Глава 15. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы

Статья 109. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы

1. Процесс воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы является особым исправительным, педагогическим процессом, сопутствующим наказанию. Соединяясь с наказанием, он образует в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, единый карательно-воспитательный процесс. Его специфика обусловлена направленностью, задачами, а также теми условиями, в которых он протекает.

Процесс воспитательного воздействия в условиях лишения свободы представляет собой совокупность объективных и субъективных факторов воздействия на осужденных. К объективным факторам можно отнести условия, которые должны быть созданы в учреждениях уголовно-исполнительной системы для исправления правонарушителей, а также материальную и производственную базу; к субъективным - целенаправленную деятельность персонала (сотрудников), их профессиональное, психолого-педагогическое мастерство, умение познать особенности личности воспитуемого, найти и правильно использовать наиболее действенные средства для его исправления.

Квалификация и искусство сотрудника, в служебные функции которого входит непосредственное воспитательное воздействие на осужденных, проявляется в правильном их сочетании для формирования у осужденных таких качеств, как уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

2. Воспитательный процесс в исправительных учреждениях, как указывалось, осуществляется в специфических условиях отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы. Кроме того, он представляет собой объект правового регулирования. Нормы уголовно-исполнительного права (прежде всего содержащиеся в гл. 15 УИК) ставят этот, по существу, психолого-педагогический процесс в определенные правовые рамки, влияя на возможность и порядок использования тех или иных воспитательных средств, приемов, методов и форм. Такая правовая регламентация деятельности исправительных учреждений в этой части обусловлена необходимостью достижения целей наказания и воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы.

Необходимость правового регулирования мер, обеспечивающих воспитательные функции при исполнении наказания, обусловливается также спецификой применения карательных мер.

Правовое регулирование важнейших сторон процесса воспитательного воздействия преследует прежде всего педагогические цели. Кроме того, строгое выполнение норм уголовно-исполнительного и других отраслей права имеет воспитательное значение, поскольку это приучает осужденных к выполнению правил поведения, вырабатывает уважение к законам. Наконец, правовая регламентация воспитательного процесса в исправительных учреждениях придает ему четкую целенаправленность и организованность.

3. Многолетняя нормотворческая практика по урегулированию деятельности исправительных учреждений обусловили включение воспитательной работы в УИК в качестве одного из основных средств исправления осужденных (см. ч. 2 ст. 9 УИК).

4. Комментируемая статья УИК (ч. 2) установила, что участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Более того, распорядком дня исправительного учреждения могут предусматриваться воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных. Это оправдано практикой, так как отношение осужденного к средствам исправления свидетельствует о результативности воспитательного воздействия. К тому же этот показатель можно рассматривать как критерий исправления при представлении к условно-досрочному освобождению, применении амнистии, помилования и т.д.

5. В ч. 4 ст. 109 УИК более категорично и лаконично, чем в нормах предыдущих кодексов, сформулировано требование о том, что воспитательная работа с осужденными должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей их личности и характера, а также обстоятельств совершения преступления.

В исправительной педагогике и психологии индивидуальная работа с лицами, отбывающими наказание, всегда рассматривалась как один из основных организационно-методических элементов процесса воспитательного воздействия. Проведение ее основано на изучении личности каждого осужденного, с учетом характера совершенного преступления, возраста, образования, профессиональной подготовки, образа жизни до осуждения и иных признаков, черт и качеств, которые так или иначе проявились (или не проявились) в совершенном данным человеком преступлении. На практике существенное значение придается изучению мотивации преступных деяний, отношения осужденного к содеянному, к наказанию, к основным средствам исправления, к другим осужденным, родственникам и т.д. Индивидуализация исполнения наказания неразрывно связана и взаимосвязана с дифференциацией (см. комментарий к ст. 110).

Статья 110. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

1. Организация воспитательной работы с осужденными к лишению свободы возлагается на администрацию (персонал) учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Эту задачу выполняют и несут за нее ответственность прежде всего те работники исправительных учреждений, которые осуществляют процесс воспитательного воздействия: руководители исправительных учреждений, начальники отрядов, психологи, другие сотрудники, непосредственно работающие с осужденными. Эти лица должны соответствовать требованиям, установленным законодательством для служащих органов внутренних дел.

Персонал учреждений, исполняющих наказания, обязан неукоснительно выполнять законы. Поскольку деятельность определенной части персонала исправительных учреждений связана с организацией воспитательного воздействия на осужденных, особое внимание обращается на выполнение этими сотрудниками норм профессиональной этики, проявление гуманизма по отношению к осужденным. Несовместимы с работой в учреждениях и органах, исполняющих наказания, жестокие или унижающие человеческое достоинство действия, а также непринятие надлежащих мер по отношению к таким действиям.

Сотрудники, призванные осуществлять воспитательную функцию, должны обладать необходимым опытом, иметь специальное образование, высокие нравственные качества, хорошую физическую подготовку. Совершенствование организаторской деятельности этих сотрудников, умение правильно и целеустремленно использовать свое рабочее время, установить строгую и ритмичную систему в сложном и многостороннем комплексе обязанностей сотрудников - одно из важнейших условий повышения эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

2. Основным должностным лицом в исправительном учреждении, функциональные обязанности которого состоят в проведении воспитательных мероприятий среди осужденных, является начальник отряда. Отрядная система является основным организационным звеном воспитательного процесса в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. В пределах этого структурного подразделения воспитатель организует и руководит различными видами деятельности осужденных, определяет формы и методы воспитательного воздействия на них. Хотя совместная производственная деятельность, обучение, участие в работе самодеятельных организаций обусловливают включение осужденных в бригады, классы, учебные группы, советы коллектива, секции, функционирующие вне структуры отрядов, все же ведущей формой организации коллектива осужденных остается отряд. В рамках отряда формируется система взаимоотношений осужденных, обеспечивается возможность всестороннего изучения личности, организуется целенаправленное воспитательное воздействие.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" начальники отрядов относятся к персоналу (представителям администрации исправительных учреждений), так как их работа непосредственно связана с осужденными. Они вправе предъявлять к осужденным основанные на законе требования, а также применять меры поощрения и взыскания в пределах своей компетенции (см. комментарий к ст. 119).

3. Комментируемая статья УИК определяет основные формы воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях. Они должны обеспечить указанные в законе основные направления этой деятельности в условиях лишения свободы (см. комментарий к ст. 109). Закон нормативно закрепил те формы, направления воспитательной работы, которые давно используются на практике, закреплены в ведомственных методических разработках и рекомендациях: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы.

В настоящее время значительную актуальность представляет проблема реализации права осужденных на свободу вероисповедания в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4466).

Можно сказать, что уже сложилась практика организационного и правового обеспечения отправления религиозных обрядов в местах лишения свободы. Администрация исправительных учреждений создает необходимые условия для этого. Обеспечиваются допуск в исправительные учреждения священнослужителей любых религиозных конфессий, проведение богослужения и других религиозных обрядов. Осужденным предоставляется возможность приобретения за их счет и принятия в дар от благотворительных и религиозных организаций религиозной литературы и индивидуальных символов веры (см. комментарий к ст. 14).

4. В условиях лишения свободы правовое воспитание, разъяснение законодательства имеет особое значение, так как чаще всего именно дефекты правового сознания, неуважение к законам, искаженное представление об их требованиях привели лиц, отбывающих наказание, к преступлениям. Разъяснение законодательства, основных нормативных правовых актов - важнейшее направление воспитательной работы в целом.

Целью правового воспитания является привитие навыков уважения к законам, выработка привычки выполнения правовых требований. Формы этой работы различны: проведение лекций, занятий на правовые темы, индивидуально-разъяснительные беседы, юридические консультации и т.п. Одной из действенных форм является проведение в исправительных учреждениях выездных заседаний судов. Чаще всего на них рассматриваются вопросы условно-досрочного освобождения, перевод для дальнейшего отбывания наказания в колонии-поселении и др. Большое значение для профилактики преступлений и правонарушений имеют судебные заседания по рассмотрению уголовных дел, связанных с совершением осужденными преступлений в период отбывания наказания.

5. Трудовое воспитание традиционно является одним из наиболее важных направлений процесса исправительного воздействия на осужденных. Оно представляет собой применение в исправительных учреждениях системы воспитательных мер и средств, направленных на формирование у осужденных посредством труда практической подготовки к участию после освобождения в общественно полезной деятельности. Роль такого воспитания неизмеримо возрастает с учетом трудоиспользования осужденных в новых социально-экономических условиях. В соответствии со ст. 17, 23 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" исправительные учреждения могут привлекать осужденных к оплачиваемому труду, в том числе в форме предпринимательской деятельности.

6. Физическое воспитание осужденных и проведение спортивно-оздоровительной работы с ними законодатель впервые отнес к основным формам воспитательной работы с осужденными. Физическое воспитание следует рассматривать не только как средство развития и укрепления физического состояния лиц, находящихся в условиях изоляции от общества, но и как дополнительную форму поддержания нормального духовного и психического уровня. В его содержание входят организация спортивных соревнований, игр, занятий в спортивных секциях и т.д. Распорядком дня для осужденных предусматривается физическая зарядка.

7. В ч. 2 ст. 110 УИК указываются дифференцированные конкретные условия реализации форм и методов воспитательной работы с осужденными с учетом вида исправительного учреждения, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов (см. комментарий к статьям разд. IV УИК).

Дифференциация карательно-воспитательного воздействия зависит от степени общественной опасности личности осужденного, тяжести преступления, пола, возраста и других критериев.

Необходимо отметить неразрывную связь дифференциации и индивидуализации исполнения наказания (см. комментарий к ст. 109).

8. Впервые в Законе закреплено положение о материально-техническом обеспечении воспитательной работы с осужденными. Прерогатива принятия этих норм отнесена к компетенции Правительства Российской Федерации, которое должно обеспечивать финансово-бюджетные ассигнования на создание и укрепление этой базы. Так, постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. N 974 утверждены Нормы создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях (СЗ РФ. 1997. N 32. Ст. 3787).

Статья 111. Самодеятельные организации осужденных к лишению свободы

1. Работа с самодеятельными организациями - одна из важнейших форм воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы. Она направлена на повышение их роли в самоуправлении, в решении вопросов труда, быта и досуга, содействии администрации в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых взаимоотношений и разрешении конфликтов между осужденными.

2. Работа самодеятельных организаций осужденных в исправительных колониях регламентируется нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации.

Самодеятельные организации осужденных в исправительных колониях - это добровольные формирования лиц, лишенных по приговорам судов свободы, создаваемые в целях использования элементов самоорганизации и самоуправления осужденных в процессе их исправления.

Работа самодеятельных организаций осуществляется с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и иных нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации.

Ряд норм определяют правовое положение самодеятельных организаций:

а) работа под контролем администрации исправительных учреждений; непосредственный контроль за формированием самодеятельных организаций возлагается на начальника исправительного учреждения, а также на уполномоченных им должностных лиц из числа администрации;

б) участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления;

в) члены самодеятельных организаций не пользуются дополнительными льготами;

г) самодеятельные организации и их члены не могут обладать полномочиями администрации исправительного учреждения;

д) направления деятельности, права и обязанности руководящих органов и членов самодеятельных организаций осужденных определяются в соответствии с нормами уголовно-исполнительного права с учетом вида исправительного учреждения и конкретных условий его функционирования.

3. Центральное место в ст. 111 УИК отведено норме, определяющей основные задачи самодеятельных организаций осужденных:

а) оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии;

б) развитие полезной инициативы осужденных;

в) оказание позитивного влияния на их исправление;

г) участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных;

д) содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными;

е) оказание социальной помощи осужденным и их семьям;

ж) иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

4. Самодеятельные организации осужденных создаются во всех исправительных учреждениях, за исключением тюрем, а также среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа.

Решение об их создании принимается на общих собраниях коллективов осужденных отрядов.

Порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных возложен на Министерство юстиции Российской Федерации. Членом самодеятельной организации может быть любой положительно зарекомендовавший себя осужденный, желающий принимать участие в ее работе.

Самодеятельные организации осужденных учреждения состоят из коллективов осужденных отрядов и колонии. Для руководства их работой создаются советы коллектива отрядов и совет коллектива колонии, а также отрядные и колонистские секции (дисциплины и порядка, производственная, санитарно-бытовая, досуга, социальной помощи, советы клуба и библиотеки, общественных корреспондентов многотиражной газеты, редакции стенгазеты колонии). С учетом вида и особенностей деятельности исправительного учреждения количество и направленность работы секций может изменяться.

Организацию и координацию деятельности секций осуществляет совет коллектива колонии (отряда). На эти же выборные руководящие органы самоуправления самодеятельной организации осужденных возложена обязанность обеспечения выполнения принятых на общем собрании общественного формирования решений и плановых мероприятий.

Прием в члены самодеятельных организаций осуществляется на основании письменного заявления осужденного, подаваемого в совет коллектива отряда, которое приобщается к личному делу. В практике исправительных учреждений большое значение имеет тщательный подбор осужденных для работы в самодеятельных организациях. Важно, чтобы в них не попали приспособленцы, стремящиеся вступить в эти организации для получения каких-либо привилегий и льгот.

5. Совет коллектива отряда в составе председателя и руководителей секций избирается простым большинством голосов на собрании членов самодеятельной организации осужденных. Совет коллектива колонии избирается в таком же порядке на собрании членов советов коллективов отрядов в составе председателя совета колонии, редактора стенгазеты и руководителей секций. При необходимости также на заседании совета коллектива колонии (отряда) может избираться заместитель председателя совета коллектива колонии (отряда).

Члены самодеятельных организаций осужденных могут быть избраны и работать не более чем в двух руководящих органах общественных формирований. Выборы указанных органов самодеятельных организаций осужденных осуществляются один раз в год (довыборы по мере необходимости) открытым голосованием в присутствии представителей администрации. Их результаты утверждаются начальником колонии (отряда). Начальнику колонии или соответственно начальнику отряда предоставлено право не утверждать избранный состав совета или отводить отдельных его членов. В этом случае соответствующие руководители обязаны гласно довести до осужденных причины и мотивы отказа и организовать проведение в установленном порядке новых выборов или довыборов.

Не только формирование, но и повседневная работа самодеятельных организаций осуществляется под контролем и при содействии администрации учреждения. Это касается планирования работы, выполнения принятых решений, реализации предложений и т.п. Совет коллектива отряда может быть заслушан о проделанной работе на совете воспитателей отряда или совете коллектива колонии. Для оказания членам секций помощи в работе начальник исправительного учреждения своим приказом закрепляет за ними наиболее опытных и авторитетных сотрудников.

Основное содержание и направленность в работе секции при самодеятельных организациях определены соответствующими правовыми нормами.

Появились нормы, предусматривающие порядок создания и работы новой формы проявления самодеятельности осужденных - общественного фонда материальной помощи осужденным. Он создается на добровольных началах за счет денежных сумм, снятых осужденными с их лицевых счетов на основании письменных заявлений, а также средств, заработанных осужденными на субботниках (воскресниках), целевых перечислений общественных и религиозных объединений, юридических и физических лиц. Поступающие в фонд средства зачисляются на отдельный счет исправительного учреждения.

Средства из фонда могут расходоваться на оказание материальной помощи лицам, освобождающимся от наказания; осужденным, не имеющим достаточных средств на лицевых счетах по объективным причинам, их родственникам; на улучшение социально-бытовых условий в учреждении; на поощрение отдельных осужденных.

Работу общественного фонда организует секция социальной помощи исправительного учреждения. Председатель секции и ее члены избираются на общих собраниях осужденных отрядов, принявших решение участвовать в формировании общественного фонда, из расчета один представитель от самодеятельной организации отряда.

Средства общественного фонда материальной помощи осужденным расходуются на основании решения секции социальной помощи, оформленного протоколом и утвержденного начальником колонии. Председатель секции социальной помощи осужденным ежеквартально отчитывается о своей работе перед советом коллектива колонии и осужденными, участвующими своими средствами в формировании фонда.

Создание общественного фонда материальной помощи осужденным можно определить как материальную основу практической реализации развития идей и принципов самоуправления в исправительных учреждениях.

6. Определены права и обязанности членов самодеятельных организаций осужденных и их руководящих органов. Члены самодеятельных организаций участвуют в обсуждении вопросов труда, быта и досуга осужденных в исправительном учреждении. Им предоставлено право требовать от осужденных выполнения установленных правил поведения и информировать администрацию учреждения о совершенных или готовящихся правонарушениях.

Советы коллектива отряда вправе заслушивать на своих заседаниях председателей секций о проделанной работе, на заседании совета коллектива колонии участвовать в обсуждении вопросов деятельности исправительного учреждения, заслушивать осужденных, допустивших нарушения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, и ходатайствовать перед начальником отряда о применении к осужденным предусмотренных законом мер поощрения и взыскания. Совет коллектива колонии по согласованию с администрацией принимает участие в обсуждении вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности колонии, проводит совместно с администрацией учреждения рейды и проверки производственных и коммунально-бытовых объектов, участвует в устранении выявленных недостатков. Члены совета коллектива колонии могут представлять интересы осужденных, осуществлять общественный контроль и информировать администрацию о соблюдении законных прав осужденных.

7. Важная роль отводится обязанностям администрации по работе с активом осужденных.

Начальник отряда совместно с членами совета воспитателей должен оказывать самодеятельным организациям осужденных необходимую помощь в общественной работе, осуществлять систематический контроль за методами работы, правильностью и обоснованностью принимаемых на общих собраниях самодеятельной организации и заседаниях совета коллектива отряда решений.

Психолог психологической лаборатории обязан оказывать консультативную помощь администрации в подборе актива, в распределении обязанностей между членами самодеятельных организаций.

Заместитель начальника исправительной колонии по воспитательной работе организует и проводит всю подготовительную работу по выборам в самодеятельные организации осужденных, обучению избранного актива. Совместно с начальником учреждения на него возложены обязанности контроля и участия в работе коллектива колонии и секций.

Начальник учреждения отвечает за организацию выборов руководящих органов самодеятельных организаций осужденных и создание условий для их работы. Он рассматривает и утверждает результаты выборов совета коллектива, принимаемые им решения, периодически присутствует на его заседаниях.

Анализ, обобщение и распространение положительного опыта работы самодеятельных организаций осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, а также организационно-методическое руководство их деятельностью осуществляют отделы (отделения, группы) организации работы в отряде территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы.

Статья 112. Общее образование осужденных к лишению свободы

1. Общеобразовательное обучение имеет важное значение в развитии личности осужденного. Оно расширяет его общий кругозор, повышает уровень интеллекта и цивилизованности, препятствуя таким образом рецидиву.

Правовое регулирование общеобразовательного обучения осужденных к лишению свободы исходит из конституционного права граждан на образование (ст. 43 Конституции Российской Федерации). Правовая регламентация рассматриваемой сферы осуществляется уголовно-исполнительным законом, Законом Российской Федерации "Об образовании", нормативными актами Правительства РФ, Министерства образования Российской Федерации, совместными актами Министерства образования Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, нормативными актами Министерства юстиции Российской Федерации.

2. Обязательному общеобразовательному обучению подлежат только те осужденные, которые:

1) не достигли возраста 30 лет;

2) не имеют основного (восьмилетнего) общего образования;

3) не являются инвалидами I или II группы.

Обязательность образования означает для осужденного его получение, независимо от желания. Уклонение от обязательного образования является нарушением порядка отбывания лишения свободы со всеми вытекающими из этого факта негативными последствиями.

3. Осужденные, желающие продолжить обучение в целях получения полного среднего общего образования, к такому образованию не обязываются. Они получают его на добровольной основе при наличии необходимых условий, создаваемых администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления.

4. Осужденные, которые достигли 30-летнего возраста либо являются инвалидами I или II группы и не имеют основного или полного общего образования, могут тоже получить соответствующий вид образования на добровольной основе.

5. Получение осужденными общего основного или полного среднего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления (для перевода в более благоприятные условия содержания, представления к переводу в другой вид исправительного учреждения, к условно-досрочному освобождению и т.п.).

6. Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде. Кроме того, при сменной работе учащимся осужденным создаются необходимые условия для регулярного посещения занятий.

В соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденные, обучающиеся в общеобразовательных школах, в период нахождения в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и в одиночных камерах на занятия не выводятся. Им предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями.

Осужденные, содержащиеся в дисциплинарном изоляторе воспитательной колонии, выводятся на учебные занятия в учебные классы, расположенные в помещении дисциплинарного изолятора.

7. Согласно ч. 6 ст. 112 УИК не привлекаются к общему образованию в силу режимных условий осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы. Вместе с тем этой категории осужденных создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания этого вида лишения свободы.

8. Организация основного общего и полного общего среднего образования, а также создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации.

9. Согласно ст. 9 УИК получение общего образования рассматривается не только как общеразвивающая задача, но и в качестве одного из основных средств исправления осужденных. В связи с этим педагогические коллективы образовательных учреждений (ч. 5 ст. 112 УИК) уголовно-исполнительной системы призваны оказывать администрации исправительных учреждений необходимую помощь в воспитательной работе. Учителям школы предписывается:

совместно с воспитателями изучать индивидуальные особенности каждого осужденного;

принимать активное участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий;

руководить кружками и клубами по интересам, художественной самодеятельностью осужденных;

при необходимости участвовать в проведении свиданий осужденных с родителями и т.д.

Участие педагогических коллективов общеобразовательных заведений уголовно-исполнительной системы в воспитательной работе существенно повышает воспитательный потенциал мест лишения свободы.

Статья 113. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы

1. Меры поощрения (ст. 113) и взыскания (ст. 115), применяемые к осужденным, регламентируются в гл. 15 УИК, которая регулирует воспитательное воздействие на них. Такое расположение норм уголовно-исполнительного законодательства, определяющих систему мер поощрения и взыскания, основания и порядок их применения, свидетельствует о том, что законодатель признает их одним из средств воспитательной работы с осужденными. Это не противоречит ч. 2 ст. 9 УИК, в которой устанавливаются лишь основные из этих средств.

2. Система мер поощрения и взыскания, предусмотренная в ст. 113, 115 УИК, по сравнению со ст. 51 и 53 ИТК претерпела существенные изменения. В ранее действовавшем Кодексе в эту систему наряду с мерами поощрения и взыскания в собственном смысле слова были включены изменения условий содержания осужденных как без перевода, так и путем перевода из одного вида исправительного учреждения в другое, которые по своему содержанию и последствиям применения нельзя рассматривать в качестве таковых. В законе (ч. 3 ст. 113 и ч. 4 ст. 115 УИК) не определено наименование этих мер и лишь делается ссылка на соответствующие статьи УИК, где они определены как изменение вида исправительного учреждения (ст. 78) и перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие (ст. 87).

3. Анализ норм, содержащихся в ч. 3-5 ст. 113 и ч. 4 ст. 115 УИК, определяющих возможность изменения условий содержания, условно-досрочного освобождения и помилования осужденных, показывает, что они носят декларативный характер и направлены на стимулирование положительного поведения, поскольку конкретные основания и условия их применения содержатся в иных статьях УИК, а также в других отраслях законодательства (уголовном и уголовно-процессуальном).

4. В ст. 113 УИК по сравнению со ст. 54 ИТК из системы мер поощрения исключены некоторые из них, которые являлись средством морального стимулирования осужденных (занесение на доску передовиков производства, награждение похвальной грамотой), и включены дополнительные меры материального стимулирования (награждение подарком).

5. В ч. 1 комментируемой статьи определены основания применения к осужденным мер поощрения. В качестве основания их применения может быть как разовый положительный поступок, например предотвращение пожара, так и система положительного поведения при отбывании наказания. Этот вывод вытекает из анализа ч. 1 ст. 113 УИК, в которой указывается на хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций и воспитательных мероприятиях. Характер такого поведения определяется совокупностью действий осужденного, которые оцениваются администрацией исправительного учреждения за определенный период времени.

6. Перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи основания являются операционными понятиями и широко применяются в различных статьях УИК. Хорошее (положительное) поведение рассматривается как основание предоставления осужденным права передвижения без конвоя (ч. 1 ст. 96); добросовестное (положительное) отношение к труду рассматривается в качестве одного из оснований для перевода осужденного на льготные условия содержания. Активное участие осужденного в работе самодеятельных организаций и воспитательных мероприятиях, отношение к учебе учитывается при определении степени его исправления (ч. 3 ст. 108, ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 111).

7. Хорошее поведение осужденного оценивается с точки зрения соблюдения им требований режима отбывания наказания, т.е. соблюдения порядка и проявления личной дисциплинированности.

Добросовестное отношение к труду охватывает сферу трудовой деятельности осужденного и включает в себя комплекс признаков, свидетельствующих о выполнении установленных заданий, норм выработки, соблюдении трудовой дисциплины, техники безопасности и т.д.

Положительное отношение к обучению как мера оценки поведения осужденных распространяется только на тех из них, которые обязаны учиться и добросовестно выполняют учебные задания.

Активное участие в воспитательных мероприятиях, а также самодеятельных организациях выражается не только в присутствии на них осужденного, но и в проявлении инициативы, оказании содействия администрации в осуществлении этих мероприятий или работе самодеятельных организаций.

8. Перечисленные в п. "а"-"и" ч. 1 ст. 113 УИК меры поощрения можно классифицировать на три группы: 1) поощрения морального характера - благодарность; 2) поощрения материального характера - награждение подарком, денежная премия, разрешение на получение дополнительной посылки и передачи, на дополнительное расходование денег; 3) поощрения режимного характера - разрешение на дополнительный телефонный разговор, получение дополнительного свидания, увеличение времени прогулки, а также досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

9. В ч. 3 ст. 113 УИК с учетом специфики отбывания наказания в колониях-поселениях предусмотрена такая мера поощрения осужденных, как разрешение на проведение за пределами колонии выходных и праздничных дней.

10. В ч. 3 и 4 ст. 113 УИК включены дополнительные стимулы положительного поведения осужденных в виде изменения условий содержания в лучшую сторону путем перевода в колонию иного вида режима или в пределах колонии, возможности представления к условно-досрочному освобождению от наказания или замене его более мягким. Таким образом, закон не относит эти меры к мерам поощрения в собственном смысле слова.

Статья 114. Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы

1. В ст. 114 УИК сформулированы процедурные нормы, определяющие порядок применения мер поощрения к осужденным. Благодарность объявляется в устной и письменной форме, остальные меры поощрения только в письменной форме. Кроме того, законом устанавливаются определенные правовые рамки применения этих мер. Так, в порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено до четырех краткосрочных или длительных свиданий.

2. В ч. 3 ст. 114 УИК допускается снятие ранее наложенного взыскания. Однако условия принятия такого решения зависят от их характера. Так, выговор, дисциплинарный штраф и водворение в штрафной изолятор могут быть досрочно сняты не ранее трех месяцев со дня отбытия взыскания. В то же время такие строгие меры воздействия, как перевод в помещение камерного типа и единое помещение камерного типа, одиночные камеры, могут быть досрочно сняты не ранее шести месяцев со дня их отбытия.

Статья 115. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы

1. В ч. 1 комментируемой статьи определено основание применения мер взыскания к осужденным - нарушение установленного порядка отбывания наказания. Их можно рассматривать в качестве одного из средств воспитательного воздействия. Основанием их применения является нарушение требований режима, т.е. установленных правил отбывания наказания как в быту (жилых помещениях, при проведении воспитательных мероприятий, во время учебы и т.д.), так и на производстве, поскольку внутренний распорядок исправительного учреждения охватывает все сферы жизнедеятельности осужденных.

2. Меры взыскания можно разделить на две основные группы, критериями разграничения которых являются степень строгости применяемых мер и правовые последствия их применения.

К первой группе относятся достаточно мягкие меры взыскания, которые не влекут за собой негативные правовые последствия их применения: выговор и дисциплинарный штраф.

Ко второй группе относятся все иные меры взыскания, перечисленные в п. "в"-"е" ч. 1 ст. 115 УИК. Они являются по содержанию сложными и влекут за собой лишение осужденного комплекса прав и возложение на него дополнительных обязанностей, в частности, при нахождении осужденного в штрафном изоляторе ему запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач, бандеролей, ежедневные прогулки продолжительностью один час. При водворении осужденных в штрафной изолятор им запрещается брать с собой имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением предметов первой необходимости (полотенце, мыло, зубная щетка и т.д.). Им не разрешается пользоваться книгами, газетами и иной литературой. Курение в штрафном изоляторе запрещено (_ 23 Правил внутреннего распорядка). Такие строгие меры в ограничении прав обусловлены не только серьезностью проступка осужденного, но и краткосрочностью содержания в штрафном изоляторе - до 15 суток. Досрочное освобождение из штрафного изолятора не допускается.

3. Условия содержания осужденных в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах не столь жесткие, как в штрафных изоляторах, но они значительно ограничивают осужденных в правах по сравнению с обычными условиями содержания в колониях общего, строгого и особого режимов.

Осужденные, переведенные в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа или одиночные камеры в порядке взыскания, имеют право:

ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, заработанные в период отбывания лишения свободы, в размере 50% установленного законом минимального размера оплаты труда;

получать в течение шести месяцев одну посылку или передачу и одну бандероль;

пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа;

с разрешения администрации исправительного учреждения иметь в течение шести месяцев одно краткосрочное свидание.

При переводе осужденных в помещение камерного типа, единые помещения камерного типа им разрешается брать с собой кроме предметов первой необходимости продукты питания и табачные изделия, учебники и письменные принадлежности. Они могут пользоваться библиотекой. Однако обучающиеся в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и курсах на занятия не выводятся, но могут заниматься самостоятельно и получать консультации преподавателей.

При переводе осужденных в штрафные изоляторы за проступки, совершенные в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, срок их содержания не входит в срок отбывания взыскания в указанных помещениях (_ 23 Правил внутреннего распорядка).

Осужденные женщины, имеющие грудных детей в доме ребенка исправительного учреждения, и женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, в штрафной изолятор и помещения камерного типа не переводятся.

4. Законом не определен нижний предел назначения взысканий в виде перевода осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры. Поскольку взыскание в виде водворения в штрафной изолятор накладывается на срок до 15 суток, то, следовательно, менее этого срока нет необходимости назначать взыскания в виде перевода в помещения - единые помещения камерного типа или одиночные камеры.

Время содержания осужденных в штрафном изоляторе, в помещениях камерного типа и единых помещениях камерного типа включается в срок отбывания ими наказания на строгих условиях в колониях общего, строгого и особого режимов (ст. 120, 122, 124 УИК).

5. В УИК (ч. 4 ст. 118) по сравнению с ИТК появилась важная новелла: во время содержания осужденных в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа или одиночных камерах питание неработающих осужденных осуществляется по пониженным нормам. Однако с учетом медицинского заключения питание этих осужденных может осуществляться по обычным нормам.

Необходимо подчеркнуть, что Минимальные стандартные правила обращения с заключенными допускают сокращение питания. Однако оно применяется как самостоятельное взыскание, а не как сопутствующее конкретной мере взыскания ограничение. Кроме того, эта мера применяется только после осмотра заключенного врачом, который должен письменно подтвердить, что заключенный способен перенести такое наказание.

Статья 116. Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы

1. Впервые в УИК наряду с понятием злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания дается определение злостного нарушителя. В ст. 62 ИТК формулировалось только злостное нарушение. Введение законом нового понятия имеет ключевое значение для применения многих норм уголовно-исполнительного законодательства (ст. 86, 115, 117 и др.), поскольку меры взыскания и меры воздействия применяются к конкретному осужденному, администрация исправительного учреждения оценивает в целом совокупность его проступков. Перечень нарушений, которые могут рассматриваться как злостные, является лишь исходным основанием для признания осужденного злостным нарушителем.

2. В ч. 1 ст. 116 УИК дается перечень нарушений, которые рассматриваются как злостные. Понятие злостности не предполагает повторности, тем более систематичности совершения проступка. Для признания его таковым требуется совершение впервые любого из перечисленных в ч. 1 ст. 116 проступков.

По сравнению со ст. 62 ИТК перечень злостных нарушений, перечисленный в ч. 1 ст. 116 УИК, существенно изменен и расширен:

употребление наркотиков. При рассмотрении этого нарушения необходимо руководствоваться перечнем синтетических и природных веществ, растений, препаратов, лекарственных средств, которые включены Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России в список наркотических средств. К их числу относятся также психотропные вещества, предусмотренные Венской конвенцией 1971 г. "О психотропных веществах" (галлюциногены, стимулирующие средства, например эфедрин, ацетон, и др.);

мелкое хулиганство, под которым понимается нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие действия, нарушающие общественный порядок (ст. 158 КоАП);

угроза представителям администрации исправительного учреждения. Под угрозой в данном случае понимается психическое воздействие, которое может быть выражено устно, письменно или через третьих лиц. Угрозу применения насилия в отношении представителя администрации необходимо рассматривать не как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, а как преступление, предусмотренное ст. 312 УК (дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества);

неповиновение администрации исправительного учреждения (см. комментарий к ст. 86);

оскорбление представителей администрации выражается в унижении чести и достоинства лиц, ее представляющих, их дискредитации, подрыве морального престижа;

мужеложство, т.е. половое сношение мужчины с мужчиной. Иные формы удовлетворения половой страсти двух мужчин мужеложством не признаются;

лесбиянство - половое сношение женщины с женщиной;

организация забастовок. Под забастовкой понимается прекращение работы группой лиц (бригады, цеха, предприятия), сопровождающееся выдвижением отдельных требований, в целях решения трудовых конфликтов. Организация забастовок состоит в осуществлении действий, направленных на подготовку, подстрекательство осужденных к прекращению работы, на выдвижение требований к администрации предприятий или исправительных учреждений, в руководстве действиями участников забастовки. Отказ от работы в связи с участием в забастовке также следует рассматривать как злостное нарушение режима;

организация групповых неповиновений состоит в их подготовке, подстрекательстве к ним осужденных с целью открытого отказа от выполнения законных требований администрации исправительного учреждения. Активное участие в них выражается в призывах и принуждении других осужденных принять участие в неповиновении, выдвижении требований к администрации мест лишения свободы;

организация группировок осужденных. Группировка осужденных - это устойчивая группа из двух и более лиц, создаваемая с целью отрицательного воздействия на осужденных, вовлечения их в противоправные действия (азартные игры, употребление наркотиков, сбор среди осужденных денег и т.д.). Группировки могут создаваться и в целях совершения преступлений (нападений на осужденных, администрацию, персонал исправительных учреждений). В этом случае создание такой группировки должно рассматриваться не как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, а как создание преступного сообщества (ст. 210 УК).

Организация группировок осужденных, предусмотренных ч. 1 ст. 116, выражается в создании и руководстве группой лиц в целях совершения только перечисленных выше нарушений. Создание группировок с иными целями, даже противоправными, но не подпадающими под перечисленные действия, не может рассматриваться как злостное нарушение.

Перечень правонарушений, перечисленных в ч. 1 ст. 116 УИК, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

3. Самостоятельным признаком, образующим второй вид злостного нарушения, указанного в ч. 2 ст. 116 УИК, является совершение повторно в течение одного года иного, не перечисленного в ч. 1 указанной статьи, нарушения, например употребление спиртных напитков, если за каждое из них осужденный был подвергнут такому взысканию, как водворение в штрафной изолятор, а если осужденный отбывает наказание в воспитательной колонии, то в дисциплинарный изолятор.

Обязательными элементами этого вида злостного нарушения являются:

совершение нарушения в течение года. В данном случае установлен своеобразный срок давности для нарушения, истечение которого исключает его учет для квалификации в качестве злостного нарушения;

повторное, т.е. два и более раз совершение нарушения;

наложение за совершение каждого из них только одного вида взыскания - водворение в штрафной (дисциплинарный) изолятор.

4. В ч. 4 ст. 116 УИК впервые достаточно четко с точки зрения юридических требований дается понятие злостного нарушителя установленного порядка отбывания наказания.

Для того чтобы быть признанным злостным нарушителем, осужденному недостаточно совершить правонарушения, перечисленные в ч. 1 и 2 настоящей статьи. Для этого он должен быть одновременно подвергнут таким взысканиям, как водворение в штрафной (дисциплинарный) изолятор, перевод в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру.

Учитывая, что в колониях-поселениях к осужденным не применяются такие взыскания, как перевод в помещение или единое помещение камерного типа, для признания их злостными нарушителями режима они должны быть одновременно водворены в штрафной изолятор.

5. Осужденный признается злостным нарушителем только на основании постановления начальника исправительного учреждения или лица, его заменяющего, с одновременным наложением взыскания.

Статья 117. Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы

1. В ч. 1 ст. 117 УИК формулируются общие процедурные правила наложения взыскания: оно должно быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения проступка, а если в связи с проступком производилась проверка обстоятельств его совершения - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения проступка. Взыскание приводится в исполнение не позднее одного месяца со дня его наложения. Одновременно в ч. 8 указанной статьи устанавливается срок давности действия наложенного взыскания - один год, если в течение этого времени осужденный не будет подвергнут новому взысканию. В этом случае он признается не имеющим такового. Наконец, запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.

2. Наряду с общей процедурой наложения взысканий ст. 117 УИК устанавливает порядок применения отдельных мер. Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания - только в письменной форме.

3. Дисциплинарный штраф налагается только за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116). Перевод осужденного в помещения камерного типа и одиночные камеры производится с указанием срока содержания в них. Во время содержания осужденных в помещениях камерного типа к ним могут применяться все меры взыскания, кроме перевода в эти помещения. То же правило применяется и при переводе осужденных в единые помещения камерного типа.

4. В п. "г" и "д" ч. 1 ст. 115 УИК установлены предельные сроки содержания осужденных в помещениях камерного типа - до шести месяцев, а в единых помещениях камерного типа - до одного года. В ч. 4 ст. 117 УИК указывается, что при переводе устанавливается срок содержания в них. Из этого следует, что осужденные могут переводиться и на меньшие сроки, но не менее 15 дней (см. комментарий к ст. 115). Для осужденных женщин максимальный срок содержания в помещениях камерного типа установлен до трех месяцев.

Статья 118. Условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах

1. В ч. 1 ст. 118 УИК устанавливаются условия содержания осужденных в штрафных изоляторах. Они более строгие, чем условия содержания в помещениях камерного типа, что можно объяснить не только характером совершенного проступка, но главным образом кратковременностью содержания в таких изоляторах - до 15 суток. В данном случае можно провести аналогию с условиями наказания в виде ареста (см. комментарий к ст. 69), которые более строгие, чем в колонии общего режима, хотя это наказание назначается за преступления небольшой тяжести.

2. В ч. 2 ст. 118 УИК определяются условия содержания осужденных в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа или одиночных камерах. По своему характеру они более строгие, чем на строгом режиме в тюрьме (см. комментарий к ст. 131).

3. Труд осужденных, подвергнутых указанным мерам взыскания, организуется отдельно от иных осужденных.

4. О питании осужденных в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах см. комментарий к ст. 118.

5. Досрочное снятие указанных мер взыскания, т.е. освобождение от их отбывания, предусматривается ч. 3 ст. 114 УИК (см. комментарий).

6. При переводе осужденных из штрафных изоляторов и перечисленных помещений в лечебно-профилактические учреждения срок их нахождения в этих лечебных учреждениях засчитывается в срок отбывания взыскания.

Статья 119. Должностные лица исправительных учреждений, применяющие меры поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы

1. Уголовно-исполнительный кодекс серьезно ограничил перечень должностных лиц, которым предоставлено право применения указанных мер. Согласно ч. 1 ст. 119 УИК правом применения мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуется начальник исправительного учреждения или лицо, его замещающее. Такое правило установлено в целях обеспечения единообразия дисциплинарной практики, а также исходя из положений теории педагогики, согласно которой в коллективе таким правом должен обладать только его руководитель.

Поэтому заместители начальника исправительного учреждения в УИК исключены из перечня должностных лиц, обладающих таким правом. По этим же основаниям исключены и вышестоящие руководители органов, исполняющих наказание.

2. Начальники отрядов как непосредственные воспитатели осужденных имеют право объявлять благодарность, разрешать дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости и досрочно снимать ранее наложенное ими взыскание, которым может быть только выговор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: