Вопрос 9 основы построения диаграмм потоков данных в ЭИС

Диаграммы потоков данных (ДПД) представляют собой иерархию функциональных процессов, связанных потоками данных. Цель такого представления – продемонстрировать, как каждый процесс преобразует свои исходные данные в выходные, выявить отношения между этими процессами.

ДПД жестко ориентированы на технологию обработки данных, отражают передачу информации от одной функции к другой. Для построения DFD традиционно используются две нотации, соответствующие методам Йордона-ДеМарко и Гейна-Сэрсона.

В узлах ДПД (прямоугольниках) отражаются процедуры, а стрелками между узлами указываются потоки данных (над стрелками задаются имена используемых единиц информации – документов, экранных форм, файлов).

ДПД – показывают внешние по отношению к системе источники данных и адресатов, которые принимают информацию от системы, идентифицируют хранилища данных (накопители), к которым осуществляется доступ системы.

Основные объекты ДПД:

Потоки данных – механизмы, которые показывают передачу информации от одного процесса к другому. На схемах представлены в виде направленных стрелок, показывающих направление движения информации или материалов.

Процесс – преобразование входной информации в выходную. Имя процесса всегда содержит глагол в неопределенной форме.

Хранилище информации – позволяет сохранять в памяти на определённых участках ДПД данные между процессами. Имя хранилища должно идентифицировать его и его содержимое, выражается существительным.

Внешняя сущность (источник/приемник данных) – объект вне системы, внешний объект.

Контекстная диаграмма – самый верхний процесс (ТОР-уровень) декомпозиции системы, отражающий представления о системе. В контекстной диаграмме есть 1 процесс, с которым связаны внешние сущности.

Контекстная диаграмма декомпозируется на основные процессы, которые происходят в системе. Каждые процесс может быть декомпозирован на более мелкие процессы.

Диаграммы инфологических моделей «сущность-связь» (ER-диаграммы) ориентированы на разработку БД, структура которой не зависит от конкретных информационных потребностей и позволяет выполнять любые запросы пользователей.

ERD-диаграмма «сущность-связь» представляет собой набор множества объектов и их характеристик, взаимосвязей между ними, нужных для выявления данных, которые используются функциями проектируемой системы.

Сущность – множество экземпляров реальных и абстрактных объектов, которые обладают общими свойствами (атрибутами).

Отношение – связь между двумя и более сущностями (имя в виде глагола).

Независимая сущность – независимые данные, всегда присутствуют в системе.

Зависимая сущность – данные, которые зависят от других сущностей.

Методологию IDEF0 можно считать следующим этапом развития хорошо известного графического языка описания функциональных систем SADT. Исторически IDEF0 как стандарт был разработан в 1981 году в рамках обширной программы автоматизации промышленных предприятий. Целью методики является построение функциональной схемы исследуемой системы, описывающей все необходимые процессы с точностью, достаточной для однозначного моделирования деятельности системы. В основе методологии лежат четыре основных понятия: функциональный блок, интерфейсная дуга, декомпозиция, глоссарий.

Функциональный блок представляет собой некоторую конкретную функцию в рамках рассматриваемой системы. По требованиям стандарта название каждого функционального блока должно быть сформулировано в глагольном наклонении. На диаграмме функциональный блок изображается прямоугольником. Каждая из четырех сторон функционального блока имеет свое определенное значение (роль):

- верхняя сторона имеет значение "Управление" (Control);

- левая сторона имеет значение "Вход" (Input);

- правая сторона имеет значение "Выход" (Output);

- нижняя сторона имеет значение "Механизм" (Mechanism).

Интерфейсная дуга (Arrow) отображает элемент системы, который обрабатывается функциональным блоком или оказывает иное влияние на функцию, представленную данным функциональным блоком. Интерфейсные дуги часто называют потоками или стрелками. С помощью интерфейсных дуг отображают различные объекты, в той или иной степени определяющие процессы, происходящие в системе. В зависимости от того, к какой из сторон функционального блока подходит данная интерфейсная дуга, она носит название «входящей», «исходящей» или «управляющей».

Необходимо отметить, что любой функциональный блок по требованиям стандарта должен иметь, по крайней мере, одну управляющую интерфейсную дугу и одну исходящую.

Обязательное наличие управляющих интерфейсных дуг является одним из главных отличий стандарта IDEF0 от других методологий классов DFD (Data Flow Diagram) и WFD (Work Flow Diagram).

Декомпозиция является основным понятием стандарта IDEF0. Принцип декомпозиции применяется при разбиении сложного процесса на составляющие его функции. При этом уровень детализации процесса определяется непосредственно разработчиком модели.

Декомпозиция позволяет постепенно и структурированно представлять модель системы в виде иерархической структуры отдельных диаграмм, что делает ее менее перегруженной и легко усваиваемой.

Глоссарий. Для каждого из элементов IDEF0 — диаграмм, функциональных блоков, интерфейсных дуг — существующий стандарт подразумевает создание и поддержание набора соответствующих определений, ключевых слов, повествовательных изложений и т.д., которые характеризуют объект, отображенный данным элементом. Этот набор называется глоссарием и является описанием сущности данного элемента.

IDEF1Х – описывает совокупность или набор экземпляров похожих по свойствам, но однозначно отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам. Каждый экземпляр является реализацией сущности. Сущность описывает конкретный набор экземпляров реального мира. Связи в IDEF1Х представляют собой ссылки, соединения и ассоциации между сущностями, связи это глаголы, показывающие, как соотносятся сущности между собой.

IDEF1 – диаграммы, описывающие конкретный абстрактный набор информационных отображений реального мира.

IDEF3 – стандарт документирования технологических процессов, происходящих на предприятии, представляет собой инструмент для наглядного исследования и моделирования их сценариев.

Сценарий – описание последовательности изменений свойств объекта, в рамках рассматриваемого процесса.


ВОПРОС 10 Информационные технологии в управлении. Классификация информационных технологий в управлении. Области применения различных ИТ.

Информационная технология (ИТ) обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все необходимые входные данные. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда.

ИТ управления предназначена для информационного обслуживания всех работников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Здесь информация обычно представляется в виде регулярных или специальных управленческих отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.

ИТ автоматизированного офиса призвана дополнить существующую систему связи персонала предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

ИТ поддержки принятия решений предназначена для выработки управленческого решения, происходящей в результате итерационного процесса, в котором участвуют система поддержки принятия решений (вычислительное звено и объект управления) и человек (управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат).

ИТ экспертных систем основана на использовании искусственного интеллекта. ЭС дают возможность менеджерам получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых в этих системах накоплены знания.

Под ИТ понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники.

Упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения информации до получения результата, называется технологическим процессом.

Выделяют в управлении:

- ИТ менеджера следует понимать его рабочее место, оснащенное персональным компьютером и представляющее собой самостоятельный программно-технический комплекс индивидуального или коллективного пользования, который позволяет в диалоге или пакетном режиме вести обработку информации и получать все необходимые выходные данные в виде экранных или печатных форм;

- ИТ руководителя –оперативное принятие управленческих решений, наличие развитой базы, постоянно пополняемой оперативной информацией, поиск информации, наглядное представление информации;

- ИТ технического работника – автоматизация ежедневной рутинной работы.

ИТ состоит из трех основных компонентов: обучающей системы, комплекса программных продуктов по обработке информации и сервисных средств.

К основным видам информационных технологий относятся следующие:

1. ИТ обработки данных. Необходимы для того, чтобы решить задачи, которые имеют определенные необходимые данные, алгоритмические и другие процедуры их обработки. Данные технологии используются, зачастую, персоналом невысокой квалификации с целью автоматизации постоянно повторяющихся рутинных процессов однообразной деятельности. Они позволяет обрабатывать базы данных, составлять отчеты деятельности и получать ответы на любые запросы деятельности, подтверждая их документально. Основными их компонентами являются сбор, обработка и хранение данных, а также создание отчетов.

2. ИТ управления. Цель – удовлетворение информационных потребностей каждого профессионального работника, который принимают управленческие решения. Они применяются в среде информационной системы управления и необходимы для обработки данных, которые обрабатываются с помощью специальных информационных средств. Они решают такие функции, как оценка будущего состояния деятельности объекта, оценка отклонений полученного результата от плановых показателей, выявление причин, повлиявших на отклонение, анализ возможных мероприятий. С помощью данных технологий формируются регулярные, специальные, суммирующие, сравнительные и чрезвычайные отчеты.

3. Автоматизация офиса. Призвана дополнять существующую систему коммуникаций персонала, способствует рациональной авторизации управленческого труда и обеспечивают персонал необходимой информацией, поддерживает коммуникационные процессы как внутри компании, так и с внешней средой с помощью компьютерных сетей и других компонентов. К основным компонентам относят базу данных, текстовый процессор, электронную почту и аудиопочту

Классификация ИТ:

ИТ могут обслуживать различные предметные области: бухгалтерский учет, управление персоналом, производственный менеджмент и пр.

Классификация компьютерных ИТ по степени автоматизации задач управления, типу пользовательского интерфейса и способу построения сети ЭВМ.

Классификационный признак
Способ построения сети ЭВМ Тип пользовательского интерфейса Степень автоматизации задач управления
Распределенные Многоуровневые Локальные SILK – интерфейс (интерфейс поисковых систем) WIMP - интерфейс (графический интерфейс пользователя) Командный Экспертная поддержка Поддержка принятия решений Электронный офис Автоматизация функций управления Электронная обработка данных
                     

ВОПРОС 11Понятие, состав и структура информационных систем (ИС). Свойства ИС

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей (таблица 2.1.)

Таблица 2.1.

Система Элементы системы Главная цель системы
Фирма Люди, оборудование, материалы, здания и др. Производство товаров
Компьютер Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др. Обработка данных
Телекоммуникационная система Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др. Передача информации
Информационная система Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение Производство профессиональной информации

В информатике понятие «система» широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами. Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. ИС обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание ИС предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера.

Структуру ИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру ИС можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой ИС может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: