Условия работы электрооборудования зависят от климатической зоны эксплуатации и места установки на автомобиле. Изделия электрооборудования выпускаются в климатических исполнениях:
· У (для умеренного климата),
· ХЛ (для холодного климата),
· О (общеклиматическое исполнение),
· Т (тропическое исполнение).
Исполнения типа У-ХЛ, У-Т и т.д. допускают возможность эксплуатации электрооборудования в разных климатических зонах.
Изделия электрооборудования и автоэлектроники должны быть работоспособными при эксплуатации в условиях, характеризуемых параметрами, приведенными в табл. 1.
Таблица 1 Условия эксплуатации изделий электрооборудования
Электрооборудование автомобиля должно сохранять работоспособность после воздействия температуры -60°С для исполнения ХЛ и -45°С для исполнения У и Т при транспортировании и во время нерабочих периодов автомобиля.
Электрооборудование должно выдерживать вибрационные и ударные нагрузки, указанные в табл. 2.
Таблица 2 Допустимые вибрационные и ударные нагрузки для изделий автомобильного электрооборудования
Допустимые значения превышения температуры электрических машин и аппаратов длительного режима работы при температуре окружающей среды +70°С приведены в табл. 3.
Таблица 3 Допустимые тепловые нагрузки
электрических машин и аппаратов длительного режима работы
Электрические машины должны выдерживать испытание на повышенную частоту вращения в режиме холостого хода в течение 20 с (электростартеры и другие электрические машины с продолжительностью работы менее 1 мин) и 2 мин (прочие электрические машины). Испытательная частота вращения должна быть на 20% выше максимальной частоты вращения, возможной в эксплуатации, и частоты вращения в режиме холостого хода для стартеров.
Изделия электрооборудования могут быть рассчитаны на продолжительный номинальный режим работы 81, кратковременный номинальный режим работы 32 с длительностью периода неизменной номинальной нагрузки 5,10 и 30 мин и повторно-кратковременный номинальный режим продолжительностью включения 15, 25,40 и 60%.
Изделия электрооборудования должны быть совместимы между собой и внешней средой и сохранять работоспособность в условиях электромагнитного воздействия в соответствии с данными табл. 4 и 5.
Изоляция обмоток и токоведущих деталей изделий электрооборудования относительно корпуса должна выдерживать без повреждений в течение 1 мин воздействие синусоидального переменного напряжения частотой 50 Гц, действующие значения которого указаны в табл. 6.
Таблица 4 Параметры импульсных напряжений в автономных режимах (срабатывание предохранителей, пуск двигателя от посторонних источников, при отключении аккумуляторной батареи и т.п.)
Таблица 5 Параметры импульсных напряжений бортовой
сети в нормальных режимах эксплуатации
Изделия автотракторного электрооборудования должны работать в однопроводной схеме, в которой с корпусом машины («массой») соединен отрицательный полюс системы. Допускается применение изделий, у которых от корпуса изолированы оба полюса.
Электрооборудование должно быть защищено от проникновения посторонних тел, пыли, грязи, брызг воды, и при этом надежно и безотказно работать в течение требуемого срока службы. Защита от коррозии должна осуществляться лакокрасочными, гальваническими, химическими покрытиями или их сочетаниями.
Таблица 6 Электрическая стойкость изоляции
Надежность изделий электрооборудования характеризуется:
1. Для ремонтируемых или неремонтируемых изделий - гамма-процентной безотказностью и средней наработкой (в километрах пробега автомобиля, часах работы двигателя, числе включений) или интенсивностью отказов.
2. Только для ремонтируемых изделий дополнительным показателем долговечности - гамма-процентным ресурсом.
Направления вращения валов изделий электрооборудования определяются следующим образом:
- для электрических машин с одним выходящим концом вала (стартер, электродвигатель, генератор, датчик спидометра) - со стороны приводного конца вала;
- для распределителей зажигания - со стороны кулачка прерывателя;
- для электрических машин с двумя выходящими концами вала - специально указывается в технической документации на изделия.
Для электрических машин и аппаратов зажигания предпочтительно применение вращения по часовой стрелке.
Для снижения уровня радиопомех применяются следующие помехоподавляющие устройства:
- неэкранированные или экранированные наконечники искровых свечей зажигания;
- высоковольтные провода с распределенным сопротивлением;
- фильтры подавления радиопомех;
- помехоподавительные резисторы в роторах распределителей или в искровых свечах зажигания.