Природа политических изменений. Понятие, содержание и причины политической модернизации. Критерии развития политических систем. Кризисы политического развития. Теория политической модернизации. Школы и концепции (Г. Алмонд, Д. Пауэлл, Л. Пай). Первая волна модернизации (Зап. Европа, США, Канада). Вторая волна модернизации - догоняющая модернизация (Россия, Турция, Бразилия). Проблема выбора путей и вариантов модернизации. Переход от авторитаризма и тоталитаризма к демократии. Третья волна модернизации. Политическая модернизация в современной России, перспективы, особенности и проблемы.
2. Практические занятия
Практические занятия, их наименование и содержание
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание |
Модуль 1 | ||
Политическая система | Понятие, подходы и методы изучения политической системы общества. Взаимодействие политической и социально-экономической общественных систем. Теории политических систем Д. Истона и Г. Алмонда. Типология политических систем. Анархизм, демократия, тоталитаризм. Политические системы советского и постсоветского типов. Специфика современной российской политической системы | |
Политические элиты и лидерство | Теории элит Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса, П. Сорокина. Подходы и методы изучения элит. Типология элит. Особенности формирования элит в современной России. Сущность и природа лидерства. Концепции лидерства. Политическое лидерство в России | |
Политическая идеология и культура | Определение идеологий. Идеология и политика. Основные функции идеологии: ориентационная, мобилизационная, интегративная, амортизационная, функция выживания и защиты интересов определённой социальной группы. Три уровня функционирования современных политических идеологий: теоретико-концептуальный, программно-политический, актуализированный. Три основных политических идеологий современности. Классические идеологии: либерализм, консерватизм. Коммунистическая идеология. Социалистическая идеология и её направления: реформаторское (социал-демократизм) и революционное (марксизм, троцкизм, сталинизм). Фашизм и анархизм: суть и определения. Роль и сущность политической культуры. Концепции Г. Алмонда, Г. Пауэлла, А. Боднара. Политическое поведение и политическое сознание. Функции политической культуры. Взаимодействия политической, гражданской и правовой культур. Типология политической культуры по Г. Алмонду и С. Вербе: приходская, подданническая, культура участия. Патерналистская культура в политической истории России. Культура наблюдателей. Экономико-центристский, этноцентристский и социетальный типы политической культуры. Политическая социализация как процесс вхождения индивида в политическую культуру. Особенности формирования и содержания политической культуры в современной России: возможности модернизации. | |
Понятие, сущность и формы демократии | Определения демократии. Конституирующие признаки демократии. Демократия классического либерализма, плюралистическая и коллективистская демократии. Формы демократического государства. Политическая и социальная демократии. Предпосылки и пути демократизации. Общие модели демократизации. Рационально-утилитарные и системные обоснования демократии. Суверенная демократия современной России. | |
Избирательный процесс | Роль и функции выборов в демократическом государстве. Принципы избирательного права. Выборы как инструмент политического манипулирования. Мажоритарная и пропорциональная системы выборов. Основные стадии, механизмы избирательного процесса. | |
Геополитика | Сущность и актуальность геополитических концепций. Немецкая школа: Ф. Ратцель, К. Хаусхофер. Британская школа: Х. Маккиндер Американская школа: А. Мэхен, Н. Спайкмен, С. Коэн, С. Хантингтон. Русская школа: концепция евразийства, «Большая игра». Идея «сверхмодернизации» А. Неклессы. |
3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
|
|
|
|