Вариант № 4084
1. A 1 № 900. Что относится к глобальным проблемам человечества?
1) кризис перепроизводства
2) глобализация мирового хозяйства
3) загрязнение окружающей среды
4) переход в постиндустриальную фазу развития
Пояснение.
Основные глобальные проблемы:
1) нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении;
2) проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;
3) предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
4) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды
5) снижение биоразнообразия;
6) обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;
7) глобальное потепление;
8) озоновые дыры;
9) проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;
10) демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод;
11) терроризм;
12) астероидная опасность;
13) недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и Глобальных катастроф.
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
2. A 2 № 944. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?
1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.
2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.
3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.
4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.
Пояснение.
Межличностные отношения наступают только при близком знакомстве.
Правильный ответ: 3
Ответ: 3
3. A 3 № 251. Ирина готовится к экзамену по химии: читает учебник, справочную литературу; решает задачи; выполняет тесты. В случае затруднений она обращается за консультацией к учителю. Результатом этой деятельности может быть
1) отличная отметка
2) консультация учителя
3) учебник, справочная литература
4) день проведения экзамена
Пояснение.
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников.
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
4. A 4 № 748. Верны ли следующие суждения о социализации человека?
А. Воспитание является частью процесса социализации.
Б. Процесс социализации человек проходит только в раннем дошкольном возрасте.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Второе неверно. процесс социализации идет в течение всей человеческой жизни
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
5. A 5 № 439. Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере
1) науки
2) искусства
3) религии
4) познания
Пояснение.
Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Искуcство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу).
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
6. A 6 № 68. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Образование служит для передачи знаний и опыта от одних поколений к другим.
Б. В основе образования лежат накопленные людьми культурные традиции, система ценностей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Образование — целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
7. A 7 № 949. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
1) прибыль
2) труд
3) налоги
4) зарплата
Пояснение.
Основные факторы производства: труд, природа, капитал, предпринимательская деятельность.
Правильный ответ: 2
Ответ: 2
8. A 8 № 721. К косвенным налогам относится
1) налог на добавленную стоимость
2) налог на доходы физических лиц
3) налог на имущество
4) налог на прибыль предприятия
Пояснение.
Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Косвенные налоги всегда платит покупатель товара.
Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги — на кого направлены, тот и платит.
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
9. A 9 № 629. Зимой гражданка К. видела в веломагазине велосипед нужной ей модели за 5 тыс. руб. Когда весной она приехала в тот же магазин, чтобы приобрести этот велосипед, его цена поднялась до 7,5 тыс. руб. Какую рыночную ситуацию иллюстрирует этот пример?
1) рост цены в связи с сезонным повышением спроса на товар
2) рост цены в связи с сокращением предложения
3) баланс между спросом и предложением
4) отставание спроса от предложения
Пояснение.
Цена выросла из-за сезонного повышения спроса.
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
10. A 10 № 785. Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. Одним из путей увеличения доли государственной собственности является национализация.
Б. Конкурентная борьба производителей возможна лишь в условиях частной собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Государственная собственность — форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности.
Частная собственность — одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности. К частной собственности относят индивидуальную, корпоративную.
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
11. A 11 № 166. Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку?
1) военнослужащие
2) молодёжь
3) консерваторы
4) москвичи
Пояснение.
Военнослужащие — профессиональный; молодёжь — демографический; консерваторы — политический; москвичи — территориальный.
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
12. A 12 № 539. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества
1) социально-классовую
2) профессиональную
3) социально-территориальную
4) социально-этническую
Пояснение.
Соц. структура — совокупность взаимосвязанных социальных общностей и отношений между ними.
Основной характеристикой социальной структуры является гетерогенность.
Гетерогенность — совокупность показателей, определяющих степень пестроты общества (пол, национальность, вероисповедание).
Соц. общность — совокупность индивидов, отличающихся ценностью и выступающих самостоятельным субъектом исторического процесса.
Признаки соц. общности:
1) сходство условий жизнедеятельности;
2) общность потребностей;
3) наличие совместной деятельности;
4) формирование собственной культуры;
5) социальная идентификация членов.
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
13. A 13 № 912. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?
А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.
Б. Человек в семье выполняет различные роли.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Статус (в переводе с лат.) — состояние, положение.
Соц. статус — социальное положение человека в обществе.
Виды статусов:
1. Предписанный — статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени (возраст, пол, раса, национальность, королевская семья, родственники в законе).
2. Достигаемый — статус, который человек получил благодаря своим усилиям, желанию или везению (профессия, муж, миллионер, чемпион мира).
3. Смешанный (инвалид).
Соц. роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус.
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
14. A 14 № 138. Тоталитарный режим отличает
1) всесторонний контроль государства над жизнью общества
2) гарантия прав и свобод граждан
3) деятельность свободной прессы
4) наличие государственного аппарата
Пояснение.
Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.
Все остальные черты относятся демократическому режиму.
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
15. A 15 № 573. Согласно нашей Конституции депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В этом проявляется избирательное право
1) косвенное
2) активное
3) равное
4) пассивное
Пояснение.
Пассивное избирательное право — это право избираться в различные выборные органы власти.
Правильный ответ: 4.
Ответ: 4
16. A 16 № 822. Верны ли следующие суждения о политических режимах?
А. К демократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет парламент — коллективный законодательный орган.
Б. К недемократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет правитель с неограниченной властью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
17. A 17 № 389. Какое право человека относится к экономическим правам?
1) право на отдых
2) право собственности
3) право на жилище
4) право на жизнь
Пояснение.
Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.
Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.
Социальные права — это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека.
Экономические Свобода труда,свобода промышленности и торговли,свобода приобретения собственности и распоряжения ею,право наследования,право на владение, пользование и распоряжение землёй.
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
18. A 18 № 960. Президент Российской Федерации
1) решает вопрос о доверии Правительству РФ
2) осуществляет управление федеральной собственностью
3) разрабатывает федеральный бюджет
4) определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ
Пояснение.
Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ, Государственная Дума решает вопрос о доверии Правительству РФ, Правительство осуществляет управление федеральной собственностью и разрабатывает федеральный бюджет.
Правильный ответ: 4
Ответ: 4
19. A 19 № 360. Молодые люди угнали чужую машину. Их действия являются
1) административным проступком
2) уголовным преступлением
3) дисциплинарным проступком
4) гражданским проступком
Пояснение.
Административный проступок — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Преступление (уголовное преступление) — правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.
Дисциплинарный проступок (англ disciplinary offence, misdemeanour) — противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины сотрудником (работником), за который предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке
Гражданский проступок — это правонарушение, совершенное в сфере имущественных (нанесение имущественного вреда) и личных неимущественных отношений.
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
20. A 20 № 640. Верны ли следующие суждения о нормах права?
А. Норма права — это правило поведения людей, которое должно обязательно исполняться.
Б. Норма права — это желательный, но не обязательный образец поведения человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.
Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
21. B 1 № 362. В приведенном списке указаны черты сходства потребностей и способностей человека и отличия потребностей от способностей человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) открывают человеку новые возможности;
2) влияют на деятельность человека;
3) выражаются в ощущении нехватки чего-либо;
4) меняются с возрастом.
Черты сходства | Черты различия | ||
Пояснение.
Сходства: 2); 4).
Отличия: 1) открывают человеку новые возможности (только для способностей); 3) выражаются в ощущении нехватки чего-либо (только для потребностей).
Правильный ответ: 2413.
Ответ: 2413
Ответ: 2413
22. B 2 № 611. Установите соответствие между типами социальных структур и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ СИСТЕМ |
A) права и обязанности членов социальной группы закреплены юридически; | 1) классовая; |
Б) отдельные группы имеют подкрепленные законом привилегии; | 2) сословная. |
В) принадлежность к группе не передается по наследству. | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Пояснение.
Социальные клаcсы (общественные классы) — социальные общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.
Сосоловия — социально-правовые группы подданных, своим юридическим положением каким-либо определённым образом отличающихся от остального нас.; при этом отличия передаются по наследству.
Правильный ответ: 221.
Ответ: 221
Ответ: 221
23. B 3 № 612. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой
(А) По данным социологических исследований, мужчины стали больше времени уделять семейным обязанностям. (Б) Мужчины нередко берут на себя даже уход за младенцами. (В) Такое поведение мужчин способствует укреплению семьи.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Пояснение.
Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.
Мнения должны содержать отношение автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «скорее всего», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».
Правильный ответ: 112.
Ответ: 112
Ответ: 112
24. B 4 № 520. В 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: Откуда, из каких источников вы чаще всего узнаете о том, что происходит в стране и мире (участники могли выбирать не более двух позиций)? Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Основным источником информации для молодежи выступает Интернет.
2) Печатная пресса, как источник информации, для пожилых важнее, чем для молодых.
3) Главный потребитель радиоинформации — люди старше 60 лет.
4) Сведения из рассказов близких черпают более всего люди старше 25 лет.
5) Значение телевидения как источника информации наименее значимо для молодежи.
Пояснение.
1) Основным источником информации для молодежи выступает Интернет. нет неверно, телевидение 85, интернет 38.
2) Печатная пресса, как источник информации, для пожилых важнее, чем для молодых.ДА, верно.
3) Главный потребитель радиоинформации — люди старше 60 лет. ДА, верно
4) Сведения из рассказов близких черпают более всего люди старше 25 лет. НЕТ, неверно больше доверяют этому источнику молодые люди
5) Значение телевидения как источника информации наименее значимо для молодежи. ДА, верно
Правильный ответ: 235
Ответ: 235
Ответ: 235
25. B 5 № 273. Учёные опросили 25-летних и 55-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Вопросы карьерного роста важны для молодёжи.
2) Работники старшего возраста меньше конфликтуют со своими коллегами.
3) Для значительной части работников материальные стимулы являются основными.
4) Возможность самореализации является одним из двух важнейших мотивов трудовой активности работников независимо от их возраста.
5) Роль интереса к работе как мотива трудовой активности ослабевает с возрастом.
Пояснение.
1) Вопросы карьерного роста важны для молодёжи (да, верно, 25 % молодежи прилагают усилия для карьерного роста).
2) Работники старшего возраста меньше конфликтуют со своими коллегами (нет, такой вывод нельзя сделать по данным опроса).
3) Для значительной части работников материальные стимулы являются основными (да, это верно, наибольшее количество опрошенных выбрали этот фактор).
4) Возможность самореализации является одним из двух важнейших мотивов трудовой активности работников независимо от их возраста (нет, такой вывод нельзя сделать по данным опроса).
5) Роль интереса к работе как мотива трудовой активности ослабевает с возрастом (нет, такой вывод нельзя сделать по данным опроса).
Правильный ответ: 13.
Ответ: 13
Ответ: 13
26. C 1 № 584. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Социальная структура
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%%, а в конце 80-х годов — уже более 20%% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208)
Пояснение.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) социальная структура в современном западном обществе;
2) богатство — один из критериев различия между людьми;
3) роль высшего класса;
4) состав среднего и низшего классов;
5) снижение роли классовых различий в современном обществе.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
27. C 2 № 969. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
(Д. С. Лихачёв)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;
2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
28. C 3 № 493. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.
Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.
С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопо-этическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.
Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают Землю только сухой глыбой...».
(По материалам энциклопедии для школьников)
Пояснение.
В ответе должны быть указаны:
1. теоретический — открытие законов природы;
2. мифопоэтический — обожествление природы.
Суть может быть выражена в иных близких по содержанию высказываниях.
29. C 4 № 897. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.
Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.
Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...
Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...
Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.
(По кн. Л. Л. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92—93)
Пояснение.
В ответе должны быть указаны, что динамизм стереотипа поведения - это скорость изменения обрядов, обычаев и норм.
Примеры:
1. Российское крестьянство почти тысячу лет использовало общинную организацию проживания, но за короткий срок Столыпинской аграрной реформы основы крестьянской общины были разрушены.
2. Изменение орудий труда в традиционном обществе протекало очень медленно, в индустриальном обществе этот процесс резко ускорился.
Могут быть приведены и другие примеры.
30. C 5 № 898. Л. Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.
Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.
Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...
Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...
Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.
(По кн. Л. Л. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92—93)
Пояснение.
В ответе должны быть указаны (черта: нормы отношений своего этноса считаются единственно правильными).
Цитата: «Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...»
31. C 6 № 310. Какие рекомендации, касающиеся дистанционной торговли, применимы и к покупкам в стационарных магазинах? Используя текст, приведите две рекомендации и в каждом случае кратко поясните свой выбор.
Дистанционная торговля прочно вошла в нашу повседневную жизнь и с каждым годом завоёвывает всё большую популярность. Как удобно, не покидая дома или своего рабочего места, получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения. Но поскольку данный метод продаж вошёл в нашу жизнь недавно, то необходимо знать о некоторых особенностях, отличающих дистанционную торговлю от продажи товаров в стационарных местах торговли.
Продажа товаров дистанционным способом подразумевает, что у потребителя нет возможности ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара до момента его получения. А ознакомление происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, телевидение и т.п. Также при совершении сделки обе стороны не встречаются лицом к лицу. Любая продажа, осуществлённая без непосредственного присутствия продавца, на основании информации, взятой из каталогов, телевидения, радио, интернет-ресурсов, рекламных буклетов, будет причислена к разряду дистанционных продаж.
При принятии решения о покупке товара дистанционным методом особое внимание следует уделить информации, которую предоставляет продавец о себе, товаре и об условиях покупки. Если информация неполная или недостоверная, то следует воздержаться от покупки у этого продавца.
Если в предложении или при доставке товара не указывается фирменное наименование продавца, а также его адрес, а только указаны контактные телефоны, то стоит воздержаться от покупки. В противном случае если возникнет необходимость вернуть, обменять товар или предъявить рекламацию по недостатку, то вы не будете знать, куда обратиться и предъявить претензию к покупке (товару).
Покупатель имеет право отказаться от товара в течение семи дней или, при непредоставлении информации об условиях возврата, в течение трёх месяцев с момента передачи ему товара. Основное здесь — сохранение товарного вида и потребительских свойств.
(По материалам интернет-сайта Общества защиты прав потребителей)
Вариант № 4080
1. A 1 № 373. Что относится к глобальным проблемам человечества?
1) кризис перепроизводства
2) глобализация мирового хозяйства
3) загрязнение окружающей среды
4) переход в постиндустриальную фазу развития
Пояснение.
Основные глобальные проблемы:
1) нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении;
2) проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;
3) предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
4) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;
5) снижение биоразнообразия;
6) обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;
7) глобальное потепление;
8) озоновые дыры;
9) проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;
10) демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод;
11) терроризм;
12) астероидная опасность;
13) недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и Глобальных катастроф.
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
2. A 2 № 33. О какой потребности человека рассуждает современный философ: «... главная страсть человека — это быть, исполниться, состояться»?
1) в самоконтроле
2) в самореализации
3) в самопознании
4) во власти
Пояснение.
Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть САМОРЕАЛИЗАЦИЯ). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
3. A 3 № 716. В данном обществе происходит переход от товаропроизводящей экономики к обслуживающей, присутствует превосходство сферы услуг над сферой производства. Классовое деление общества заменяется на профессиональное. К какому типу относится данное общество?
1) индустриальному
2) традиционному
3) аграрному
4) постиндустриальному
Пояснение.
Основные типы обществ (цивилизаций): традиционный или аграрно-ремесленный, индустриальный и постиндустриальный или информационный.
В обществе традиционного или аграрно-ремесленного типа земля является основой экономики, семейной организации, политики, культуры, всей жизни. В этом обществе господствует простое разделение труда, существует несколько четко определенных социальных сословий: знать, духовенство, воины, рабовладельцы, рабы, илоты, помещики, крестьяне. Для него характерна жестко авторитарная система власти.
Общество индустриального типа характеризуется крупным машинным производством, развитой и сложной системой разделения труда при его сильной специализации, массовым производством товаров, ориентированных на рынок. Следствием этого являются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и его урбанизации. Массовое производство, рассчитанное на массовое же и потребление, переносит конвейерную организацию производства материальных товаров из экономической подсистемы общества и на его другие сферы, в том числе и на культуру, создаются индустрия печати, индустрия средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), кинотеатры, пор но индустрия и т. п.
На смену такому обществу приходит общество постиндустриального типа. символом становится компьютер. Массовое производство товаров заменяется демассифицированной продукцией, выпускаемой быстро, по заказу, под интересы и потребности определенных групп или покупателей и даже отдельных индивидов. Возникают новые виды промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, полупроводники, биотехнология, космические станции. Резко возрастает роль знания, вследствие чего на смену пролетариату индустриального общества приходит «когнитариат», т. е. работники, способные качественно трудиться с применением глубокого знания все более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно-коммуникационных средств, которые являются не только олицетворением новой экономики, но и универсальной производительной силой.
Правильный ответ: 4.
Ответ: 4
4. A 4 № 903. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного общества?
А. Глобальные проблемы угрожают существованию человечества как биологического вида.
Б. Глобальные проблемы не могут быть решены в отдельных странах, регионах мира.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
5. A 5 № 842. Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере
1) науки
2) искусства
3) религии
4) познания
Пояснение.
Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Искуcство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу).
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
6. A 6 № 68. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Образование служит для передачи знаний и опыта от одних поколений к другим.
Б. В основе образования лежат накопленные людьми культурные традиции, система ценностей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Образование — целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
7. A 7 № 875. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь
1) снижение налога на прибыль
2) увеличение размеров государственной пошлины
3) расширение финансирования образования
4) повышение зарплаты медицинским работникам
Пояснение.
Госбюджет — роспись доход и расходов.
Доходы:
1. Налоги.
2. Неналоговые поступления.
3. Заимствования.
Расходы:
1. Затраты на соц. сферу.
2. Затраты на хозяйственные нужды.
3. Административно-управленческие расходы.
4. Оборона и внешняя политика.
5. Платы по гос. долгу.
Доходы = расходы – сбалансированный бюджет
Доходы > расходов – положительное сальдо или профицит бюджета
Доходы < расходов – отрицательное сальдо или дефицит бюджета.
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
8. A 8 № 845. К косвенным налогам относится
1) налог на прибыль
2) акциз
3) подоходный налог
4) налог на имущество
Пояснение.
Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Косвенные налоги всегда платит покупатель товара.
Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги — на кого направлены, тот и платит.
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
9. A 9 № 474. Правительство на своем заседании приняло решение повысить цены на мясо и мясопродукты в связи с их дефицитом. Эта ситуация характерна для экономики
1) рыночной
2) традиционной
3) командной
4) конкурентной
Пояснение.
Рыночная экономика основана на принципах:
1) предпринимательства;
2) многообразия форм собственности на средства производства;
3) рыночное ценообразования;
4) договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);
5) ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
6) присвоения прибавочной стоимости.
Командная экономика — это система, основанная на государственной собственности и централизованных методах управления.
Командная экономика стоит на трех «китах»: централизованное планирование производства, централизованное снабжение ресурсами и централизованное ценообразование.
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
10. A 10 № 754. Верны ли следующие суждения о качествах предпринимателя?
А. Для предпринимателя при принятии решений характерна ориентация на мнение хозяина предприятия.
Б. Предприниматель ориентируется только на достижение коммерческого успеха.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Предприниматель сам является хозяином предприятия.
Деятельность предпринимателя не всегда направлена только на достижение коммерческого успеха.
Правильный ответ: 4.
Ответ: 4
11. A 11 № 228. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) преподаватели экономики
2) работодатели
3) петербуржцы
4) мужчины
Пояснение.
Преподаватели экономики — профессиональный признак; работодатели — экономический признак; петербуржцы — территориальный; мужчины — демографический.
Правильный ответ: 4
Ответ: 4
12. A 12 № 477. В середине прошлого века большинство жителей городов в СССР были горожанами в первом или во втором поколении. В этом факте отразились особенности структуры
1) социально-территориальной
2) социально-классовой
3) профессиональной
4) возрастной
Пояснение.
Соц. структура — совокупность взаимосвязанных социальных общностей и отношений между ними.
Основной характеристикой социальной структуры является гетерогенность.
Гетерогенность — совокупность показателей, определяющих степень пестроты общества (пол, национальность, вероисповедание).
Соц. общность — совокупность индивидов, отличающихся ценностью и выступающих самостоятельным субъектом исторического процесса.
Признаки соц. общности:
1) сходство условий жизнедеятельности;
2) общность потребностей;
3) наличие совместной деятельности;
4) формирование собственной культуры;
5) социальная идентификация членов.
Правильный ответ: 2.
Ответ: 1
13. A 13 № 695. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?
А. Этноцентризм часто становится причиной крупномасштабных конфликтов и войн.
Б. Расовая и национальная нетерпимость представляют собой бытовую разновидность этноцентризма.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Этноцентризм — предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму её традиций и ценностей.
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
14. A 14 № 727. Парламент наложил вето на законопроект, предложенный монархом, обратился в Конституционный суд с просьбой дать заключение о соответствии законопроекта Конституции. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?
1) парламентской республики
2) абсолютной монархии
3) ограниченной монархии
4) президентской республики
Пояснение.
Форма правления — порядок образования и организации высших органов власти, их взаимодействие друг с другом и с населением.
Типы государств по форме правления:
1. Монархия — форма правления, при которой верховная власть передается по наследству, не является производной от какой-либо другой власти, не ограничивается временными рамками.
Самодержавная монархия — тип монархии, при которой власть монарха является сакральной.
Ограниченная монархия. Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена законами или парламентом.
2. Республика — форма правления, при которой власть находится у выборных лиц с определенным сроком полномочий, которые они получили от представительного органа или от самих избирателей.
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
15. A 15 № 790. По Конституции СССР 1924 г. на Всероссийский съезд советов выдвигался один делегат от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских. Этот факт показывает, что выборы были
1) неравными
2) ограниченными
3) непрямыми
4) многостепенными
Пояснение.
Когда на выборах кто-либо имеет определенные преимущества, выборы считаются неравными.
Правильный ответ: 1.
Ответ: 1
16. A 16 № 760. Административным проступком является
1) отказ выплачивать алименты
2) выгул собаки на детской площадке
3) отказ уступить место инвалиду в транспорте
4) отказ уплатить арендную плату за съемную квартиру
Пояснение.
Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
17. A 17 № 265. Не подготовившись к контрольной работе по математике, двое учащихся 11 класса решили сорвать её проведение. Они позвонили в полицию, сообщив, что в школе заложена бомба. Действия учащихся являются
1) гражданским проступком
2) преступлением
3) административным проступком
4) дисциплинарным нарушением
Пояснение.
Преступление — виновное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). Это наиболее опасное для общества деяние, прямо предусмотренное уголовным законом.
Статья 207 УК РФ. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
Правильный ответ: 2.
Ответ: 2
18. A 18 № 111. Родители восьмилетнего Алёши часто кричат на него, ругают грубыми словами. В этой ситуации нарушается право ребёнка
1) жить и воспитываться в семье
2) на выражение собственного мнения
3) на уважение человеческого достоинства
4) на общение с родственниками
Пояснение.
Право на уважение человеческого достоинства. Это личное право тоже обеспечивается установлением запретов на противоправные действия, посягающие на человеческое достоинство.
Правильный ответ: 3.
Ответ: 3
19. A 19 № 391. Вечером на улице гражданин был остановлен неизвестными людьми и ограблен. Куда ему следует обратиться за помощью?
1) к мировому судье
2) к адвокату
3) в органы внутренних дел
4) к нотариусу
Пояснение.
Мировой суд во многих государствах является низшим звеном судебной системы или судом первой инстанции.
Адвокатура — профессиональное сообщество адвокатов.
Направления деятельности адвокатуры:
1) консультации, разъяснения, справки по юридическим вопросам;
2) составление документов правового характера;
3) участие в гражданском, уголовном, административном производстве;
4) представление интересов доверителя в органах власти;
5) защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;
6) правовое обслуживание коммерческих операц