в правой части – основные процедуры, которые могут быть в составе этих процессов. Назначение указанных процедур определяется общим назначением ИТ – получением информационного продукта на основе соответствующих информационных ресурсов и их принадлежностью определённым информационным процессам. Формирование информационного ресурса начинается с процедуры сбора информации, т. е. получения информационного отображения предметной области.
Процедура подготовки включает структурирование собранной информации и определение её достоверности, полноты, непротиворечивости и т. д. Процедура ввода осуществляет перенос информации в память компьютера в форме машинных данных.
Следующая группа процедур, относящаяся к информационному процессу накопления, обеспечивает длительное и безопасное хранение данных, их поддержание в актуальном состоянии, соответствующем потребностям решаемых задач и быстрое нахождение требуемых данных. Процедуры, относящиеся к информационному процессу обработки, реализуют алгоритмы решения некоторого класса задач, типы которых определяются спецификой конкретной предметной области, в которой применяется ИТ, и информационными потребностями пользователей. Процедуры передачи данных предназначены для обмена информацией по каналам связи, объединяющим некоторое количество ЭВМ в компьютерную сеть. Они включают как процедуры организации сети (коммутация пакетов и их маршрутизация), так и собственно обмен данными. Процедуры информационного процесса отображения предназначены для преобразования машинных данных в форму, удобную для человеческого восприятия и использования.
ВОПРОС 15 Функциональные подсистемы АИТ
Бурное развитие ИТ в конце XX в., переход информационных ресурсов в категорию стратегических потребовало упорядочения и систематизации этой предметной области. Были приняты попытки разработки классификаций ИТ.
При разработке концепции информатизации были определены два обширных класса ИТ:
- базовые (обеспечивающие) информационные технологии;
- прикладные (функциональные) информационные технологии.
Прикладные информационные технологии – технологии, реализующие типовые процедуры обработки информации в конкретных предметных областях. По ним предлагается следующая условная классификация:
- ИТ по формированию и применению информационных ресурсов;
- ИТ в системах массового обслуживания населения;
- ИТ в процессах экологии; ИТ в сфере организационного управления;
- ИТ в сфере формирования и применения интеллектуального потенциала;
- ИТ в производственных процессах; ИТ поддержки управляющих решений в социальной, политической, экономической сферах и безопасности государства;
- офисные ИТ;
- финансовые ИТ;
- ИТ бизнес-приложений, обеспечивающие рекламу, маркетинг, управление персоналом, управление запасами и т.д.;
- ИТ автоматизированного проектирования;
- ИТ автоматизированных систем управления предприятиями - АСУП;
- ИТ АСУ технологическими процессами – АСУТП;
- ИТ управления машинами и аппаратами;
- ИТ в медицине;
- ИТ в космических исследованиях;
- ИТ в военном деле;
- ИТ в управлении государством и т.д.
В зависимости от роли человека в процессе управления, форм связи и особенностей функционирования звена «человек-машина», распределения информационных и управляющих функций между оператором и ЭВМ, между ЭВМ и средствами контроля и управления все технологии можно разделить на информационные и управляющие. Различают два вида ИТ:
- информационно-справочные (пассивные), поставляющие информацию оператору после его запроса системы;
- информационно-советующие (активные), которые выдают абоненту предназначенную для него информацию по ситуации или периодически через определенные промежутки времени.
ВОПРОС 16 Обеспечивающие подсистемы АИТ
Бурное развитие ИТ в конце XX в., переход информационных ресурсов в категорию стратегических потребовало упорядочения и систематизации этой предметной области. Были приняты попытки разработки классификаций ИТ.
При разработке концепции информатизации были определены два обширных класса ИТ:
- базовые (обеспечивающие) информационные технологии;
- прикладные (функциональные) информационные технологии.
Функциональные информационные технологии (ФИТ) – это модификация обеспечивающих технологий для задач определенной предметной области, т.е. реализуется предметная технология. Предметные технологии и информационная технология влияют друг на друга. Например, появление пластиковых карточек как носителей финансовой информации принципиально изменила предметную технологию. При этом пришлось создавать совершенно новую информационную технологию. Но, в свою очередь, возможности, представленные новой ИТ, повлияли на предметную технологию пластиковых носителей (в области их защиты, например).
К базовым информационным технологиям относятся:
- технологии обработки текстов;
- технологии баз данных;
- технологии информационных хранилищ;
- технологии интеллектуального анализа данных;
- геоинформационные технологии;
- технологии информационной безопасности;
- технологии отображения информации;
- мультимедиа технологии;
- Internet-технологии;
- Intranet-технологии, технологии «клиент-сервер»;
- конвейерные технологии;
- технологии нейро вычислений; технологии автоматизированного проектирования (CASE-технологии);
- телекоммуникационные технологии;
- технологии описания информационных потоков (work-flow);
- технологии аналого-цифровых преобразований;
- технологии тиражирования информации;
- мультимедиа технологии и технологии создания виртуальной реальности;
- технологии человеко-машинного интерфейса;
- ИТ работы с графическими, аудио- и видеоданными;
- ИТ распределенной обработки данных;
- ИТ передачи данных по линиям связи;
- ИТ защиты данных от несанкционированного использования и искажения;
- ИТ разработки программного обеспечения.
ВОПРОС 17 Классификация и кодирование информации
Кодирование – процесс присвоения условного обозначения объектам классификации. Система кодирования применяется для замены названия объекта на какой-либо код. Код строится на основе использования букв, цифр. Код характеризуется длиной (числом позиций), структурой (порядком расположения символов).
Методы в системе кодирования: классификационный и регистрационный.
Классификация системы кодирования – предварительная классификация объектов. Существует поразрядная классификация, система повторения, комбинированная система.
Регистрационная – не требует предварительной классификации объектов. Существует порядковая и серийная.
Порядковая система кодирования – последовательная нумерация объектов числами натурального ряда. Используется когда кол-во объектов невелико (1,2,3...) Плюсы: простота и малозначность. Минусы: с появлением новых объектов логическая стройность нарушается.
Серийная система кодирования – предполагает деление объектов на классы, серии. Внутри серии - порядковая система. Используется когда количество групп невелико (1.1, 1.2...2.2, 2.2...). Плюсы: возможно предусмотреть резерв серии; можно подвести итог по серии. Минусы: нужно предусмотреть правильный резерв.
Поразрядная (позиционная) система – используется для кодирования сложных номенклатур, объекты которых могут формироваться по различным признакам. Например, К-4-2: К – позиция для института, 4 – позиция курса, 2 – позиция группы. Плюсы: четкое выделение классификационных признаков; логичность построения.
Система повторения – используются буквенные или цифровые обозначения, непосредственно характеризующие объект. Например – план счетов. Счет 10 – сырье и материалы. Внутри счета – несколько субсчетов, раскрывающих содержание счета.
Комбинированная система – используется для кодирования больших и сложных номенклатур, которые необходимо группировать по нескольким соподчиненным или независимым признакам (аналогична позиционной системе).