Научно-информационное обеспечение коммерческой работы

Российских и западных предпринимателей разделяет зачастую океан непонимания. Главная проблема — нехватка деловой информации. Россия — единственная страна в мире, где правительство в полной мере не обеспечивает бизнесменов деловой информацией. Из-за этого предприятия несут большие потери.

Предпринимателям и бизнесменам необходимо иметь информацию:

1) о рынке в целом (каковы сегменты рынка, на которых продается товар; кто основные конкуренты; каков объем рынка и т. д.),

2) о конкуренции на рынке (какие конкурирующие товары продаются, какова доля рынка конкурентов, каково финансовое положение конкурентов, как изменяются цены),

3) о ценах (каковы цены конкурентных товаров; имеется ли товар, который занимает лидирующее положение по цене; каково соотношение между ценой и объемом продаж),

4) о правительственной политике (какое влияние оказывает политика правительства на рынок, а также на отдельные фирмы),

5) о производстве и затратах,

6) о выручке от продажи товаров и прибыли (например, какова у фирмы доля прибыли в цене единицы продукции, отличается ли она от аналогичного показателя у конкурентных фирм).

Особенность рынка информационных услуг России — его "разорванность" вследствие того, что многие банки, биржи, институты, предприятия не связаны между собой системами коммуникации. Даже чисто по техническим причинам наш информационный рынок разделен на региональные рынки. Нередко информация в России о принятых решениях труднодоступна, а иногда вообще не рассчитана на доведение до сведения тех, кого она касается.

Появление на мировом рынке сотни тысяч предприятий не сопровождалось

созданием системы информации об их производственных и платежных возможностях. Это затрудняет западным фирмам поиск подходящих, перспективных партнеров по экспорту и импорту.

Информацию в РФ могут предоставить следующие организации:

1) Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) — общественная организация,

содействующая развитию внешнеэкономических связей нашей страны. Ее члены — многие российские организации и предприятия, которые участвуют во внешнеэкономических связях, а члены-корреспонденты — зарубежные организации. В состав ТПП РФ входят внешнеэкономических организаций:

— Союзпатент (патентование за границей отечественных изобретений),

— Внешэкономсервис(консультационные услуги экономического характера, содействие в поиске партнеров, переводческие, рекламные, информационные услуги),

— Союзрегион (изыскание новых экспортных ресурсов),

— Союзэкспертиза (проверка качества экспортных и импортных товаров, экспертиза на соответствие российских товаров требованиям внешнего рынка),

— "Северс" — рекламный центр,

— Совинцентр — обеспечение уловий для работы инофирм в России,

— Экспоцентр (проведение выставок, рекламные и транспортные услуги);

2) банки, которые имеют лицензии на валютные операции (они имеют картотеку нескольких тысяч иностранных организаций);

3) ВНИКИ — Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт МВЭС РФ (пользование библиотекой платное; здесь огромный фонд материалов по коммерческим вопросам);

4) Национальный автоматизированный банк обмена информацией на ВЦКП ТППРФ;

5) некоторые СП (консультирование, маркетинг, поиск партнеров);

6) ассоциации, общественные организации;

7) Интернет.

За рубежом необходимую информацию могут предоставить: ТПП, кредит-бюро (где опытные

консультанты подготовят справку о фирме, предоставят конфиденциальную информацию), банки, государственные учреждения.__

Организация, управление, развитие, аутсорсинг ВЭД. Внешнеэкономическая деятельность предприятия, стратегия выхода на зарубежные рынки Активный интерес к ВЭД возник у российских промышленных предприятий после ее либерализации, а также в связи со снижением платежеспособного спроса на внутренних рынках. Последняя причина явилось камнем преткновения для многих российских промышленных предприятий, поскольку им грозило сворачивание производства с последующим ростом издержек и утратой ценовой конкурентоспособности (иногда единственного преимущества). Поиск новых рынков сбыта за рубежом был одной из немногочисленных альтернатив в сложившейся ситуации. Организация ВЭД чаще происходит в виде надстройки предприятия еще одной службой или подразделением международных операций. Последний способ более характерен для западного бизнеса, но его развитие имеет совершенно иную качественную основу. Российское предприятие, как правило, не может рассматривать международный рынок как просто еще один рынок сбыта в силу качественных различий в развитии внутренних и международных рынков. Такие качественные различия характерны, прежде всего, для рынков сложной наукоемкой продукции, в частности, продукции машиностроения. Именно в тех условиях, когда внутренний рынок отстает по своему развитию от мировых рынков, ВЭД способна оказать наибольшее качественное влияние на развитие предприятия. Вовлеченность в ВЭД означает увеличение степени экономической свободы в выборе наиболее эффективных путей для решения важнейших производственных задач. Эта свобода реализуется в следующих направлениях. Свобода экономического маневра производственными ресурсами с опорой на широкие возможности мирового рынка – замена более дорогих-компонентов отечественного производства на более дешевые и качественные, использование лицензий и ноу-хау для снижения издержек производства, привлечение более дешевой и квалифицированной рабочей силы из-за рубежа, перенос части производственного аппарата в более благоприятные зарубежные условия. Свобода выбора направлений и форм реализации производства продукции с максимальной прибыльностью для себя как следствие обострения конкуренции на внутреннем рынке. По мере его насыщения однотипной продукцией предприятия ищут более благоприятные зарубежные рынки сбыта. Свобода в выборе производственного партнера, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия. Свобода в выборе путей и возможностей повышения технического уровня производства продукции, укрепления экспортного потенциала как закономерного результата участия в международной производственной кооперации. Участвуя в международной производственной кооперации, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные части которого тесно взаимосвязаны. Это создает основу для экономической стабилизации отдельных звеньев воспроизводственной цепи. При выходе на внешний рынок предприятие попадает в условия жесткой международной конкуренции. Успешная работа в этих условиях возможна лишь при применении современных методов управления. Несмотря на отсутствие принципиальных различий в работе с внутренним и внешними рынками, последние накладывают ряд дополнительных требований: зарубежные рынки предъявляют повышенные требования к предлагаемым товарам, сервису, рекламе; изучение зарубежных рынков более трудоемко и сложно, поскольку требует обработки больших объемов информации из множества источников; эффективная работа на внешнем рынке невозможна без творческого и гибкого использования маркетинговых методов: правильного выбора организации закупок и сбыта, контроля производственного процесса, контроля за работой торговых партнеров, применения различных методов стимулирования сбыта и т.п.; необходимо учитывать требования внешней среды маркетинга: особенности национальных законодательств, правила и технику расчетов, деловые обычаи, социально-культурную среду, политические факторы. Помимо вышеуказанных проблем возникают и задачи, непосредственно связанные с организацией и техникой внешнеторговых операций: подготовка и проведение переговоров, подготовка контрактов, расчет контрактных цен, выбор формы и слежение за состоянием расчетов с зарубежными контрагентами, организация доставки и решение вопросов, связанных с страхованием. Если внешнеторговые сделки носят случайный характер, то решение вышеперечисленных задач закрепляют за одной или несколькими существующими в составе предприятия структурами (в большинстве случаев это отдел сбыта или отдел маркетинга), либо поручают посреднику, то есть нам. На российских промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, аппарат ВЭД существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы. В первом случае распространен вариант, когда внешнеэкономический отдел встроен в службу маркетинга. Руководство структурным подразделением осуществляет начальник управления маркетинга, подчиняющийся непосредственно генеральному директору. В общий перечень функций, выполняемых данным структурным подразделением входят: анализ контрактов; изучение потребностей российского и международного рынков; корректировка номенклатуры изделий; разработка ценовых предложений; проработка каналов товародвижения; формирование товарной и коммуникационной политики; совершенствование системы взаимодействия управляющих звеньев в сфере реализации; разработка плана поставок; информационное обеспечение разработки стратегии предприятия. При этом основная часть работы, связанной с осуществлением внешнеторговых сделок, проводится бюро экспортно-импортных операций. Маркетинговые исследования и аналитическая работа, касающиеся как внутреннего, так и внешних рынков, выполняются информационно-аналитическим отделом. Наибольший опыт организации и управления внешнеэкономической деятельностью накоплен во внешнеторговых фирмах. Выступая как юридически самостоятельный и относительно обособленный субъект, внешнеторговая фирма обладает большей свободой в отношении выбора стратегий и принятия оперативных решений. Нельзя забывать, что выделение внешнеторговой фирмы, как и любого другого подразделения, экономически целесообразно в том случае, если технико-экономические характеристики каждого из вновь образованных предприятий, а также основного предприятия улучшатся по сравнению с периодом их функционирования в единой организационной структуре. На улучшение этих технико-экономических характеристик работают следующие факторы: эффект специализации, т.е. экономия, возникающая при сосредоточении материальных и трудовых ресурсов на конкретном виде деятельности; эффект хозяйственной самостоятельности, т.е. более тесная связь результатов хозяйственной деятельности предприятия и доходов его коллектива, возникающая в отношениях собственности как совокупности юридически оформленных прав и обязательств. Распространенное на российских предприятиях закрепление за ВЭД исключительно сбытовых функций нерационально и неэффективно в силу следующих обстоятельств. Во-первых, ВЭД включает не только экспортные, но и импортные операции, а также еще целый комплекс операций в рамках сотрудничества и кооперирования, создания совместных предприятий и т.п. Во-вторых, товародвижение на предприятии начинается с процесса закупки, и конкурентоспособность продукции предприятия в значительной мере обеспечивается этим процессом. Процесс проведения экспортно-импортных операций осуществляется в два этапа: подготовка документов к оформлению контракта; заключение контракта и его исполнение. Каждый этап, в свою очередь, разбивается на несколько последовательных стадий. Основной задачей как экспортера, так и импортера на исходном этапе является поиск и выбор контрагента. При выборе контрагента определяют страну, где лучше продавать или покупать товары, инофирму, с которой следует заключить сделку, а также пути установления контактов с предполагаемым контрагентом. Прежде чем заключать контракты с иностранным партнером, российские предприятия и предприниматели должны проверить правовой статус партнера (где и когда зарегистрирована инофирма), его финансовое положение, а также юридически оформленные полномочия его представителя на заключение контракта. Это позволит предотвратить негативные последствия, которые в ряде случаев могут привести к невозможности получения денежных средств за поставленные экспортные товары или к недопоставке товаров, либо поставке товаров с существенными недостатками (низкого качества, с просроченным сроком хранения и т. д.). Сделать самостоятельно это – как правило, очень сложно. Здесь наша помощь будет вам весьма кстати. В заключенном контракте купли-продажи должны оговариваться возможности внесения изменений и дополнений, которые могут возникнуть при его исполнении. Его содержание должно максимально отражать суть совершаемой коммерческой сделки. Отличительными чертами ВЭД является использование зарубежных стран в качестве базы для производства и сбыта продукции и быстрое распространение новых товаров и новых процессов в международном масштабе. Можно ожидать, что один и тот же предпринимательский продукт совершенно по-разному будет вести себя в России и за рубежом. Значит, необходимо скорректировать соответствующий раздел бизнес-плана предприятия, если в его первоначальном варианте ВЭД не предполагалась. Кроме чистой торговли, ВЭД может заключаться в открытии отделений или филиалов за рубежом, слиянии с другими компаниями, образовании крупных корпораций и т.д. Действенная помощь предпринимателю, собирающемуся окунуться в ВЭД, может быть оказана только такими консалтинговыми агентствами, которые и сами с этой ВЭД знакомы не понаслышке. Занимаются ею, проще говоря. У нас есть подразделение, занятое именно международными проектами. Как уже упоминалось, в основном речь идет о торговле, но ситуация может и поменяться. Увеличивается доля проектов, связанных с открытием различных филиалов. Все, что говорилось по поводу необходимости проводить бизнес-планирование, в случае предприятий, занимающихся ВЭД, только усиливается. Ведь здесь если конкуренция – то глобальная, если споры – то международные. Тут уж может юридический консалтинг понадобиться, И даже политический. Такова специфика ВЭД. Наша организация предлагает все виды консалтинга и бизнес-планирования. Поэтому у нас могут найти ответы на свои вопросы представители и тех предприятий, которые заняты ВЭД. Свои международные связи есть и у консалтинговых предприятий. Они не всегда оформлены письменными договорами. Зато существует реальная возможность специалисту консалтинга одной страны проконсультироваться у аналогичного специалиста другой страны. И применить полученную информацию на благо клиента, ведущего ВЭД. РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ВЭД ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ В ТАМОЖЕННОМ ОРГАНЕ Для юридических лиц
  • Устав предприятия и изменения к нему, либо копии заверенные нотариально или органом государственной власти.
  • Учредительный договор и изменения к нему или Решение о создании, либо копии заверенные нотариально или органом государственной власти.
  • Свидетельство о государственной регистрации, либо копии заверенные нотариально или органом государственной власти.
  • Справка из Госкомстата России, либо копия заверенная нотариально или органом, выдавшим документ.
  • Свидетельство или уведомление о постановке на учет субъекта права в органах МНС России, либо копии заверенные нотариально или органом, выдавшим документ.
  • Оригиналы справок из банков об открытии банковских счетов (валютных и рублевых) субъекта ВЭД (в справках должны быть указаны: код ОК П О банка и корреспондентский счет).
  • Свидетельство из ИМНС о внесении записи в ЕГРЮЛ изменений (при изменениях, произошедших после регистрации или перерегистрации), либо копия заверенная нотариально или органом, выдавшим документ.
  • Свидетельство о перерегистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» для субъектов ВЭД, зарегистрированных до 01.07.2002г. по месту государственной регистрации субъекта ВЭД, либо копия заверенная нотариально или органом государственной власти.
  • Решение учредителя о назначении генерального директора, заверенное печатью юридического лица.
  • Приказ о назначении главного бухгалтера, заверенный печатью и подписью генерального директора участника ВЭД.
  • Свидетельство Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации (для участников ВЭД, зарегистрированных до 01.07.2002г.), в случае если предприятие со 100% иностранными инвестициями, либо копии заверенные нотариально или органом, выдавшим документ.
  • Копии документов, удостоверяющих личность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность субъекта ВЭД, заверенных печатью юридического лица.
  • Свидетельство о государственной аккредитации филиала либо представительства иностранного юридического лица, либо копии заверенные нотариально или органом, выдавшим документ.
Для индивидуальных предпринимателей
  • Свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию заверенную нотариально или органом государственной власти.
  • Справка из Госкомстата России, либо копия заверенная нотариально или органом, выдавшим документ.
  • Оригиналы справок из банков об открытии банковских счетов (валютных, рублевых) субъекта ВЭД (в справках должны быть указаны: код ОК П О банка и корреспондентский счет).
  • Свидетельство или уведомление о постановке на учет в органах МНС России, либо копии заверенные нотариально или органом, выдавшим документ.
  • Копию документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, заверенного подписью индивидуального предпринимателя и печатью, если он имеет печать.
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЕЖЕГОДНОЙ ПЕРЕГИСТРАЦИИ УЧАСТНИКА ВЭД
  • Справка из Госкомстата России (нотариально заверенная копия).
  • Свидетельство о внесении изменений в Единый гос.реестр и протоколы к ним (в случае изменений) (нотариально заверенная копия).
  • Учредительные документы (устав, учредительный договор или решение о создании общества) (нотариально заверенная копия).
  • Справки из банка (оригинал).
  • Доверенность от организации на доверенное лицо.
  • Ксерокопия паспорта доверенного лица заверенная печатью и подписью руководителя.
Лекция 3. Внешняя экономическая политика. 1. Внешняя экономическая политика 2. Национальное (государственное) регулирование международной торговли. 3. Международное регулирование торговли. Роль ГАТТ/ВТО 1. ВЭС формируются под воздействием различных рычагов: · экономические: - воздействие на экономические интересы возникновения и осуществления ВЭС - соотношения спроса и предложения - тарифы - процентные ставки - соотношение мирового и отечественного уровня производства товаров и услуг по их количеству, качеству и эффективности - экономический стимул · организационно-распределительные – предполагают прямое целенаправленное воздействие государства и его органов на формирование и развитие ВЭС по средствам: - директивных актов (квотирование, лицензирование импорта и экспорта, лицензирование отдельных видов деятельности, механизм обязательной продажи валюты и отдачи процентов государству), - таможенных режимов и оформления - валютный контроль - импортно-экспортный контроль. ВЭП государства - целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию ВЭС для укрепления своего потенциала и эффективного участия в мировой торговле. Основные принципы ВЭП РФ: · переход субъектов хозяйствования от разовой сделки к постоянным связям · ориентирование ВЭП на долгосрочную перспективу · защита российского рынка и его стимулирование · разделение функций, ВЭП осуществляются и федерацией, и ее субъектами · ВЭП рассматривается как важная составляющая часть внешней политики РФ. Основная цель принципов – создать благоприятные условия на мировых рынках для российский экспортеров. Виды ВЭП: 1. временная: - текущая – оперативное регулирование ВЭП - долговременная – решение крупномасштабных задач, требующих больших затрат времени и капитала 2. пространственная – действия государства по основным направлениям влияния на мировую и национальную экономики: - внешняя торговая политика - внешняя инвестиционная политика - валютная - таможенная Внешняя торговая политика – устанавливает и регулирует отношения с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности. Отношения строятся на основе соблюдения принципов и норм международного права, вытекающих из международных соглашений РФ. - экспортная – направлена на реализации на мировом рынке конкурентоспособных товаров и стимулирование их производства - импортная – направлена на регулирование ввоза в страну импортных товаров, услуг, работ; осуществляется при помощи инструментов внешнеторговой политики. Роль импорта: традиционный источник таможенного дохода, выступает как оптимальный рычаг и конкурентнообразующий элемент производства отечественных товаров. Внешняя инвестиционная политика - комплекс мер по привлечению и использованию иностранных инвестиций на территории РФ и регулированию вывоза российских инвестиций за рубеж. Инвестиции: все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвестором в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли. Главную роль играет капитал в виде: · прямых инвестиций · портфельных инвестиций · кредитного капитала. Правительство в области иностранных инвестиций выполняет следующее: - определяет целесообразность внедрения запретов и ограничений относительно иностранных инвестиций в РФ - определяет методы контроля за деятельностью иностранных инвесторов - утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов - разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ по привлечении иностранных инвестиций - привлекает иностранные кредиты - осуществляет взаимодействие субъектов РФ - осуществляет контроль за подготовкой и заключением соглашений с иностранными инвесторами. Внешняя инвестиционная политика включает: · политика импорта иностранных инвестиций: - увеличение общего объема до уровня международных стандартов - привлечение передовых технологий, опыта, ноу-хау - влияет на рост занятости, снижение уровня безработицы - увеличивает национальный доход и совокупный продукт. · политика экспорта российских инвестиций: - продвижение российских инвестиций на зарубежный рынок - развитие зарубежного производства для привлечения прибыли или гарантированного импорта товаров в РФ - укрепление банковской сферы и повышение активности страхового бизнеса. Валютная политика - совокупность экономических, юридических и организационных форм методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно-финансовыми организациями. Включает: - выработка мер, направленных на эффективное использование валютных средств - выработка основных направлений формирования и использования валютных средств. Сфера действия: - валютные рынки - рынки драг.металлов и камней. Валютная политика делится на: · текущую - дисконтная – система мер по использованию учетной ставки и процентов для регулирования движения инвестиций и сбалансирования платежных обязательств - девизная – система регулирования валютного курса покупками и продажей валюты при помощи валютных интервенций и ограничений - валютное субсидирование - диверсификация валютных резервов. · долговременную – долгосрочные меры структурного характера по изменению валютного механизма. Методы – межгосударственные соглашения и переговоры Меры: - порядок валютного расчета - режим валютных курсов и паритетов - использование золота, резервных валют и международных валютных средств. Таможенная политика – составная часть внутренней и внешней политики. Цели: - обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ. - участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и стимулированию развития. 2. НАЦИОНАЛЬНОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. Государство определяет внешнеторговую политику, реализуя выгоды свободной торговли и протекционистских мер. Внешнеторговая политика (ВТП) - целенаправленное воздействие гос-ва на торговые отношения с другими странами. Цели могут быть долговременными и кратковременными. Цели ВТП: 1. о6еспечениее внешнеэкономического роста 2. выравнивание структуры платежного баланса 3. обеспечение стабильности нац. валюты 4. изменение стратегии и тактики включения страны в МРТ 5. сохранение политической и экономической независимости страны 6. Экономическое и военное превосходство. Формы ВТП: - фритредерство, протекционизм. На практике эти формы сочетаются. 50-60 гг. тенденции к либерализации. 70-80 гг. - волна протекционизма 90-е гг.- либерализация свободной торговли, 2000 год – протекционизм Инструменты: 1. Тарифные ограничения - стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими гос. границ. Большинство государств имеют законы о таможенных тарифах, а также таможенные кодексы: - таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемый к товарам, которые пересекают границу. Функции таможенных тарифов - защита нац. товаропроизводителей от иностранной конкуренции, источник поступления средств в бюджет страны, средство улучшения доступа нац. товаров на зарубежные рынки. - таможенная пошлина - налог на импорт или экспорт товаров, когда они пересекают таможенную границу. o по движению товара: импортные, экспортные o по способам установления: - адвалорные (в виде % от стоимости товаров (НДС)) - специфические (твердая денежная ставка от веса, объема) - смешанные. o по целям введения: - преференциальные (пониженные с целью создать новые условия) - дискриминационные (повышенные) – компенсационные – (антидемпинговые) o в зависимости от экономических целей: - фискальные (для увеличения притока денег в качну) - протекционистские (для защиты). 2. Нетарифные ограничения (комплекс мер ограничительно-запретительного характера. Цель–усиление конкурентных условий импортирующей страны, защита нац. промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и нац. безопасности): o квотирование (установление количественных ограничений на ввоз, вывоз товара) o лицензирование, o эмбарго (тип квотирования, полностью запрещающий торговлю) o валютные ограничения, o налоги на экспортно-импортные операции (чтобы повлиять на эти операции; внутренние налоги – НДС, акцизы), o субсидии, o административные барьеры (санитарные нормы, технические стандарты, требования к упаковке). o контингентирование – госрегулирование внешней торговли в форме установления экспортных и импортных квот-контингентов (т.е. устанавливаемая госорганами предельная норма ввоза, вывоза, транзита некоторых товаров в определенные страны). 3. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ. РОЛЬ ГАТТ/ВТО Важную роль в регулировании МТ играют м\н экономические организации. Организации можно разделить на 2 группы: 1. м\н организации, занимающиеся м\н торговлей в целом (ВТО, ЮНКТАД) 2. м\н организации, занимающиеся м\н торговлей одним или несколькими связанными товарами (ОПЕК) Главную роль в регулировании м\н торговли играет ГАТТ/ВТО. Генеральное соглашение о тарифах и торговли - многостороннее м\н соглашение, содержит: принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ является одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности, которой охватывает 94% объема мировой торговли. С января 1996 г. ГАТТ заменила ВТО. В сферу деятельности ВТО входит Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговле аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). ВТО регулирует м\н обмен услугами и интеллектуальной собственностью, а также разрабатывает меры по контролю защиты инвестиций. В нее входит 144 страны; еще свыше 30 стран, включая РФ, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении. Высший орган – конференция министров – собирается не реже 1 раза в 2 года. Текущие вопросы решает Генеральный совет. Возглавляет ВТО генеральный секретарь, избираемый на 3 года. Основная цель - содействие развитию и либерализации м\н торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации в м\н торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реального дохода и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена. Основной инструмент - многосторонние соглашения. Цель - разработка единообразных норм права в таких областях, как м\н купля-продажа, м\н платежи, м\н торговый арбитраж и м\н законодательство в области морских перевозок. Принципы: 1. Тарифные меры признаны в качестве приемлемого единственного средства регулирования внешней торговли 2. Фиксация тарифа на уровне, определенного догмами сторон 3. Прогрессивное снижение тарифов 4. Взаимность в предоставлении торгово-политических уступок 5. Принцип наибольшего благоприятствования Присоединение РФ к ВТО - сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие РФ в системе МТ, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества 4. Международная практика государственного регулирования В условиях рынка характер государственного воздействия на ВЭД принимает форму государственного регулирования, т.е. создания определенных условий, обеспечивающих эффективное функционирование экономики в целом и ее составных частей с использованием в основном экономических методов. Государственное регулирование ВЭД – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванная совершать ВЭД в интересах национальной экономики. Цель государственного регулирования: стабилизация и приспособление внешнего комплекса страны к изменяющимся условиям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества; решение национальных, стратегических и тактических задач. Kmax + Mmin = Эopt Кmax – максимальный уровень конкуренции на рынке. Mmin – минимальная степень влияния государства на состояние активности рынка. Эopt – оптимальное соотношение конкурирующего и организующего факторов в рыночном механизме.
Способы Содержание Методы и инструменты
Долгосрочное применение во всех развитых странах Формирование стратегии и приоритетов в развитии отраслей Прогнозирование, программирование, стратегическое планирование экономики
Среднесрочное планирование Координирование позиции государства и частного сектора Индикативное планирование (правительство на каждые 3-5 лет назначает объемы производства, размеры капиталовложений по приоритетным отраслям, темпы роста)
Краткосрочное регулирование (Испания, Япония) Меры, направленные на преодоление кризиса, инфляции; защита интересов внутреннего рынка Налоги, цены, квоты, лицензии, тарифы

Методы использования государственного регулирования:

· Экономические – косвенные методы, воздействующие на экономические процессы, реализуемые через банковскую\финансовую систему (изменение %-ной ставки, скидки, субсидии производителям), через налоговую систему, ценовой механизм, таможенные инструменты, систему страхования, систему стимулирования экспортного производства.

· прямое административное вмешательство – используется в рамках краткосрочного регулирования и основано на нормативных актах правительства и управленческих решениях

· командно-административное вмешательство – используется в странах с переходной экономикой (использование контрольных цифр и заданий, государственных заказов, имитирование кредитов и депозитов, система государственного кредитования, использование льгот и фиксированных цен на сырье и продовольствие).

· Организационно-правовые методы – на законодательной основе, определяют права различных предпринимательских структур и устанавливают правила конкуренции (антимонопольное регулирование).


Регламентация международной торговли\внешнеторговых операций.
Особенности:
- единые организационные формы, правовые и организационно-техническоие нормы, а также правила взаимодействия на мировом рынке
- унификация форм и средств, расчетных и платежных документов, операции и документооборота
- высокая степень оснащенности информационно-технической базы.

Средства регламентации:

· для международного регулирования двусторонние и многосторонние договоры и соглашения, а также инструменты регулирования валютных рынков, системы кредитования

· национальные системы, набор методов, ограничений экспорта-импорта (тарифные, нетарифные), валютно-кредитные средства, способы стимулирования экспортного производства, технические нормы, стандарты и требования к ввозимым товарам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: