Понятие модуля и его границ. Тестирование классов

Традиционное определение модуля с точки зрения его тестирования – «модуль – это компонент минимального размера, который может быть независимо протестирован в ходе верификации программной системы». В реальности часто возникают проблемы с тем, что считать модулем. Существует несколько подходов к данному вопросу:

· модуль – это часть программного кода, выполняющая одну функцию с точки зрения функциональных требований;

· модуль – это программный модуль, т.е. минимальный компилируемый элемент программной системы;

· модуль – это задача в списке задач проекта (с точки зрения его менеджера);

· модуль – это участок кода, который может уместиться на одном экране или одном листе бумаги;

· модуль – это один класс или их множество с единым интерфейсом.

Обычно за тестируемый модуль принимается либо программный модуль (единица компиляции) в случае, если система разрабатывается на процедурном языке программирования или класс, если система разрабатывается на объектно-ориентированном языке.

В случае систем, написанных на процедурных языках, процесс тестирования модуля происходит так, как это было рассмотрено в темах 2-4 – для каждого модуля разрабатывается тестовый драйвер, вызывающий функции модуля и собирающий результаты их работы и набор заглушек, которые имитируют поведение функций, содержащихся в других модулях, не попадающих под тестирование данного модуля. При тестировании объектно-ориентированных систем существует ряд особенностей, прежде всего вызванных инкапсуляцией данных и методов в классах.

В случае объектно-ориентированных систем более мелкое деление классов и использование отдельных методов в качестве тестируемых модулей нецелесообразно в связи с тем, что для тестирования каждого метода потребуется разработка тестового окружения, сравнимого по сложности с уже написанным программным кодом класса. Кроме того, декомпозиция класса нарушает принцип инкапсуляции, согласно которому объекты каждого класса должны вести себя как единое целое с точки зрения других объектов.

Процесс тестирования классов как модулей иногда называют компонентным тестированием. В ходе такого тестирование проверяется взаимодействие методов внутри класса и правильность доступа методов к внутренним данным класса. При таком тестировании возможно обнаружение не только стандартных дефектов, связанных с выходами за границы диапазона или неверно реализованными требованиями, а также обнаружение специфических дефектов объектно-ориентированного программного обеспечения:

· дефектов инкапсуляции, в результате которых, например, сокрытые данные класса оказывается недоступными при помощи соответствующих публичных методов;

· дефектов наследования, при наличии которых схема наследования блокирует важные данные или методы от классов-потомков;

· дефектов полиморфизма, при которых полиморфное поведение класса оказывается распространенным не на все возможные классы;

· дефектов инстанцирования, при которых во вновь создаваемых объектах класса не устанавливаются корректные значения по умолчанию параметров и внутренних данных класса.

Однако, согласно [10], выбор класса в качестве тестируемого модуля имеет и ряд сопряженных проблем:

· Определение степени полноты тестирования класса. В том случае, если в качестве тестируемого модуля выбран класс, не совсем ясно, как определять степень полноты его тестирования. С одной стороны, можно использовать классический критерий полноты покрытия программного кода тестами – если полностью выполнены все структурные элементы всех методов – как публичных, так и скрытых, то тесты можно считать полными.

Однако существует альтернативный подход к тестированию класса, согласно которому все публичные методы должны предоставлять пользователю данного класса согласованную схему работы и достаточно проверить типичные корректные и некорректные сценарии работы с данным классом. Т.е., например, в классе, объекты которого представляют записи в телефонной книжке, одним из типичных сценариев работы будет «Создать записьàискать запись и найти ееàудалить записьàискать запись вторично и получить сообщение об ошибке».

Различия в этих двух методах напоминают различия между тестированием черного и белого ящиков, но на самом деле второй подход отличается от черного ящика тем, что функциональные требования на систему могут быть составлены на уровне более высоком, чем отдельные классы и установление адекватности тестовых сценариев требованиям остается на откуп тестировщику.

· Протоколирование состояний объектов и их изменений. Некоторые методы класса предназначены не для выдачи информации пользователю, а для изменения внутренних данных объекта класса. Значение внутренних данных объекта определяет его состояние в каждый отдельный момент времени, а вызов методов, изменяющих данные, изменяет и состояние объекта. При тестировании классов необходимо проверять, что класс адекватно реагирует на внешние вызовы в любом из состояний. Однако, зачастую, из-за инкапсуляции данных невозможно определить внутреннее состояние класса программными способами внутри драйвера.

В этом случае может помочь составление схемы поведения объекта, как конечного автомата с определенным набором состояний (подобно тому, как это было описано в теме 2 в разделе «Генераторы сигналов. Событийно-управляемый код»). Такая схема может входить в низкоуровневую проектную документацию (например, в составе описания архитектуры системы), а может составляться тестировщиком или разработчиком на основе функциональных требований к системе. В последнем случае для определения всех возможных состояний может потребоваться ручной анализ программного кода и определение его соответствия требованиям. Автоматизированное тестирование в этом случае может лишь определить, по всем ли выявленным состояниям осуществлялись переходы и все ли возможные реакции проверялись.

· Тестирование изменений. Как уже упоминалось выше, модульные тесты – мощный инструмент проверки корректности изменений, внесенных в исходный код при рефакторинге. Однако, в результате рефакторинга только одного класса как правило не меняется его внешний интерфейс с другими классами (интерфейсы меняются при рефакторинге сразу нескольких классов). В результате обычных эволюционных изменений системы у класса может меняться внешний интерфейс, причем как по формальным признакам (изменяются имена и состав методов, их параметры), так и по функциональным (при сохранении внешнего интерфейса меняется логика работы методов). Для проведения модульного тестирования класса после таких изменений потребуется изменение драйвера и, возможно, заглушек. Но только модульного тестирования в данном случае недостаточно, необходимо также проводить и интеграционное тестирование данного класса вместе со всеми классами, которые связаны с ним по данным или по управлению.

Вне зависимости от того, на какие модули, подвергаемые тестированию, разбивается система, рекомендуется изложить принципы выделения тестируемых модулей в плане и стратегии тестирования, а также составить на базе структурной схемы архитектуры системы новую структурную схему, на которой отметить все тестируемые модули. Это позволит спрогнозировать состав и сложность драйверов и заглушек, требуемых для модульного тестирования системы. Такая схема также может использоваться позже на этапе модульного тестирования для выделения укрупненных групп модулей, подвергаемых интеграции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: