double arrow

Машиностроение


В настоящее время машиностроение и по числу занятых (более 80 мл11 человек), и по стоимости продукции занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности.

На долю машиностроительного комплекса по разным оценкам приходится примерно 35% стоимости мирового промышленного продукта. В развитых странах эта отрасль обеспечивает ок. 40%, в странах переходной экономики 2025%. В большинстве развивающихся стран машиностроение относительно слабо развито, хотя на современном этапе темпы его роста ускоряются. По наиме­нее развитые страны фактически лишены современного машино­строения.

Специалисты считают, что в структуре машиностроительного комплекса действуют ок. 20 крупных отраслей и более 100 специ­ализированных подотраслей и производств. Часто крупные отрасли группируются в три подразделения, каждое из которых обладает оп­ределенной спецификой. Б первое входят отрасли общего машино­строения. Ключевыми здесь являются станкостроение, робото­строение, а также производство разнообразного промышленного оборудования. Вторая группа включает отрасли транспортного ма­шиностроения. Третье подразделение состоит из разнообразных электротехнических и электронных производств. Сюда же нередко включаются некоторые наукоемкие производства, отрасли сельско­хозяйственного машиностроения и некоторые другие. При такой, несколько условной, группировке на долю каждого из трех подраз­делений будет приходиться примерно 1/3 общей стоимости продук­ции мирового машиностроения.




Для последних десятилетий характерны высокие темпы роста машиностроения, которые часто превышают средние показатели всей промышленности. Но различия в темпах все же имеют место. Они затрагивают отдельные отрасли в каждом из трех больших под­разделений и требуют конкретного анализа.

В группе общего машиностроения быстро развиваются станко­строение и роботостроение. Главным направлением развития сердцевины машиностроения станкостроительной промышленности является повышение уровня автоматизации производства. Совершенствование конструкций станков идет по пути перехода к станкам-полуавтоматам и автоматам. Растет производство и других видов специальных станков. Признанным лидером в этой сфере станкостроения издавна была Германия. Долгое время она занимала первое место в мире по общим объемам производства и экспорта станков и качеству изделий. Но активное использование достижений НТР позволило Японии уже в первой половине 90-х гг. опередить Германию. А в конце 90-х гг. Япония еще более укрепила свои позиции. Стоимость производимых станков здесь превысила 9 млрд долл., что составило 28% мирового выпуска станков. Германия со стоимостью произведенных станков 7,5 млрд долл. (18% мирового объема) стала занимать второе место. На третьем месте оказались США (4,9 млрд долл., 12% мирового объема). Ведущие позиции также занимают Италия (10%), Швейцария (5,9%), Китай (5,1%). Определенной специализацией обладают также Тайвань, Республика Корея, Великобритания, Франция. Россия известна высоким качеством многих видов станков. Но в их общем производстве в настоящее время она занимает лишь 2324-е место в мире.



Одним ил важнейших направлений современного технического прогресса является роботизация. Новая эра электронно-механических манипуляторов, которые чешский писатель К. Чапек еще в 20-е гг. назвал роботами, бурно разливается в последние десятилетия. Признанный лидер в этой области Япония, на долю которой в настоящее время приходится 60% мирового парка промышленных роботов. Здесь производится более половины роботов мира. Парк промышленных роботов США уступает японскому в 6 раз. Далее следуют Германия, Франции, Италия, Великобритании, Швеция.

Роботы все более широко используются в ряде отраслей промышленности; в частности в автомобильном производстве, особенно в Японии, а также в Германии, США, Франции. В Японии создан робот-геолог, который может работать в океане па глубине 6000 м и робот-музыкант, «читающий» ноты и «играющий» на электрогитаре. В настоящее время здесь успешно продвигаются работы по созданию роботов нового поколения, управляемых голосом человека и используемых для руководства разнообразными секторами, в том числе в домашнем хозяйстве, контроле программирования и др. В Италии ведутся разработки по созданию модели робота-домохозяйки. В Австралии успешно используются роботы-стригали овец. В США морские роботы заменяют водолазов.



В свою очередь возникновение робототехники стимулировало расширение использования гибких производственных систем, которые представляют собой соединения компьютеров и системы роботов, самых современных станков, а также транспортно-загрузочных устройств. ГПС и заводы-автоматы повышают производитель­ность труда в десятки раз.

В то же время в некоторых других отраслях общего машиностро­ения имеют место серьезные противоречия в производстве. В ряде стран трудности испытывают, например, предприятия, производя­щие оборудование для черной металлургии.

К числу быстро растущих отраслей относится большая часть транспортного машиностроения. В XX в. и в настоящее время наи­более динамично развивается автомобильная промышленность. За последние полвека производство автомашин в мире выросло в 6 раз (с 10 млн в 1950 г. до 60 млн в 2000 г.). Из общего их объема примерно 70% приходится на легковые автомобили, а 30% на грузовые и автобусы. И структуре производства в последние годы осо­бенно быстро увеличивается выпуск автомобилей класса «люкс» (только за 19982000гг. оно выросло в З раза) и микроавтомоби­лей. Согласно прогнозу, производство «карманных» автомобилей к 2004 г. возрастет на 40%, а средние темпы роста автомобильной промышленности составят 12,5%.

Меняется география отрасли. В начале 90-х гг. первое место в ми­ре заняла Япония, опередив «вечного» лидера США. В прессе отмечали: «Детройтская «большая тройка» находится при смерти» (в Детройте расположены заводы крупнейших автомобильных предприятий General Motors, Ford и Chrysler). Но уже через несколь­ко лет стало ясно, что журналисты поспешили США вновь верну­ли себе первенство. «Детройт возвращает утраченные позиции» такая оценка прессы правильно отражала происходившие изме­нения. Характерно, что американский президент Б. Клинтон счи­тал возвращение первого песта в автомобильном производстве одним из самых больших экономических достижений США за по­следние годы.

Резко увеличивается активность Западной Европы. Европейский рынок соперничает с американским, особенно германские и фран­цузские фирмы, контролирующие около половины продаж ав­томашин в Европе. Суммарное производство автомашин в Гер­мании и Франции, достигшее в 2000 г. 8,3 млн (5,1 млн в Германии и 3,2 млн во Франции), ставит их на современный уровень США и Японии. Растет производство автомашин также в Испании, Ита­лии, Великобритании, в ряде стран Азии (Республика Корея), Латин­ской Америки (особенно в Бразилии). В большинстве развивающихся стран распространение получила преимущественно авто­сборка.

Соотношение сил между крупнейшими компаниями мира мож­но видеть из следующих данных о выпуске автомобилей в 2001 г. (тыс. шт.). Первое место занимала General Motors. Ее общее произ­водство составляло 7583, в том числе легковых 4663. Далее следовали; Ford - 6676, 3699; Тоуоtа - 6055, 5021; Volkswagen- 5109, 4881; Daimler-Chrysler - 4364, 2393; Peugeot-Citroen 3102, 2710; Honda-Nissan 2559, 1967; Hynnai-Kia- 2518, 2088; Fiat- 2409, 1929; Renault - 2375,2070; Mitsubishi- 1648,1242.

Весьма противоречиво развивается судостроение. Меняется его структура, что связано с изменениями в характере,морских перево­зок. Важные изменения происходят и в географии,отрасли.Старыецентры судостроения (особенно Великобритании) теряют свое значение. Центр производства перемещается в Японию и Республи­ку Корея, которые попеременно делят первое и второе места в мире, существенно превосходя все другие страны.

Большую роль в машиностроительном комплексе играют авиа­ционно-космические производства. В мировой авиационной про­мышленности господствуют США истраны Западной Европы.Пос­ле поглощения компании MacDonnel Douglas американской корпо­рацией Вoeing середине 90-х гг. стало ясно, чторазвитие мировогоавиастроения будут определять два авиастроительных гиганта: Вoeng и европейский консорциум Airbus Industrie. Последний был создан по инициативе французской компании Aerospatial. В его ка­питале пакеты по 37,9% стали принадлежать Аerospatial и Daza (Гер­мания), 20% British Aerospace (Великобритании) и 4,2% компа­нии Саsa (Испания). Руководство Аirbus Industrie разместилось в Ту­лузе (Франция).

С самого начала между европейским консорциумом и капиталом США развернулась ожесточенная конкурентная борьба. Европей­ская промышленность «должна сконцентрировать силы, чтобы от­ветить на вызов Вoeing», отмечала французская газета «Моnde», Объединение Airbus Industrie развернуло широкую экспансию на ми­ровых рынках. Особое значение это имеет в современных условиях, когда мировая авиационная промышленность вступила в период активного роста. В ближайшие 20 лет, по подсчетам экспертов, ры­нок гражданских пассажирских самолетов составит от 13 до 1б тыс. машин на сумму 1 трлн 100 млрд долл.

Террористические акты в США в сентябре 2001 г. нанесли удар по этим проектам. Но, несмотря па трудности, борьба двух гигантов за сверхприбыли продолжается.

Конкуренция имеет место в производстве и сбыте вертолетов. Ес­ли первое место в мире среди производителей боевых вертолетов принадлежит американской группе Сикорского, то в производстве и экспорте гражданских вертолетов па первое место вышла евро­пейская группа Еurocopteur (70% капитала владеет Франция, 3096 Германия).

В космической промышленности доминирующие позиции при­надлежат США. Но в последний период усиливается активность стран Западной Европы, в частности Европейского космического

агентства и европейского концерна Аrianspace. По размерам финан­сирования гражданских космических программ показатели Евро­пы приближаются к американским. По информации, получен­ной от Аrianspace, с 1994 г. концерн вывел на околоземную орбиту 112 тяжелых спутников. Общая сумма контрактов, уже заключенных корпорацией, превышает 4 млрд долл., что составляет более поло­вины всего мирового рынка коммерческих запусков искусственных спутников Земли.

Основу третьего подразделения составляют разнообразные от­расли электротехнической и электронной промышленности. Электротехника бурно развивается в последние десятилетия. Ее тра­диционные отрасли (производство оборудования для электростан­ций и электросетей) испытывают воздействие стремительного роста производства электроэнергии, строительства новых и модер­низации старых мощностей. Производство энергетического обору­дования наиболее развито в странах Западной Европы (для тепло­вых станций, особенно в Германии, ГЭС во Франции и др.), США и Японии. Лидер в производстве кабеля Франция. Эти же страны играют главную роль в производстве электронного оборудования, составляющего основу новейших коммуникативных технологий. Производство электронного оборудования промышленного назна­чения наиболее развито в США, бытовой электроники в Японии, Западной Европе, а также в новых индустриальных странах, особенно В Юго-Восточной Азии.

О важной роли комплекса электротехники и электроники свиде­тельствует распределение государственных расходов. Так, в послед­ние годы в суммарных расходах государства на НИОКР в обрабаты­вающей промышленности па долю электротехники и электро­ники приходилось в США 28%, в Японии - 25, Германии 29, но Франции 43, в Великобритании 40, в Италии 30%.

Выпуск сельскохозяйственных машин сосредоточен в США, Ка­наде, странах Западной Европы. Производство несложного обору­дования для аграрного сектора экономики имеет место в ряде раз­вивающихся стран.

В современном мире сформировались три крупнейших аре­ала машиностроительной промышленности: США (на их долю приходится св. 1/3 мирового машиностроения), Западная Европа (ОК. 70) Япония (ок. 15%). Большими возможностями для развития машиностроения обладают страны переходной экономики (Китай, Россиян др.).

Развивающиеся страны производят всего 1/10 машиностроитель­ной продукции мира. Но в последнее время темпы роста машино­строения здесь ускоряются, особенно в Республике Корея, Брази­лии, Аргентине, Мексике, а также в Индии и в некоторых странах Среднего и Ближнего Востока.







Сейчас читают про: