Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений

С первого дня пребывания ребенка в школе учитель становит­ся для него непререкаемым авторитетом. Это положение сохраня­ется вплоть до перехода в старшие классы. С переходом на пред­метное обучение учащиеся сталкиваются со многими учителями и не трудно заметить, что их отношение к учителям заметно изме­няется. Причем отношения, сложившиеся на первых уроках, по­рой сохраняются на все оставшиеся школьные годы. Это, в свою очередь, приводит к тому, что учащиеся с опозданием фиксируют или вообще не замечают изменений во внутреннем мире учителя, даже если он во многом и изменился за пять-шесть лет.

Известно, что на детей оказывают влияние не только знания учителя, но и сама его личность, качества его души. Более того, исследования показывают, что роль учителя как источника ин­формации снижается из года в год. Влияние же личности не толь­ко не снижается, а, напротив, возрастает. Поэтому в структуре личности учителя наибольшее значение приобретают его ценно­стные ориентации, в частности: являются ли учащиеся, с кото­рыми он имеет дело, ценностью для него (их интересы, склон­ности, способности, их гражданская, профессиональная, личная судьба); являются ли ценностью наука, которую он представляет и основы которой преподает; профессия, средствами которой он служит обществу, и возможность совершенствоваться в ней.

Причины огромного нравственного влияния личности учите­ля на личность учащегося, а следовательно, и установления гу­манных взаимоотношений лежат в самой природе человека и че­ловеческих отношений, складывающихся в процессе педагогиче­ской деятельности. В этой связи необходимо обратиться к пси­хологическим основам познания людьми друг друга и формиро­вания отношений между ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: