Введение. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Автор

Апарина Е.В

учитель математики

школы №15

Юрга 2006г

Содержание

Введение......……………………………………………..…….……..…………............................3

1.Интересный урок……………………………………………………………...........................5

2.Мотивация деятельности……………………………………………………………………..4

3.Здоровье сберегающие технологии …………………………………………………… 9

4.Коллективные формы обучения……………………………….…………………………….11

5.Проблемное обучение……………………………………………………… ….....................13

6.Применение компьютерных технологий в обучении математике…………………..15

7.Использование практической направленности и межпредметных

связей на уроках математики…………………………………………………………………17

8.Дидактические игры …………………………….…………………………… ……………...20

9.Ассоциация вместо правил ………………….……………………………………………….24

10.Тесты - как одна из форм контроля ………..………………………………………….. 26

11.Упражнения по готовым чертежам ………..….……………………….. …………….26

12.Работа с книгой………………………………………..……………………………………..27

13.Мониторинг –рейтинг по предмету ……….………..……………………………………27

Заключение………………………………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………. …………….35

Приложения…………………………………………………...……………………………….. …36

Приложение 1. Разработка интегрированного урока в 11 классе по

теме «Исследование функции у=sinх»……………………………………….......................37

Приложение 2. Разработка урока в 7 классе по теме «Умножение

одночленов. Возведение одночлена в степень»……………………………………………..42

Приложение 3. Разработка внеклассного мероприятия для 7 класса

«Математическое кафе» ……………………………………………………………………...46

Введение

Основная задача обучения математике в школе - прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования”, - говорится в объяснительной записке программы по математике. В последнее время на страницах педагогической литературы обсуждается вопрос о недостаточной эффективности процесса обучения в школе, поскольку традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся.

На уроках математики сегодня не достаточно, чтобы ученик овладел полученной информацией. Важен не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность самостоятельной умственной деятельности.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес ученика к изучаемому материалу и его активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

По-прежнему актуален вопрос: как развить у учеников стремление к знаниям? И конкретный ответ – им должно быть интересно. В младших классах для воспитания интереса к знаниям на уроках широко используются различные игровые формы. В среднем звене и старших классах все заметно сложнее, хотя и здесь успех во многом зависит от построения и организации урока. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубоко познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики

Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.

Одной из главных задач школы является не только сообщение определённой суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, применяя их в своей практической деятельности.

В своей работе я придерживаюсь определённой системы, о которой и хочу рассказать в данной работе. Сразу замечу, что не всё, предоставленное вашему вниманию, является моим "изобретением", многое является результатом перенятого опыта у коллег по совместной работе, а также из источников полезной информации.

Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю.

Его задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу. Остановлюсь на некоторых приемах, которые способствуют успешному усвоению учебного материала, развитию познавательной активности школьников.

Ведь активизация – эта такая организация познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика. Она должна обеспечить не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания. Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, учителю надо оценивать их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету.

При описании опыта своей работы, ставлю перед собой следующие задачи:

1.Выделить и охарактеризовать формы и методы активизации познавательной деятельности.

2.Охарктеризовать организацию образовательного процесса, способствующего активизации познавательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: