Этапы влияния общества на природную среду

1. Собирательство, охота и рыболовство; человек приспосабливался к природе, а не видоизменял её. Ок. 30 тыс. лет. назад
2. Сельскохозяйственная революция - переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; слабое преобразование естественных ландшафтов 6-8 тыс. лет. назад
3. Увеличение нагрузки на землю, развитие ремесел, более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов. Средние века
4. Промышленная революция - быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду 300 лет назад
5. Современный этап НТР - коренные сдвиги в технической базе производства; резкие сдвиги в системе «общество – природная среда». С середины XX века

1. Присваивающее хозяйство. Люди селились в районах с теплым, влажным климатом, в долинах рек, на побережье морей и озер, там, где было много дичи. Количество охотников (и вообще жителей) прямо пропорционально количеству дичи. «Первый звонок» экологического бедствия - крупномасштабные выжигания растительности привели к исчезновению некоторых животных (мамонт, шерстистые носороги, гигантские олени).

2. Постепенный переход человечества от присваивающего хозяйства к производящему сельскохозяйственная революция.

Её особенности:

- Человек из потребителя превратился в производителя;

- Продолжительность – несколько тысяч лет.

Предпосылки:

- появление довольно совершенных орудий труда;

- наличие пригодных для культивирования растений и животных для одомашнивания;

- изменение и обеднение окружающей среды («охотничий кризис»).

Последствия:

Новые источники пищи ® увеличение численности населения (до нескольких десятков миллионов человек) ® распространение древних цивилизаций (долины Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ, Янцзы, территория Древней Греции, Рима и др.) ® более разнообразные отношения с природой (с/х использование земель, дамбы, каналы, осушение болот и др.), но во многих районах никогда не ступала нога человека.

3. Расширение связей в системе «общество – природная среда»:

- вовлечение в хозяйственный круговорот ресурсов, не связанных с удовлетворением пищевых потребностей - минеральных, лесных (металлические орудия труда, развитие кораблестроения, строительства и т.д.);

- увеличение численности населения ® увеличение нагрузки на землю (Муссонная Азия, Тропическая Африка, страны Европы) ® истощение почв; деградация пастбищ (перевыпас скота), уменьшение площади лесов (вырубки, подсечно-огневое земледелие).

Но:

- средства и способы воздействия на окружающую среду не выходили за допустимые пределы (небольшие земельные наделы, неглубокая обработка, органические удобрения, ручной труд);

- освоение пространства очаговое – сгустки населения в Восточной и Южной Азии, Западной и Центральной Европе.

4. Качественный скачок в освоении планеты связан с промышленной революцией (произошла в Англии в конце XVIII века):

- к тому времени произошло расширение Ойкумены благодаря ВГО ® создание колониальных империй (вывоз рабов из Африки в Америку, уничтожение коренного населения колоний, изменение географии и структуры мировой торговли);

- развитие фабрично-заводской промышленности ® массовая подземная добыча минерального сырья, гидроэнергетическое строительство и т.д. ® быстрое преобразование естественных ландшафтов, освоение новых морских акваторий ® ухудшение состояния окружающей среды.

5. Резкие сдвиги в системе «Общество – природная среда:

- резкое увеличение численности населения; - интенсивная индустриализация; - рост городов и др. Хозяйственные нагрузки превышают способность природных систем к самоочищению

2 типа освоения:

       
   


Экстенсивный («вширь»)   Интенсивный («вглубь»)
Вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий, т. е. расширение Ойкумены   Более полная переработка сырья, повторное использование отходов, малоотходные технологии
· пустынные и полупустынные территории; · северные широты; · горные районы; · влажные тропические леса; · мировой океан; · космос.   ¯
  Рациональное природопользование

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

1. Назовите основные источники жизни.

2. Назовите компоненты окружающей среды.

3. На каких этапах происходило наиболее сильное изменение влияния общества на природу?

4. Назовите два типа освоения планеты. Какой из них наиболее рационален?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: