Греки понта - трёхтысячелетняя история

Значительная часть эллинизма сохранилась после распада Византийской империи на севере Малой Азии на Понте. Разумеется, взятие Трапезунда турками-османами с 1461-ом году означало для эллинизма Понта потерю независимости, но не своего национального самосознания.

В пределах Османской империи понтийские греки стали наиболее изолированной частью эллинизма, поскольку проживали на скудной земле, не привлекавшей особенного внимания высшего руководства империи. К тому же они представляли собой меньшинство среди множества иноверных и разноязыких народов, таких как курды или армяне.

Несмотря на всё это, понтийским грекам удалось сохранить свой язык и свое верование, занять главенствующее место в хозяйстве городских центров данной области и даже приумножить свою численность, что позволило им расселиться и по областям Кавказа и Крыма и в конце концов значительно поднять уровень своей культуры и образования.

Причины экономического роста следует искать прежде всего в разработке рудников Аргируполиса, затем в расширении торгового пути Трапезунд-Таврида и, наконец, в морской торговле с портами Понта Евксинского, в основном с крымскими.

Экономический рост сопровождался демографическим. В 1865 году число понтийских греков составляло 265.000 человек, а в 1880 г. достигло 330.000 человек, проживавших в основном в городских центрах. Понтийский эллинизм, концентрировавшийся в начале XX века в областях Синопа, Амазеи, Трапезунда, Самсуна, Лазики, Аргируполиса, Севастии, Токаты и Никополя, поглощённых Османской империей, насчитывал, согласно переписям Вселенской Патриархии и османских властей, примерно 600.000 человек. При этом в южной России и на Кавказе в то время жило приблизительно 150.000 понтийских греков, перебравшихся туда после захвата Трапезунда османами в 1461 г. Естественным спутником экономического развития и роста населения явилось становление (на первоначальном этапе) и последующее развитие преподавательской деятельности.

В 1860 году в районе Понта было 100 греческих школ, в то время как в 1919 году после распада османской империи количество школ достигло 1401, а учеников 86.000. Наиболее известными были Курсы Трапезунда. Разумеется, помимо школ понтийские греки располагали типографиями, журналами, газетами, клубами и театрами, что свидетельствует не только об их высоком духовном уровне, но также и о национальном самосознании.

План геноцида

В июле 1914 года Турция вступила в Первую мировую войну на стороне Германии и объявила всеобщую мобилизацию. Ей подверглись также и понтийские греки, но не для того, чтобы пополнить собой турецкие вооруженные силы.

Правительство, считая понтийцев "неблагонадежным" населением, особенно после развала русско-турецкого фронта, начинает выселение греческого христианского населения Восточной Анатолии вглубь страны. Все пригодные к службе мужчины в возрасте 20-45 лет отправлялись в рабочие батальоны (амеле тамбуру). Тех, кто не подлежал призыву, вскоре также постигла эта участь, в особенности после занятия Трапезунда русскими 5 апреля 1916 года.

1915 год стал трагической вехой в истории понтийского эллинизма Малой Азии. В тот год, когда все европейские государства оказались втянутыми в Первую Мировую войну, турки разработали план уничтожения христианского населения Малой Азии. В июне произошло изгнание и последовавшее за ним истребление армян. Тогда же начались и первые насильственные действия против греческого населения.

В декабре 1916 турецкими генералами Эмвером и Талаатом был разработан план уничтожения мирного греческого населения Понта, который предполагал "физическое уничтожение мужчин от 16-ти до 60-ти лет в городах и полное изгнание мужчин и женщин с детьми из деревень во внутренние области Анатолии с применением физического уничтожения". Это план был приведён в исполнение на две недели позже, в основном в областях Самсуна и Пафры.

Окрестности Трапезунда избежали бесчинства турок, только благодаря тому что он был уже захвачен русскими войсками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: