Источники власти

Для успешного воздействия на Мотивационную основу другого человека применя­ющий власть индивид должен иметь в своем распоряжении определенные ресур­сы, т. е. средства подкрепления, с помощью которых он сможет обеспечить удов­летворение соответствующих мотивов другого, продлить это удовлетворение или

предотвратить его. Такие ресурсы, особые для каждого мотива, мы будем называть источниками власти. Френч и Равен (French, Raven, 1959) выделили пять видов источников власти; позднее Равен и Круглянски (Raven, Kruglanski, 1970) допол­нили эту классификацию еще одним видом (информационной властью) и прове­ли дальнейшую дифференциацию видов власти, исходя из последствий примене­ния власти, связанной с каждым из источников, и «цены» этого применения (ср. также: Raven, 1974). Мы ограничимся лишь кратким перечислением этих источ­ников.

1. Власть вознаграждения (rewardpower). Ее сила определяется ожиданием со стороны В того, в какой мере Л в состоянии удовлетворить один из его (В) мотивов и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от жела­тельного для него поведения В.

2. Власть принуждения, или наказания {coercivepower). Ее сила определяется ожиданием В, во-первых, той меры, в какой А способен наказать его за неже­лательные для А действия фрустрацией того или иного мотива, и, во-вторых, того, насколько А сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежела­тельного поведения В. Принуждение здесь заключается в том, что простран­ство возможных действий В сужается в результате угрозы наказания. В сво­ем крайнем проявлении власть принуждения может осуществляться непо­средственно физически, например, когда ребенка, который не хочет ложиться спать, бьют или насильно укладывают в постель.

3. Нормативная власть (legitimate power). Речь идет об интериоризованных В нормах, согласно которым А имеет право контролировать соблюдение опре­деленных правил поведения и в случае необходимости настаивать на следо­вании этим правилам.

4. Власть эталона (referentpower). Основана на идентификации В с Л и жела­нии В быть похожим на Л.

5. Власть знатока (expertpower). Ее силазависит от величины приписываемых А со стороны В особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к той сфере поведения, о которой идет речь.

6. Информационная власть (informational power). Имеет место в тех случаях, когда А владеет информацией, способной заставить В увидеть последствия своего поведения в новом свете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: