Место ценностно-ориентационной деятельности в структуре целостной деятельности человека

Преподавание как вид педагогической деятельности своим предметом имеет организацию учебно-познавательной деятельно­сти, а воспитание (воспитательная работа) связано с организацией других видов деятельности детей. В связи с объективно обуслов­ленной специализацией педагогов организация трудовой, спор­тивной, художественной и некоторых других видов деятельности прямо не входит в обязанности классного руководителя и так называемого "чистого" воспитателя. Если же виды деятельности организуются ими, то с целью получения прежде всего воспита­тельного результата, который достигается благодаря присутствию во всех видах деятельности ценностного начала.

Субъект осознает не только сами по себе вещи, их свойства и отношения, но и их значимость для себя. Именно это определя­ет различие познавательной и оценочной деятельности сознания.* Человеку для его сознательной и свободной деятельности нужно представление о ценностях, которые направляли бы его поведе­ние. Так складывается ценностно-ориентационная деятельность человеческого сознания, вырабатывающая представления о "со­циально полезном", идеальном, должном, о том, к чему следует стремиться, а чего следует избегать.**

* См.: Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. — М., 1972. — С. 111.

** См.: Каган М.С. Опыт системного анализа. — М., 1974. — С. 101.

Своеобразие ценностно-ориентационной деятельности поэтому состоит в том, что она направлена на установление отно­шений не между объектами, а между объектом и субъектом. Другими словами, она дает не чисто объективную, но объектив­но-субъективную информацию о ценностях, а не о сущностях.

Большое значение ценностно-ориентационной деятельности придавали и придают психологи. Так, В.Н.Мясищев, впервые поставивший вопрос о необходимости разработки психологии отношений как самостоятельной отрасли, видел ее назначение в исследовании сознания как отношения личности к действитель­ности, которое всегда имеет избирательный характер и включает в себя потребности, интересы и идеалы личности, являющиеся "внутренним потенциалом" ее деятельности.*

* См.: Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1980.

Обосновывая свое учение, В.Н.Мясищев исходил из предполо­жения, что в психике и сознании осуществляется не только отра­жение действительности, но и отношение к ней, а сама избира­тельность зависит от содержания предмета и его значимости для личности, что и порождает оценку субъектом объекта. В этрй связи он определил отношение как основанную на индивидуальном опы­те избирательно осознанную связь человека со значимым для него объектом. Поскольку эта связь во многом базируется на эмоциях, то она придает отношению непосредственно оценочный характер.

А.Н.Леонтьев предложил различать "объективные значения" ве­щей и "личностные смыслы". Значение — это "ставшее достоянием моего сознания... обобщенное отражение действительности, вырабо­танное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения"; смысл же "выражает именно его (субъ­екта. — А.Л.) отношение к осознаваемым объективным явлениям".*

* Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. —М., 1959. — С. 288 — 291.

В чистом виде ценностно-ориентационная деятельность не суще­ствует, но ни один вид деятельности не обходится без ее элементов. Она не только присутствует объективно в каждом виде деятельности школьников, но и специально организуется. Ее результатом стано­вится довольно широкая гамма отношений к окружающему миру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: