Применение интеллектуальных технологий в экономических системах

Системы искусственного интеллекта (ИИ) ориентированы на решение большого класса задач, называемых неформализуемыми (трудно формализуемыми), когда

- алгоритм решения задачи неизвестен или невыполним из-за ограниченности ресурсов компьютера;

- задача не может быть представлена в числовой форме;

- цели решения нельзя выразить в терминах точно определенной целевой функции;

- большая размерность задачи;

- динамически изменяющиеся данные и знания.

В исследованиях по исследованию искусственного интеллекта существует два основных направления:

Программно-прагматическое – создание программ, с помощью которых можно решать задачи, решение которых до этого считалось прерогативой человека (распознавание, решение логических задач, поиск, классификация). В этом направление используются существующие модели компьютеров.

Биологическое – исследует проблемы искусственного воспроизведения тех структур и процессов, которые характерны для человеческого мозга и которые лежат в основе процесса решения задач человеком. В рамках этого подхода сформировалась нейроинформатика, начали создаваться нейрокомпьютеры.

С точки зрения ИИ знания – формализованная информация, на которую ссылаются в процессе логического вывода.

База знаний (БЗ) – совокупность знаний, описанных с использованием выбранной формы их представления. База знаний – основа интеллектуальной системы, содержит описание абстрактных сущностей: объектов, отношений, процессов.

Знания делят на:

Процедурные. Исторически использовались первыми. Это знания, представленные в алгоритмах. Хранятся в памяти в виде описаний процедур, с помощью которых можно получить знания (способы решения задач предметной области, инструкции, методики). Составляют ядро базы знаний.

Декларативные – совокупность сведений о количественных и качественных характеристиках объектов, представленных в виде фактов и эвристик. Накапливаются в виде таблиц, баз данных, информационных массивов.

Представление знаний – формализация и структурирование знаний, с помощью которых отражаются характерные признаки знаний.

При работе со знаниями используют два основных подхода:

Логический (формальный) – основное внимание уделяют изучению и применению логических методов представления знаний, формализации.

Эвристический (когнитивный) – ориентируется на обеспечение возможности решения задач. Опора делается на принцип организации человеческой памяти и эвристические модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: