Кодирования экономической информации. Основные методы кодирования

В процессе кодирования объектам классификации и их группам присваивают цифровые, буквенные или цифро-буквенные обозначения – так называемые коды. Код – это знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения объектов классификации и их классификационных группировок. Совокупность методов и правил кодирования классификационных группировок и объектов классификации данного множества составляет кодировку.

Каждый код характеризуется алфавитом, основой и структурой. Алфавит кода – это совокупность знаков, используемых для его создания. Основа кода – это число знаков в алфавите. Структура кода определяет его состав и последовательность размещения знаков.

Алфавит и основа кода, если задана структура, определяющая емкость кода, т.е. количество объектов, которые могут быть закодированы кодом без нарушения его структуры.

Существуют 4 системы кодирования экономической информации.

1. Порядковая, или регистрационная, система генерации кода из чисел натурального ряда. Алфавит этого кода составляют числа 0,1,..., 9.

2. Серийно-порядковая система генерации кода из чисел натурального ряда и закрепления серий (диапазонов) кодов по объектам с одинаковыми знаками.

3. Последовательный метод построения кода с использованием кодов последовательно расположенных классификационных группировок, полученных в результате применения иерархической системы классификации.

4. Параллельный метод образования кода из кодов независимых группировок, полученных при применении фасетной классификации.

Кодирования широко применяется при автоматизированной обработки информации в финансово-кредитных учреждениях. При этом кодируются не только объекты, но и сами процессы и операции обработки, технологии, модели и т. п.

При внутри машинной обработке манипулируют, как правило, кодами, и только тогда, когда данные представляются пользователю, информация подается в расшифрованном виде. Благодаря такому подходу удается существенно уменьшить объемы данных, а следовательно, и время их обработки.

Наряду с кодированием ЭКИ применяют и шифрования данных (информации), но не с целью упростить их обработку (шифрования как технологическая операция при обработке данных в целом усложняет процесс обработки и увеличивает общие затраты времени за счет операций шифрования и расшифровки данных), а для того, чтобы скрыть содержание информации.

Когда речь идет об автоматизированной обработке информации, коды должны обеспечивать:

1. решения всех задач при минимальной длине кода;

2. единство кодов для всех задач, всех комплексов, подсистем и уровней управления;

3. информационные связи для взаимосвязанных систем;

4. возможность автоматического контроля его правильности.

Классификатор – это документ, представляющий собой собрание кодов и наименований классификационных объектов и их группировок. Позиция классификатора содержит, как правило, наименование объекта и его код. По каждому классификатору важно определить его назначение и сферу действия. Классификатор может быть назначен:

- для первичного кодирования объектов, процессов и т.д. при подготовке данных для машинной обработки. В таком случае он используется как справочник, следовательно, упорядочивается в основном по наименованию объектов;

- для автоматизированной обработки данных, т. е. речь идет о применении классификатора при внутримашинной обработке данных, их выдачи пользователю и т.д., используют такие классификаторы чаще по кодам объектов;

- для передачи информации по каналам связи.

По сфере действия различают классификаторы:

- личные – для личного пользования;

- локальные – используемые при решении задачи или комплекса задач в системе;

- отраслевые – применяемые в учреждениях и на предприятиях одной отрасли;

- общегосударственные – обязательные для использования во всех учреждениях и на предприятиях государства.

На уровне государства существует единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ). Она включает в себя комплекс общегосударственных классификаторов технико-экономической информации (КТЭИ), автоматизированную систему (АС) их ведения и нормативные документы по их разработки и ведения (НД). Итак, условно можно записать:

ЕСКК ТЭИ = КТЭИ АС НД.

Всё множество классификаторов ЕСКК ТЭИ делится на четыре группы:

1. классификаторы ресурсов;

2. классификаторы предметов труда и деятельности;

3. классификаторы структуры народного хозяйства и административно-хозяйственного управления;

4. классификаторы управляющей информации, единиц измерения, документов.

ЕСКК ТЭИ предусматривает использование и ведение:

- общегосударственных классификаторов технико-экономических показателей (ЗКТЕП);

- системы обозначения органов государственного управления (НИЗА);

- классификаторов промышленной и сельскохозяйственной продукции (ЗКП);

- системы определения объектов административного деления (СПАТО);

- классификаторов отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);

- классификатор предприятий и организаций (ОКПО);

- системы обозначения единиц измерения.

ЕСКК обеспечивает:

- обмен данными между различными уровнями управления народным хозяйством;

- согласования технико-экономических показателей;

- возможность агрегирования данных на разных уровнях управления;

- максимальную автоматизацию всех технологических операций обработки информации.

Наличие определенных систем классификации и кодов определяет возможность выполнения машинных операций по упорядочению данных, получения промежуточных результатов (итогов), а также операций поиска и отбора элементов массивов. Таким образом, использование классификаторов ЕСКК обеспечивает к тому же одинаковые возможности по обработке данных в АИС различных учреждениях и организациях.

Заметим, что существует устойчивая тенденция проникновения классификации и кодирования в различные сферы человеческой деятельности. Это, скажем, кодирования продукции и товаров по единой системой штрих-кодов, введение регистрационных номеров для автотранспорта и другой техники, номеров паспортов, регистрационных номеров налогоплательщиков и т.д. Более того, благодаря кодированию и созданию единой электронной сети передачи и обработки информации принципиально позволяет лишь один раз идентифицировать человека в системе, а далее выполнять обмен данными с ее кодом в различных функциональных системах – медицинских, административных производственных, юридических и т.д.


ВОПРОС 13 Этапы развития АИТ

Эволюция ИТ. Задача накопления, обработки и распространения (обмена) информации стояла перед человечеством на всех этапах его развития. В течение долгого времени основными инструментами для ее решения были мозг, язык и слух человека. Первое кардинальное изменение произошло в связи с приходом письменности, а затем – изобретения книгопечатания. Эти два этапа создали принципиально новую технологию накопления распространения информации, избавившую человечество от необходимости всецело полагаться на память. В своем развитии и становлении ИТ прошла несколько этапов (таблица 1).

Этапы развития и становления ИТ
1. «Ручная» ИТ, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществляется направлением депеш.
2. «Механическая» ИТ, инструментарий которой составляли (конец 19 в.): пишущая машинка, телефон, диктофон и т. д. Коммуникация – модернизация системы общественной почты.
3. «Электрическая» ИТ, инструментарий которой составляли (40 – 60 гг. 20 в.): большие ЭВМ и соответствующее, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.
4. «Электронная» ИТ, инструментарий которой составляли (с начала 70-х гг. 20 в.): большие ЭВМ и создаваемые на их базе АСУ и ИПС, оснащенные широким спектром базового и специализированного ПО
5. «Компьютерная» (новая) ИТ, основным инструментарием которой является(с начала 80-х гг. 20 в.): ПК с широким спектром стандартного ПО разного направления. Переход от идеи АСУ к системам поддержки принятия решений и экспертным системам.

Основу современных ИТ составляют три технологических достижения:

1. появление новой среды накопления информации на машиночитаемых носителях;

2. развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи (телевидение, сети передачи данных, спутниковая связь, телефонная связь);

3. возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам.

Этапы развития АИТ приведены в таблице 2.

Годы / поколение ЭВМ Решаемые задачи Тип АИТ
Конец 50-х – начало 60-х годов (I - II поколение) Использование ЭВМ для решения отдельных наиболее трудоемких задач по начислению заработной платы, материальному учету и др., решение отдельных оптимизационных задач Частичная электронная обработка данных
60-е годы – начало 70-х годов (II - III поколение) Электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно-справочных данных, выдача машинограмм на бумажных носителях ЭСОД – электронная система обработки данных
70-е годы (III поколение) Комплексная обработка информации на всех этапах управления деятельностью предприятия (организации), переход к разработке подсистем АСУ (материально-технического снабжения, движения товаров, контроля запасов и транспортных перевозок, учета реализации готовой продукции, планирования и управления) Централизованная автоматизированная обработка информации в условиях ВЦ и ВЦКП (ВЦ коллективного пользования)
80-е годы (IV поколение) Развитие АСУ ТП (АСУ технологическими процессами), САПР, АСУП, ОАСУ (отраслевых АСУ), ОГАС (общегосударственных АСУ); плановых расчетов, статистики, материально-технического снабжения, науки и техники, финансовых расчетов и др. Тенденция к децентрализации обработки данных, решению задач в многопользовательском режиме, переход к безбумажной технологии использования средств ВТ. Специализация технологических решений на базе мини-ЭВМ, ПЭВМ и удаленного доступа к массивам данных с одновременной универсализацией способов обработки информации на базе мощных суперЭВМ
Конец 80-х годов по настоящее время (V поколение) Комплексное решение экономических задач; объектно-ориентированный подход в зависимости от системных характеристик предметной области; широкий спектр приложений; сетевая организация информационных структур; преобладание интерактивного взаимодействия пользователя в ходе эксплуатации ВТ. Реализация интеллектуального человеко-машинного интерфейса, систем поддержки принятия решений, информационно-советующих систем. НИТ (новая ИТ) – сочетание средств ВТ, средств связи и оргтехники

ВОПРОС 14 Функциональная структура АИТ

Внутренняя структура информационной технологии (ИТ) определяется набором взаимодействующих информационных процессов, посредством которых реализуются методы данной ИТ. Под информационным процессом здесь понимается процесс, в ходе которого изменяется содержание или форма представления информации. Видами таких процессов являются: получение, накопление, передача, обработка, отображение информации. Каждый из этих процессов содержит определённый набор процедур, реализуемых с помощью информационных операций. В информатике рассмотрение различных систем и процессов происходит на трёх уровнях описания, которые соответственно называются: концептуальным, логическим и физическим.

Концептуальный уровень (концептуальная модель) Это содержательное описание системы или процесса, использующее язык соответствующей предметной области.
Логический уровень (логическая модель) Это формализованное описание на языке информационных или математических моделей.
Физический уровень (физическая модель) Это описание реализации на языке аппаратно-программных средств. Применительно к ИТ это означает содержательное описание используемых в ней информационных процессов и процедур на концептуальном уровне, описание в виде набора моделей (информационных, математических) процессов и их составляющих на логическом уровне и реализацию информационных процессов в виде совокупности аппаратных средств, системного и прикладного программного обеспечения на физическом уровне.

Концептуальная схема базовой ИТ, построенная на основе концептуальной модели, представлена на рисунке 1

.

В левой части схемы представлены основные процессы, которые могут входить в состав ИТ, и информационные связи между ними, а в правой части – основные процедуры, которые могут быть в составе этих процессов. Назначение указанных процедур определяется общим назначением ИТ – получением информационного продукта на основе соответствующих информационных ресурсов и их принадлежностью определённым информационным процессам. Формирование информационного ресурса начинается с процедуры сбора информации, т. е. получения информационного отображения предметной области.

Процедура подготовки включает структурирование собранной информации и определение её достоверности, полноты, непротиворечивости и т. д. Процедура ввода осуществляет перенос информации в память компьютера в форме машинных данных.

Следующая группа процедур, относящаяся к информационному процессу накопления, обеспечивает длительное и безопасное хранение данных, их поддержание в актуальном состоянии, соответствующем потребностям решаемых задач и быстрое нахождение требуемых данных. Процедуры, относящиеся к информационному процессу обработки, реализуют алгоритмы решения некоторого класса задач, типы которых определяются спецификой конкретной предметной области, в которой применяется ИТ, и информационными потребностями пользователей. Процедуры передачи данных предназначены для обмена информацией по каналам связи, объединяющим некоторое количество ЭВМ в компьютерную сеть. Они включают как процедуры организации сети (коммутация пакетов и их маршрутизация), так и собственно обмен данными. Процедуры информационного процесса отображения предназначены для преобразования машинных данных в форму, удобную для человеческого восприятия и использования.

ВОПРОС 15 Функциональные подсистемы АИТ

Бурное развитие ИТ в конце XX в., переход информационных ресурсов в категорию стратегических потребовало упорядочения и систематизации этой предметной области. Были приняты попытки разработки классификаций ИТ.

При разработке концепции информатизации были определены два обширных класса ИТ:

- базовые (обеспечивающие) информационные технологии;

- прикладные (функциональные) информационные технологии.

Прикладные информационные технологии – технологии, реализующие типовые процедуры обработки информации в конкретных предметных областях. По ним предлагается следующая условная классификация:

- ИТ по формированию и применению информационных ресурсов;

- ИТ в системах массового обслуживания населения;

- ИТ в процессах экологии; ИТ в сфере организационного управления;

- ИТ в сфере формирования и применения интеллектуального потенциала;

- ИТ в производственных процессах; ИТ поддержки управляющих решений в социальной, политической, экономической сферах и безопасности государства;

- офисные ИТ;

- финансовые ИТ;

- ИТ бизнес-приложений, обеспечивающие рекламу, маркетинг, управление персоналом, управление запасами и т.д.;

- ИТ автоматизированного проектирования;

- ИТ автоматизированных систем управления предприятиями - АСУП;

- ИТ АСУ технологическими процессами – АСУТП;

- ИТ управления машинами и аппаратами;

- ИТ в медицине;

- ИТ в космических исследованиях;

- ИТ в военном деле;

- ИТ в управлении государством и т.д.

В зависимости от роли человека в процессе управления, форм связи и особенностей функционирования звена «человек-машина», распределения информационных и управляющих функций между оператором и ЭВМ, между ЭВМ и средствами контроля и управления все технологии можно разделить на информационные и управляющие. Различают два вида ИТ:

- информационно-справочные (пассивные), поставляющие информацию оператору после его запроса системы;

- информационно-советующие (активные), которые выдают абоненту предназначенную для него информацию по ситуации или периодически через определенные промежутки времени.


ВОПРОС 16 Обеспечивающие подсистемы АИТ

Бурное развитие ИТ в конце XX в., переход информационных ресурсов в категорию стратегических потребовало упорядочения и систематизации этой предметной области. Были приняты попытки разработки классификаций ИТ.

При разработке концепции информатизации были определены два обширных класса ИТ:

- базовые (обеспечивающие) информационные технологии;

- прикладные (функциональные) информационные технологии.

Функциональные информационные технологии (ФИТ) – это модификация обеспечивающих технологий для задач определенной предметной области, т.е. реализуется предметная технология. Предметные технологии и информационная технология влияют друг на друга. Например, появление пластиковых карточек как носителей финансовой информации принципиально изменила предметную технологию. При этом пришлось создавать совершенно новую информационную технологию. Но, в свою очередь, возможности, представленные новой ИТ, повлияли на предметную технологию пластиковых носителей (в области их защиты, например).

К базовым информационным технологиям относятся:

- технологии обработки текстов;

- технологии баз данных;

- технологии информационных хранилищ;

- технологии интеллектуального анализа данных;

- геоинформационные технологии;

- технологии информационной безопасности;

- технологии отображения информации;

- мультимедиа технологии;

- Internet-технологии;

- Intranet-технологии, технологии «клиент-сервер»;

- конвейерные технологии;

- технологии нейро вычислений; технологии автоматизированного проектирования (CASE-технологии);

- телекоммуникационные технологии;

- технологии описания информационных потоков (work-flow);

- технологии аналого-цифровых преобразований;

- технологии тиражирования информации;

- мультимедиа технологии и технологии создания виртуальной реальности;

- технологии человеко-машинного интерфейса;

- ИТ работы с графическими, аудио- и видеоданными;

- ИТ распределенной обработки данных;

- ИТ передачи данных по линиям связи;

- ИТ защиты данных от несанкционированного использования и искажения;

- ИТ разработки программного обеспечения.


ВОПРОС 17 Классификация и кодирование информации

Кодирование – процесс присвоения условного обозначения объектам классификации. Система кодирования применяется для замены названия объекта на какой-либо код. Код строится на основе использования букв, цифр. Код характеризуется длиной (числом позиций), структурой (порядком расположения символов).

Методы в системе кодирования: классификационный и регистрационный.

Классификация системы кодирования – предварительная классификация объектов. Существует поразрядная классификация, система повторения, комбинированная система.

Регистрационная – не требует предварительной классификации объектов. Существует порядковая и серийная.

Порядковая система кодирования – последовательная нумерация объектов числами натурального ряда. Используется когда кол-во объектов невелико (1,2,3...) Плюсы: простота и малозначность. Минусы: с появлением новых объектов логическая стройность нарушается.

Серийная система кодирования – предполагает деление объектов на классы, серии. Внутри серии - порядковая система. Используется когда количество групп невелико (1.1, 1.2...2.2, 2.2...). Плюсы: возможно предусмотреть резерв серии; можно подвести итог по серии. Минусы: нужно предусмотреть правильный резерв.

Поразрядная (позиционная) система – используется для кодирования сложных номенклатур, объекты которых могут формироваться по различным признакам. Например, К-4-2: К – позиция для института, 4 – позиция курса, 2 – позиция группы. Плюсы: четкое выделение классификационных признаков; логичность построения.

Система повторения – используются буквенные или цифровые обозначения, непосредственно характеризующие объект. Например – план счетов. Счет 10 – сырье и материалы. Внутри счета – несколько субсчетов, раскрывающих содержание счета.

Комбинированная система – используется для кодирования больших и сложных номенклатур, которые необходимо группировать по нескольким соподчиненным или независимым признакам (аналогична позиционной системе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: