Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья относятся:

1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

4) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;

5) участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

6) реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

7) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Система здравоохранения в РФ - совокупность взаимодействующих органов управления здравоохранением, подведомственных им организаций здравоохранения, медицинских организаций, а также субъектов, осуществляющих частную медицинскую и фармацевтическую деятельность, в целях сохранения, укрепления здоровья граждан и оказания им медицинской помощи.

В системе здравоохранения формируются государственно-муниципальный сектор здравоохранения и частный сектор здравоохранения.

Результаты деятельности учреждений здравоохранения подлежат стандартизации и сертификации.

Стандартизации в области здравоохранения подлежат:

· организационные технологии;

· медицинские услуги;

· технологии оказания медицинских услуг;

· техническое обеспечение оказания медицинских услуг;

· качество медицинской помощи;

· квалификация медицинских и фармацевтических работников;

· производство, условия реализации, качество лекарственных средств и медицинских изделий;

· учетно-отчетная документация;

· информационные технологии;

· экономические показатели деятельности системы здравоохранения.

Стандарты здравоохранения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Стандарты здравоохранения являются обязательными для организаций здравоохранения, находящихся на территории РФ.

Несоблюдение стандартов здравоохранения субъектами, осуществляющими медицинскую деятельность, является основанием приостановления действия лицензий на медицинскую деятельность или их аннулирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Медицинские услуги подлежат обязательной сертификации в целях подтверждения их соответствия безопасности для жизни и здоровья человека и окружающей природной среды.

Источниками финансирования здравоохранения являются:

-средства бюджетов всех уровней;

- средства фондов обязательного медицинского страхования;

- средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;

- доходы от осуществления предпринимательской деятельности организациями здравоохранения, в частности от оказания платных медицинских услуг;

- средства, полученные в результате добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц;

- других, не запрещенных законом источников.

Бюджетное финансирование здравоохранения осуществляется в объеме и на условиях, которые определены в:

- программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи,

- федеральных и региональных целевых программах в области здравоохранения,

- а также в других государственных программах, предусматривающих обеспечение государственных нужд в области здравоохранения.

Внебюджетными источниками финансирования организаций здравоохранения государственно-муниципального сектора могут являться средства, полученные от:

1) страховых медицинских организаций, фондов ОМС за оказание медицинской помощи в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования и программами добровольного медицинского страхования;

2) организаций, заключивших договоры с организациями здравоохранения государственно-муниципального сектора на оказание медицинских услуг;

3) граждан за оказание им платных медицинских услуг;

4) доходов от использования интеллектуальной собственности;

5) медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, использующих организации здравоохранения государственно-муниципального сектора в качестве клинической базы для обучения и профессиональной переподготовки медицинских и фармацевтических работников;

6) арендной платы за передачу в пользование имущества, закрепленного за организациями здравоохранения на праве оперативного управления, а также реализации такого имущества;

7) инвесторов, финансирующих инновационные проекты, осуществляемые по инициативе и с участием организаций здравоохранения государственно-муниципального сектора, реализации грантов и изобретений в области новых медицинских технологий;

8) гуманитарной деятельности в виде пожертвований (грантов) или иной помощи (поддержки).

Тарифы страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования ежегодно утверждаются федеральным законом с учетом объема финансовых средств, необходимых для оказания медицинской помощи в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования.

Медицинские учреждения государственно-муниципального сектора осуществляют предпринимательскую деятельность в форме:

· оказания платных медицинских услуг;

· передачи имущества, закрепленного за ними, в аренду;

· иных не противоречащих законодательству Российской Федерации формах.

В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, Правительство РФ утверждает Программу государ­ственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной ме­дицинской помощи.

Программа включает в себя:

1) виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно;

2) медицинскую помощь, предоставляемую в рамках базовой программы ОМС;

3) медицинскую помощь, предоставляемую за счет средств бюджетов всех уровней;

4) нормативы объемов медицинской помощи;

5) нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;

6) подушевые нормативы финансирования.

Программа ежегодно пересматривается и определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств ОМС и других поступлений.

Базовую программу ОМС разрабатывает Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с Федеральным фондом ОМС и утверждает Правительство РФ. На основе базовой программы, органы государственного управления субъектов РФ утверждают тер­риториальные программы ОМС. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальны­ми программами, не могут быть ниже установленных в ба­зовой программе.

Органы государ­ственной власти субъектов РФ разрабатывают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинс­кой помощи (далее ТП).

Гражданам РФ в рамках ТП бесплатно предоставляются:

1. Скорая медицинская помощь при состояниях, угрожа­ющих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травма­ми и отравлениями, осложнениями беременности и при ро­дах.

2.Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая про­ведение мероприятий по профилактике, диагностике и лече­нию заболеваний как в поликлинике, так и на дому.

3. Стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, тре­бующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинс­кого наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при патологии беременности, родах и абортах; приплановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского на­блюдения, в том числе в детских и специализированных сана­ториях.

Для реализации единой государственной политики в об­ласти ОМС созданы Федеральный и территориальные фон­ды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Финансовые средства Федерального фонда ОМС образу­ются за счет:

- страховых взносов по тарифам, установ­ленным законодательством РФ;

- части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодатель­ством размере;

- иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ,

Финансовые средства территориальных фондов ОМС образуются за счет:

1) - страховых взносов по тарифам, установ­ленным законодательством РФ;

2) части единого налога на вмененный доход для опреде­ленных видов деятельности в установленном законодатель­ством размере;

3) страховых взносов на ОМС неработающего населения,
уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов
РФ, местного самоуправления с учетом территориальных
программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в со­ответствующих бюджетах на здравоохранение;

4) иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления перечисляют средства на ОМС неработаю­щего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках территориальной программы ОМС, являющейся составной частью Программы.

В случае недостаточности указанных средств при фор­мировании бюджетов территорий на предстоящий финансо­вый год предусматривается целевая дотация из бюджета вы­шестоящих органов исполнительной власти.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013г. № 529н утверждена номенклатура медицинских организаций.

В соответствии с данной номенклатурой медицинские организации классифицируются:

1. Лечебно-профилактические медицинские организации:

1.1. Больница (в том числе детская).

1.2. Больница скорой медицинской помощи.

1.3. Участковая больница.

1.4. Специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированные больницы государственной и муниципальной систем здравоохранения:

гинекологическая;

гериатрическая;

инфекционная, в том числе детская;

медицинской реабилитации, в том числе детская;

наркологическая;

онкологическая;

офтальмологическая;

психиатрическая, в том числе детская;

психиатрическая (стационар) специализированного типа;

психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;

психоневрологическая, в том числе детская;

туберкулезная, в том числе детская.

1.5. Родильный дом.

1.6. Госпиталь.

1.7. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.

1.8. Дом (больница) сестринского ухода.

1.9. Хоспис.

1.10. Лепрозорий.

1.11. Диспансеры, в том числе диспансеры государственной и муниципальной систем здравоохранения:

врачебно-физкультурный;

кардиологический;

кожно-венерологический;

наркологический;

онкологический;

офтальмологический;

противотуберкулезный;

психоневрологический;

эндокринологический.

1.12. Амбулатория, в том числе врачебная.

1.13. Поликлиники (в том числе детские), а также поликлиники государственной и муниципальной систем здравоохранения:

консультативно-диагностическая, в том числе детская;

медицинской реабилитации;

психотерапевтическая;

стоматологическая, в том числе детская;

физиотерапевтическая.

1.14. Женская консультация.

1.15. Дом ребенка, в том числе специализированный.

1.16. Молочная кухня.

1.17. Центры (в том числе детские), а также специализированные центры государственной и муниципальной систем здравоохранения:

вспомогательных репродуктивных технологий;

высоких медицинских технологий, в том числе по профилю медицинской помощи;

гериатрический;

диабетологический;

диагностический;

здоровья;

консультативно-диагностический, в том числе детский;

клинико-диагностический;

лечебного и профилактического питания;

лечебно-реабилитационный;

лечебной физкультуры и спортивной медицины;

мануальной терапии;

медицинский;

медико-генетический (консультация);

медицинской реабилитации для воинов-интернационалистов;

медицинской реабилитации, в том числе детский;

медицинской реабилитации для инвалидов и детей-инвалидов с последствиями детского церебрального паралича;

медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

медицинской и социальной реабилитации, в том числе с отделением постоянного проживания инвалидов и детей-инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих;

медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

медико-хирургический;

многопрофильный;

общей врачебной практики (семейной медицины);

охраны материнства и детства;

охраны здоровья семьи и репродукции;

охраны репродуктивного здоровья подростков;

паллиативной медицинской помощи;

патологии речи и нейрореабилитации;

перинатальный;

профессиональной патологии;

профилактики и борьбы со СПИД;

психофизиологической диагностики;

реабилитации слуха;

реабилитационный;

специализированные (по профилям медицинской помощи);

специализированных видов медицинской помощи;

сурдологический.

1.18. Медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови:

станция скорой медицинской помощи;

станция переливания крови;

центр крови.

1.19. Санаторно-курортные организации:

бальнеологическая лечебница;

грязелечебница;

курортная поликлиника;

санаторий;

санатории для детей, в том числе для детей с родителями;

санаторий-профилакторий;

санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

2. Медицинские организации особого типа:

2.1. Центры:

медицинской профилактики;

медицины катастроф;

медицинский мобилизационных резервов "Резерв";

медицинский информационно-аналитический;

медицинский биофизический;

военно-врачебной экспертизы;

судебно-медицинской экспертизы.

2.2. Бюро:

медико-социальной экспертизы;

медицинской статистики;

патолого-анатомическое;

судебно-медицинской экспертизы.

2.3. Лаборатории:

клинико-диагностическая;

бактериологическая, в том числе по диагностике туберкулеза.

2.4. Медицинский отряд, в том числе специального назначения (военного округа, флота).

3. Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека:

3.1. Центры гигиены и эпидемиологии.

3.2. Противочумный центр (станция).

3.3. Дезинфекционный центр (станция).

3.4. Центр гигиенического образования населения.

3.5. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

II. Номенклатура медицинских организаций

государственной и муниципальной систем здравоохранения

по территориальному признаку

4.1. Федеральные.

4.2. Краевые, республиканские, областные, окружные.

4.3. Муниципальные.

4.4. Межрайонные.

4.5. Районные.

4.6. Городские.

В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных источников, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение предопределяет модель финансирования отрасли. В нестоящее время имеются три таких модели.

1. Бюджетно-страховая модель. В ее рамках здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. В этом случае за счет государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования. Это наиболее распространенная модель. Она используется в большинстве развитых стран Германия, Франция, Швеция, Италия и др.

2. Бюджетная модель. Финансирование осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания, Дания, Ирландия)

3. Предпринимательская модель, в рамках которой финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению мед. Учреждениями мед. услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования. (США).

До 1991 года в нашей стране при финансировании здравоохранения применялась бюджетная модель. Главным источником финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, были бюджетные средства. Доля их в общем объеме составляла примерно 85 %.Эти средства передавались в основном медицинским учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения РФ.

Вторым источником финансовых ресурсов были средства ведомств и подведомственных им предприятий. Доля этих средств составляла примерно 15 %. Эти средства предавались ведомственным медицинским учреждениям.

Третьи источником финансовых ресурсов были средства населения. Их доля была крайне незначительна, так как население оплачивало лишь зубопротезирование и в небольшом объеме некоторые платные услуги, в основном не жизненно важные мед. услуги.

Отсутствие бюджетных средств для достаточного финансирования здравоохранения, переход к рыночным отношениям в экономике привели к реформе в здравоохранении.

В 1991 году был принят Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РФ», принятый 28 июня 1991 г. № 1499-1, который установил основные направления перехода к страховой медицине.

Целью введения медицинского страхования являлось повышение эффективности лечебного процесса и создания гарантий для граждан в получении медицинских услуг при заболевании (при возникновении страхового случая) за счет накопленных страховых сумм. Кроме того, предполагалось, что за счет медицинского страхования удастся существенно снизить бюджетные расходы на здравоохранение.

Законодательство о медицинском страховании предусматривало изменение управления отраслью – создание системы фондов ОМС и страховщиков. Часть функций перешла от органов управления здравоохранением к фондам ОМС.

В систему фондов ОМС входят Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС.

Медицинское страхование осуществляется в форме добровольного и обязательного страхования (ОМС).

ОМС является составной частью государственного социального страхования наряду с пенсионным и социальным страхованием и призвано обеспечить всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС, в объеме и на условиях соответствующих программ обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование может осуществляться гражданами самостоятельно или организациями за своих работников. Предприятия осуществляют добровольное медицинское страхование за счет собственной прибыли.

Суть медицинского страхования заключается в том, что лечебным учреждениям возмещаются затраты, связанные с оказанием медицинских услуг.

Возмещение средств осуществляется фондами обязательного медицинского страхования. Существуют территориальные (областные, республиканские) фонды и федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Система медицинского страхования включает: гражданина, страхователя, страховщика, медицинское учреждение.

Граждане в системе ОМС подразделяются на две группы: на работающее население, к которому относятся граждане, имеющие место работы и неработающее население – дошкольники, учащиеся, пенсионеры, безработные.

Страхователем работающего населения является работодатель. Индивидуальный предприниматель страхует себя сам.

Для неработающего населения страхователем являются органы местного самоуправления, которые перечисляют за счет средств бюджета в фонды ОМС взносы за каждого неработающего гражданина по тарифам, установленным региональной комиссией.

Страховщик – фонд ОМС или медицинская страховая компания, которые заключают договора на медицинское страхование с организациями – работодателями или органами местного самоуправления и медицинскими учреждениями на финансирование затрат на лечение заболеваний предусмотренных программой ОМС.

С введением ОМС в финансировании здравоохранения в России появились новые источники. Таким образом, источниками финансовых ресурсов стали:

- бюджетные средства;

- взносы работодателей на ОМС;

- средства населения;

- средства ведомств и предприятий на содержание ведомственных лечебно-профилактических учреждений.

Система финансового обеспечения здравоохранения, источники направления их использования представлены в следующей схеме.

Расходы на здравоохранение ежегодно предусматриваются в бюджетах всех уровней. Основную нагрузку по финансированию лечебно-профилактических учреждений несут территориальные бюджеты.

За счет средств федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиник, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения.

Из региональных бюджетов финансируются краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологичекие мероприятия и др.

По каналам местных бюджетов финансируется массовая сеть лечебно- профилактических учреждений- больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д.

В соответствии с классификацией расходов бюджет РФ расходы на здравоохранение и спорт отражаются в разделе 09 «Здравоохранение и спорт»

Принятие Федеральных законов №184-ФЗ «Об общих прин­ципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации» и от 06.07.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» реформирует си­стему государственной власти, разграничивает полномочия органов управления, коренным образом меняет принципы планирования и фи­ нансирования, в том числе, и в системе здравоохранения Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти, помимо выработки общей государственной политики, может быть отнесено оказание населению высокоспециализированной медицинской помощи и санитарно-эпидемиологический надзор.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта отнесено решение вопросов:

1) организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах;

2) организации обязательного медицинского страхования неработающего населения;

3) организации оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

4) организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта;

5) предупреждения эпидемий и ликвидации их последствий;

6) организации и осуществления межмуниципальных программ и проектов в области окружающей среды.

К вопросам местного значения в данной сфере отнесены:

1) организация оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

2) обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта.

Состав расходов учреждений здравоохранения:

- Текущие расходы (заработная плата и начисления на выплаты по оплате труда, расходы на питание и медикаменты, расходы на приобретение оборудования, расходы на оплату услуг, работ);

- Строительство объектов здравоохранения;

- Капитальный ремонт учреждений;

- Оснащение зданий, помещением оборудованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: