Тема 10: Мир культуры – мир человека: антропологическое измерение культуры

Человек в системе культуры. Понятие менталитета и ментального поля культуры. Особенности менталитета как исторически обусловленного феномена. Уровни ментальности. Картина мира. Культурная самоидентичность. Понятие «идентичности», «самоидентичности» и «самоидентификации». Психологический подход к изучению идентификации. Социальная самоидентичность. Формы идентификации. Основные потребности человека. Утрата идентичности.

Культура как развитие сущностных сил человека (Д.Ф. Марков, В.Н. Гращенков, В.А. Карпушин, Л.К. Круглова, Н.Вс. Исакова и др.). Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность»; необходимость их разграничения (А.Г. Асмолов). Личность как конкретный носитель социальности и культуры. Личность как субъект деятельности. Труд, познание и общение как основные виды деятельности, выполняема личность» в соответствии с культурно-определенными способами. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. «Натуральный» и «культурный» планы поведения человека. Суть культурного поведения – в его опосредованности орудиями и знаками. Формирование внутреннего мира индивида путем усвоения исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности, запечатленных в продуктах труда предыдущих поколений. Приобщение ребенка к культуре как коммуникативный процесс. Опредмечивание сущностных сил человека в процессе труда в распредмечивание их в ходе восприятия предмета со стороны идеальных свойств (общественно-исторической практики) запечатленных в ней (А.Н.Леонтьев, М.С. Каган).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: