Г. Лессинг

Вместе с тем ряд мыслителей утверждали, что понятие «человечество» вообще бессодержательно и никакой реальности не выражает. Напротив, человеческий род разделен многочисленными социально-культурными барьерами. Так, Н. Я. Данилевский (1822—1885 гг.), русский философ, утверждал, что совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, — исторический тип, т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями. В этом культурно-историческом типе Н. Я. Данилевский видел высшее и окончательное выражение социального единства.

Достаточно резко отзывался о понятии человечества немецкий философ О. Шпенглер (1880—1936 гг.). Он утверждал, что народы живут на Земле, но в разновременном пространстве. Это связано с тем, что культуры живут и умирают, причем в разных ареалах. Человечество «не имеет никакой идеи, никакого плана, совершенно так же, как их не имеет какой-нибудь вид бабочек или орхидей». Вместо монотонного образа растянутой в линию всемирной истории он предлагал рассматривать множество могучих культур, каждая из которых «...дает собственную форму своему материалу — человечеству. Каждая из них имеет собственную идею, собственные страсти, волю, чувство и собственную смерть».

Оригинальная точка зрения на человечество принадлежала русскому философу Н. Н. Трубникову, который связывал поиски смысла жизни отдельного человека с общечеловеческой историей. Он считал, что победа над конечностью и смертностью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру. Все исследователи сходятся в том, что понятие человечества связано не только с биологической природой человека, организм которого сформировался под влиянием определенных условий обитания. Не менее значимой характеристикой человечества является его социальность и связь с культурой.

Человечество.

1) Объединяющая всех представителей Человека разумного в единую планетарную общность народов общая историческая судьба, запечатленная в «общечеловеческих» жизненных интересах и ценностях (в перспективе – в универсальной культуре), существующих «поверх» этнических, расовых, культурных различий. Историческая общность всех людей населяющих земной шар в прошлом, настоящем и будущем.

2) Абстрактно-собирательная общность множества различного типа замкнутых, органически-целостных локальных культур, существующих в своем собственном историческом времени и пространстве и имеющих уникальную историческую судьбу, проходящих стадии зарождения, восходящего развития, максимального расцвета, «изменения» и деградации, заката и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: