Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования

Требование соблюдения действующего законодательства (законность), а также всех установленных государством норм и правил деятельности обязанных субъектов (государственная дисциплина) является всеобщим принципом организации и деятельности всего государственного аппарата, органов всех ветвей власти и видов государственной деятельности. Но в обеспечении правопорядка в сфере государственного управления как основной формы реализации исполнительной власти имеются некоторые особенности, обусловленные громадным объемом, сложностью и широтой этой сферы, чрезвычайным многообразием субъектов и регулируемых здесь общественных отношений, а также спецификой управления как особого вида государственной деятельности.

Во-первых, громадное большинство подлежащих исполнению норм и правил деятельности в управленческой сфере сформулировано и закреплено не столько в законах, сколько в подзаконных правовых актах субъектов исполнительной власти (органов и должностных лиц), что приводит к практической необозримости административного законодательства и основанного на нем нормотворчества, недостаточной его кодификации и даже систематизации. Дело осложняется также отсутствием систематического единообразного толкова­ния административного законодательства и практики его применения.

Во-вторых, численный состав потенциальных субъектов административно-правовых отношений чрезмерно велик и крайне разнообразен по своему составу, а участники конкретных административно-правовых отношений (как управляющие, так и управляемые субъекты) в громадном большинстве своем не юристы и не обязаны быть таковыми, что также создает проблемы в правильном понимании и применении норм и правил деятельности обязанных субъектов.

В-третьих, и это, пожалуй, главное, в сфере реализации исполнительной власти многие управленческие решения и действия могут совершаться по усмотрению (управление по усмотрению получило наименование дискретного управления), когда управляющие субъекты (орга­ны и должностные лица) на вполне законных официальных основаниях руководствуются в своей деятельности не только требованиями законности, но и целесообразности своих решений и действий.

В основу практического решения вопроса о взаимосвязи и соотношении законности и целесообразности тех или иных решений и действий управляющих субъектов должны быть положены следующие, основанные на анализе действующего законодательства и практики его применения, положения науки административного права:

– при наличии закона и иных основанных на нем четких правовых предписаний необходимо руководствоваться только этим правовым предписанием, не поддаваясь ни на какие увещевания и спекуляции, исходя из презумпции, что в точном исполнении действующего закона заключена высшая целесообразность;

– в рамках правовых предписаний можно и нужно выбирать наиболее целесообразный, оптимальный вариант поведения по своему усмотрению;

– при отсутствии же правового предписания по тому или иному управленческому вопросу надо действовать по усмотрению, исходя из целесообразности (технической, экономической, организационной, местной, национальной и т.д.).

Рассмотренные особенности законности и дисциплины в управленческой деятельности определяют специфику применяемых здесь организационно-правовых способов и средств для обеспечения должного уровня правопорядка, его охрану и защиту в сфере реализации исполнительной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: