УрегулированиЕ конфликтов

При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт – в конструктивный.

Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций.

1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Конфликтирующие люди (особенно дети), как правило, недружелюбно настроены по отношению к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию и реальное отношение оппонента к ним лично. Контролируя свои эмоции, педагогу необходимо снизить эмоциональное напряжение с учеником, родителем, студентом, коллегой. Для этого можно использовать следующие приемы:

1) не отвечайте агрессией на агрессию;

2) не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

3) дайте возможность оппонента высказаться, внимательно выслушав его претензии;

4) старайтесь выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;

5) не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;

6) предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросите дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения.

Если в результате перечисленных действий вам удалось убедить оппонента, что вы ему не враг и готовы к равноправному сотрудничеству, то можно переходить к следующему этапу урегулирования конфликта – к диалогу.

2. Диалог можно рассматривать и как цель, и как средство.

На первой стадии диалог – способ налаживания коммуникации между оппонентами. На второй – средство для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта.

Мы все привыкли к монологам, особенно в педагогическом процессе. Каждый стремится высказать наболевшее, но при этом, как правило, не слышит другого. В диалоге главное – не только говорить и слушать, но и услышать собеседника и быть услышанным.

Во время диалога желательно придерживаться правил:

1) соблюдайте такт, корректность по отношению к оппоненту. Это должен быть разговор равного с равным;

2) не перебивайте без надобности, сначала слушайте, а потом говорите;

3) не навязывайте свою точку зрения, ищите истину вместе;

4) отстаивая свои позиции, не будьте категоричны, умейте усомниться в самом себе;

5) в своих доводах опирайтесь на факты, а не на слухи и чужие мнения;

6) старайтесь правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины;

7) не давайте готовых «рецептов» решения проблем, постарайтесь так построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения.

В ходе диалога оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более информированными и лучше представляют сложившуюся конфликтную ситуацию. И если удалось выявить и обозначить конкретные источники и причины пора, то можно переходить к завершающему этапу урегулирования конфликта.

3. Взаимодействие – завершающий этап в урегулировании конфликта. По сути, взаимодействие включает и восприятие, и диалог, и прочие виды совместной (согласованной и несогласованной) деятельности и общения. Но здесь под взаимодействием понимается совместная деятельность всех оппонентов, направленная на разрешение конфликта.

В ходе взаимодействия оппоненты уточняют круг проблем и варианты их решения; распределяют виды работ; назначают сроки их выполнения и определяют систему контроля.

Итак, адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению существующих проблем способствуют превращению деструктивного конфликта в конструктивный, а вчерашних оппонентов в союзников и даже друзей. Кроме того, успешно разрешенный конфликт способствует улучшению психологического климата в коллективе.

Конфликты можно не только предупреждать, разрешать, но и прогнозировать. Для этого требуются анализ и осмысление основных компонентов конфликта: проблемы конфликтной ситуации; участников конфликта; инцидента, провоцирующего конфликт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: