Тема 10. Постнеклассическая наука. Перспективы научно-технического прогресса

Формирование постнеклассической науки в 70-х годах ХХ века. Революция в хранении и получении знания, развитие математического моделирования, комплексные использования знаний из различных наук и дисциплин с учетом места и роли человека. Выход на первый план междисциплинарных и проблемно ориентированных форм исследовательской деятельности. Идея взаимодействия принципов и картин реальности, формирующихся в различных науках. Принцип включения человеческой деятельности в науку и преодоления разрыва между ее субъектом и объектом.

Интерес науки к сложным, исторически развивающимся системам, которые характеризуются открытостью и способностью к самоорганизации и саморазвитию. Роль нелинейной динамики и синергетики в раз­витии современных представлений об исторически развивающихся системах. Новое содержание категорий случайности и причинности. Укоренение парадигмы целостности и формирование глобального взгляда на мир. Глобальный эволюционизм и современная науч­ная картина мира.

Сближение идеалов естественнонаучного и соци­ально-гуманитарного познания. Кризис идеа­ла ценностно-нейтрального научного исследования. Тенденция к рассмотрению научного познания в контексте его социокультурного бытия. Анализ перспектив научно-технического прогресса и его социокультурных последствий. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий иссле­довательской деятельности.

Новые этичес­кие проблемы науки в конце XX ― начале XXI столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих устано­вок техногенной цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: