История развития машиностроения

Еще в древности люди стремились облегчить свой труд с помощью механизмов. Наверное, первой машиной можно назвать мельницу. «Это изобретение было революционным: на машину был возложен тяжелый труд»[1]. Еще в трудах школы Аристотеля упоминались устройства для подъема тяжестей, и принципы работы таких "кранов", которые являются прообразами современных машин. «В военном деле применялись два основных типа машин – катапульта, метавшие камни и баллисты, метавшие стрелы. Военные машины – первые приспособления, размеры которых рассчитывались.

Расчетным модулем служила величина отверстия, через которые пропускался канат. Известно, что в конце 11 века ружья изготавливались на специальных сверлильных станках, а также уже были упрощенные токарные станки, работающие на ручном приводе. Чуть позже, для изготовления заготовок для ружей, были придуманы станки, осуществляющие вращающее движение на силе работы водяной мельницы»[1].

Наиболее значительное развитие металлообрабатывающая промышленность в России получила во время правления Петра 1. Ремесленные мастерские превращались в фабрики и заводы, оборудованные станками. Сначала детали машин конструировались учеными, затем, в зависимости от наличия материалов, осуществлялось производство первых машин.

«Начиная с середины 18 века в связи с началом промышленной революции, бурным развитием мануфактуры, и фабричного производства положения машин изменилось. Законы о запрете, применения машин были повсеместно отменены, о создании и применении машин стало поощряться.
Изобретением занимались люди разных профессий. В этих условия началось создание новой отрасли промышленности – машиностроение, ставшего в дальнейшем сердцевиной всего промышленного производства.

Одним из выдающихся механиков был М.В.Сидоров, создавший в 1714 году на Тульском оружейном заводе «вододействующие машины» для сверления оружейных стволов. С целью зачистки оружейных стволов, Я.Батищев построил первые станки, работающие с помощью мельничного привода, т.е. это был первый механический привод, созданный на Руси. Работы Сидорова и Батищева продолжали мастера – механики 18 и начала 19 веков: А.Сурин, Я.Леонтьев, Л.Собакин, П.Захаров и др.»[1].

Предпосылками развития машиностроения как отрасли было:
1. Бурное развитие фабричного производства в конце 18 века, вызвавшее потребность в машинах, способных изготовлять другие машины;
2. Появление мощных источников энергии пара и электроэнергии, приведшие к созданию паровой машины Уолта и электродвигателей, которые существенно увеличили мощность изготовляемых машин.

Машиностроение как самостоятельная отрасль производства возникла с начала 19 века, когда появились первые машиностроительные заводы. И только в середине 20-го века, машиностроение получило большой скачок в своем развитии, и механизация начала осваивать все области производства.
«За последние 200 лет машиностроение превратилось из узкой отрасли производства, выпускавшей в основном примитивные устройства для замены монотонного ручного труда, в мощный сектор экономики, выпускающей самые сложные и разнообразные машины.

Огромный рост объема производства, расширение и специализация номенклатуры выпускаемых машин, накопление специальных знаний по технологии производства машин определенного назначения привели к дифференциации машиностроения и обособлению отдельных отраслей: автомобилестроения, судостроения, авиастроения, машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, приборостроения»[1].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: