Функции Уполномоченного по правам человека

Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации с 13.02.2004 является Владимир Лукин. У него есть официальный сайт, где можно, в случае необходимости оставить жалобу. Уполномоченный действует главным образом на основании ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», № 1, от 26.02.1997 г.

Основные функции института омбудсмена:

· содействие более эффективной работе власти;

· содействие жителям в восстановлении нарушенных властью прав;

· реализация функции посредника между обществом и властью;

· реализация функции внесудебного расследования.

При этом, омбудсмен представляет собой легко достигаемый ресурс власти, близкий к обычному жителю, аппарат Уполномоченного быстро рассматривает и реагирует на жалобы, и, безусловно, заставляет чиновников думать об ответственности.Проще говоря, подача жалобы Уполномоченному по правам человека - возможность защитить свои права, если государственные органы и система правосудия не реагируют на их жалобы, или сами нарушают их права.Согласно статье № 15, ФКЗ «Об Уполномоченном», он обязан принять к рассмотрению заявления и жалобы, как граждан России, так и иностранных лиц находящихся на ее территории, а также лиц, не имеющих гражданства.Жалобу Уполномоченному могут подать лица находящиеся в колониях, СИЗО, психиатрических клиниках.Надо отметить, что омбудсмен рассматривает жалобы, касающиеся исключительно должностных лиц и органов. Вы можете сообщить о несправедливом решении суда, о нарушениях прав в тюрьмах, колониях, больницах и так далее, но, при этом, просто на частное лицо жаловаться нельзя и бесполезно.Перед обращением к омбудсмену податель жалобы должен обжаловать действия (бездействие, решения) этих должностных лиц или органов в административном, либо судебном порядке. Если предыдущий результат не удовлетворил – то можно обратиться к Уполномоченному.Особо подчеркиваем, что омбудсмен не имеет права рассматривать претензии в адрес Госдумы, Федерального Собрания, Совета Федерации, а также представительных (законодательных) органов субъектов РФ (статья № 16, ФКЗ «Об Уполномоченном»).

Прокуратура: Прокуратура придает защите прав человека особое значение и основными направлениями надзорной деятельности считает надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений. Об этом свидетельствует, в частности, и издание Приказа № 39 от 22 мая 1996 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

При осуществлении этой функции прокурор имеет определенные законом полномочия и задачи:

· он рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

· прокурор должен разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод.

· прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор использует и другие полномочия, закрепленные за ним законом. Если прокурор усмотрит, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, он возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Прокурор также предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иски в интересах пострадавших, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Вопрос 4. Правовое регулирование сферы занятости

Право граждан на трудоустройство. Трудовой договор. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора. Запрет требований от лиц, поступающих на работу, документов, не предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Надлежащее оформление трудового договора. Необходимость медицинского освидетельствования при заключении трудового договора. Применение испытательного срока при приеме на работу. Гарантии при заключении трудового договора. Порядок перевода на другую постоянную работу и перемещение работника на другое рабочее место в той же организации. Возможные причины изменения существенных условий трудового договора. Временный перевод работника на другую работу в случае производственной необходимости. Случаи отстранения с работы. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, имеющих особый характер работы. Ненормированный рабочий день.

Правовые гарантии при выплате заработной платы. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы. Ограничение удержаний из заработной платы. Сроки расчета при увольнении. Общие основания прекращения трудового договора.

Гарантии при расторжении трудового договора. Права женщин, несовершеннолетних, лиц с ограниченными возможностями.

Социальное партнерство в сфере труда. Роль профсоюзов в охране и защите трудовых прав граждан. Коллективный договор, его содержание и действие.

Основ. нормативным правовым актом, регулирующим отнош. в сфере занятости нас-ФЗ РФ «О занятости нас в РФ»91. Высшую юр сиу имеет Конст РФ ст37:каждому гражданину страну предоставлено право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деят и проф. Провозглашено право на защ от безр-цы. Гл II -права граждан в области занятости. Впервые в отеч законод-ве закреплено право граждан на проф деятельность за пределами РФ. ГлIII- гарантии гос в обл занятости, прав защ от необоснованного увольнения/необосн отказа в приеме на раб. практика показывает, что пункт носит декларативный хар-р. В рос закон-ве нет четкого понятия «необснован отказ в приеме на раб». Правовая защита граждан осуществляется с помощью норм, изложенных в др статьях рассматриваемого закона, а также в ФЗ РФ «О коллективных договорах и соглашениях», ФЗ «О проф союзах, их правах и гарантиях деят-ти»96. Положения о привлечении и испол в РФ иностранной раб силы(Ук през 93). ТК РФ(Ст56) Понятие труд дог. - соглаш м/у работодателем и работником, в соответ с кот работодатель обязуется предоставить работнику раб по обусловленной труд функции, обеспеч усл труда, предусмотренные Кодексом, законами и иными норм прав актами, коллект договором, соглаш-ми, содержащими нормы труд права, своевременно и в полном размере выплачивать зр.пл, а работник обязуется лично выполнять опред. этим соглашением труд функцию, соблюдать действующие в орган правила внутр труд распорядка. (Ст 63)Возр, с кот допускается заключ ТД с лицами, достигшими 16л. В случаях получения осн общ образ могут заключать лица, достигшие 15л.С согласия одного из родителей м/б заключен с учащимся, достигшим возраста 14л, для выполнения в свободное от учебы время легк труда, не причин вреда их здор и не нарушающего проц обуч. (ст65) Документы, предъявляемые при заключении ТД:паспорт;труд кн;страх свидетельство гос пенс страх;док воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлеж. призыву на воен службу;док об образ. Запрещается требовать от лица, поступающего на раб, док помимо предусмотренных Кодексом, иными ФЗ, ук През РФ и постановлениями Правительства РФ. (ст 67) Форма ТД -закл. в письм форме, составляется в 2 экз, кажд из кот подписывается сторонами. Один экземпляр ТД передается работнику, другой хранится у работодателя.(ст 69) Мед освидетельствование при заключении ТД: Обязательному предварительному мед освидетельствованию подлежат лица, не достигшие 18л, а также иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом и иными ФЗ. ( Ст70) Испытание при приеме на рабУсл об испытании д/б указано в ТД. Отсутствие означает, что раб принят без испытания.Срок испытания не может превышать 3 мес, а для руководителей организаций и их заместителей, гл бухгалтеров и их заместителей, - 6 мес, если иное не установлено ФЗ(Ст72 ). Перевод на др постоянную раби перемещение допускается только с письм согласия работника. (Ст73) Изм существенных усл ТД п о причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускается изменение определенных сторонами существенных условий труд. Дог. по инициативе работодателя при продолжении работником раб. без изменения труд. Фу-ции. ( Ст74) Врем перевод на др раб в случае произв необход работодатель им право переводить работника до 1мес на не обусловленную ТД раб в той же орг-ции с оплатой труда не ниже сред зараб по прежней работе. (Ст6)Отстр от раб Работодатель обязан отстранить от работы работника:в сост алког, наркот или токсич опьянения;не прошедшего в установленном порядке обуч и проверку знаний и навыков в области охр труда, обязательный предварительный или периодический мед осмотр.( Ст101) Ненормированный рабочий день - особый режим раб, в соответствии с кот отд раб могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выпол. своих труд фу-ций за пределами нормальной продолжительности раб времени. ( Ст130) Осн гос гарантии по оплате труда работников. величина мин размера оплаты труда в РФ; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;ограничение перечня оснований и размеров удержаний из зарплаты по распоряжению работодателя;огранич оплаты труда в натур форме;обеспеч получения работником зарплаты в случае прекращения деятельности работодателя. ( Ст136). Порядок, место и сроки выплаты зар платы При выплате зарплаты работодатель обязан в письм форме извещать кажд раб о составных частях зарплаты, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей ден сумме, подлежащей выплате.Зарплата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на усл, определенных колдог или ТД.Зарплата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутр труд распорядка орг, кол дог, ТД. (Ст137). Ограничение удержаний из зарплаты могут производиться:для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет зарплаты; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на др раб в др местность, а также в др случаях;для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику. ( Ст140) Сроки расчета при увольнении При прекращении ТД выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. (Ст23) Соц партнерство - сист взаимоотн между работниками, работодателями, органами гос власти, органами местн самоуправл, направленная на обеспеч согласования интересов работников и работодателей по? регулирования труд отнош. Органы гос власти и органы местного самоуправления явл сторонами соц партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей.(Ст 40). Коллект договор - правовой акт, регулирующий соц-труд отнош в организ и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.(ст41)Содержание определяются сторонами, могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по след?:формы, системы и размеры оплаты труда;выплата пособий, компенсаций;механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, занятость, переобучение;рабочее время и время отдыха;улучш усл и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;экол безопасность и охр здработников на производстве; контроль за выполнением кол договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон. (Ст43) действие на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором

Права женщин, несовершеннолетних и др. ИНВАЛИДЫ. Гарантии обеспечения трудовой занятости инвалидов закреплены в Законе «О социальной защите инвалидов», в соответствии с которой: Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установление в организациях, независимо от правового статуса и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; стимулирование создания организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создание условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности

инвалидов; организация обучения инвалидов новым профессиям. В организациях, численность работников которых составляет не менее 20 человек независимо от правового статуса и форм собственности устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере не менее пяти процентов от численности

работников. Работодатель обязан принимать инвалидов, направленных службой занятости населения в порядке трудоустройства, на рабочие места в счет установленной квоты. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

ЖЕНЩИНЫ. Конституция предусматривает, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства (статья 38);каждому гарантируют судебную защиту его прав и свобод (статья 46). (статьи для точности лучше посмотреть в ТК, эта инфа не самая свежая) Статьей 262 ТК установлен запрет на применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию).

Часть 3 ст. 262 ТК содержит запрет на применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы.

Согласно ст. 263 ТК запрещается привлечение к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК), выходные дни и направление в служебную командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Запрещается привлечение к работе в ночное время беременных женщин. Женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия. Запрет, установленный указанной статьей, является абсолютным. Наниматель не вправе, даже в порядке исключения, по своей инициативе либо по просьбе указанных категорий женщин привлекать их к вышеперечисленным работам. Женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей­инвалидов - до 18 лет), могут привлекаться кночным, сверхурочным работам, работе в государственные праздники, праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК), выходные дни и направляться в служебную командировку только с их письменного согласия (ч. 3 ст. 263 ТК).

Согласие работниц должно выражаться в письменной форме, например, на приказе (распоряжении) нанимателя. Инициатива в привлечении к таким работам названных категорий женщин может исходить не только от нанимателя, но и от самих работающих. Гарантии беременным женщинам (В соответствии с ч. 1 ст. 264 ТК беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.) Предоставление отпуска по беременности и родам, женщина имеет право на следующие виды государственных пособий: в связи с рождением ребенка; женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ. Конституция предусматривает, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства (статья 38);каждому гарантируют судебную защиту его прав и свобод (статья 46). В соответствии со ст. 266 ТК РФ лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, подлежат обязательным ежегодным медицинским осмотрам за счет средств работодателя. При приеме на работу лиц в возрасте до 18 лет существуют и иные особенности. В соответствии с ч. 3 ст. 63 ТК РФ с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими возраста 14 лет, а в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках трудовой договор может быть заключен и с несовершеннолетними, не достигшими возраста 14 лет. Однако в этом случае субъектом трудовых отношений выступают законные представители несовершеннолетнего, несмотря на то, что он выполняет трудовые обязанности. Законные представители от имени несовершеннолетнего могут осуществлять права и нести обязанности, в частности выступать в качестве истца и ответчика в судебных органах. В ч. 1 ст. 265 ТК РФ запрещено использование труда несовершеннолетних на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, наркотическими и токсическими препаратами). Перечень работ, на которых запрещается использование труда несовершеннолетних, а также предельные нормы переноски ими тяжестей вручную должны быть утверждены в порядке, определенном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей определены постановлением Минтруда РФ № 7 от 7 апреля 1999 года. В ст. 268 ТК РФ запрещено направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет. Исключение сделано для творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании В соответствии с ч. 1 ст. 270 ТК РФ для работников в возрасте до 18 лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для них сокращенной продолжительности рабочего времени. То есть нормы выработки должны быть установлены несовершеннолетним более низкие, чем общие нормы выработки, они подлежат сокращению пропорционально установленному для лиц в возрасте до 18 лет рабочему времени. Для работников в возрасте до 18 лет, поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, могут быть установлены пониженные нормы выработки. В ч. 1 ст. 271 ТК РФ говорится о том, что при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности рабочего времени. При этом работодателю предоставлено право за счет собственных средств производить указанным работникам доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Хотя нельзя не заметить, что в соответствии со ст. 92, 94 ТК РФ работникам в возрасте до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.

Федеральный закон от 30.06.2006 n 90-фз (ред. от 17.07.2009) "о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации’’. Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Профсоюз - это добровольное, независимое от работодателя, государства и политический партий объединение наемных работников для защиты их экономических интересов, прежде всего в отношениях с работодателем. Обязанности профсоюзных органов. - соответствие действующему законодательству условий трудового договора и других нормативных документов, регулирующих трудовые правоотношения между работником и работодателем, особенно факты искусственного ограничения срока действия договора в случаях, не предусмотренных законодательством, включения в него работ, не входящих в прямые обязанности работников, произвольного установления дополнительных условий расторжения трудового договора, ухудшающих положение работников;- соблюдение режима труда и отдыха работников; - наличие оформления трудовых отношений на предприятиях новых форм собственности, правильности ведения трудовых книжек, установления форм и сроков оплаты труда; - правильность предоставления работникам установленных законодательством льгот и компенсаций. Защитная функция профсоюзов - во-первых, профсоюзы призваны защищать права и интересы трудящихся, связанные, главным образом с их общественно-трудовыми отношениями; - во-вторых, основная задача профсоюзов при этом заключается в предупреждении возможных нарушений этих прав и интересов; - в-третьих, профсоюзы используют при защите прав и интересов трудящихся такие пути и средства, которые недоступны для государственного аппарата. Специфика путей и средств, применяемых профсоюзами при реализации защитной функции тесно связана с условиями их защитной деятельности, а также теми целями, на которые она направлена. Представительство и защита профсоюзами субъективных трудовых прав. Право на представительство и защиту реализуется наделением данных общественных объединений и их органов возможностью представлять и защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам индивидуальных и коллективных споров; вносить предложения по совершенствованию действующих и готовящихся к внедрению нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников; согласовывать с работодателями системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок и окладов, нормы труда; посещать организации и рабочие места для осуществления проверок соблюдения безопасности условий труда; защищать право работников свободно распоряжаться своей способностью к труду, выбирать род деятельности и профессию, осуществлять работниками права на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации.

Коллективный договор, его содержание и действие. Коллективный договор - это "правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей". В этом определении указаны стороны и содержание коллективного договора как главного правового акта, регулирующего широкий круг социально-трудовых отношений на локальном уровне (ст. 40 ТК РФ).Коллективные договоры являются нормативными соглашениями, принимаемыми в результате проведения коллективных переговоров. Они содержат правовые нормы, регулирующие общественные отношения, отнесенные к предмету трудового права, и признаются источниками трудового права. Коллективный договор - это двусторонний акт. Сторонами коллективного договора являются работники организации, от имени которых выступают их представители, и работодатель, представителем которого является руководитель организации. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве представителем работодателя выступает руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем (ч. 5 ст. 40 ТК РФ). При разработке и принятии коллективного договора сторонам следует руководствоваться основными принципами социального партнерства (ст. 24 ТК). Трудовой кодекс РФ не определил порядок принятия коллективного договора, а лишь предусмотрел в ст. 42, что "порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами". Следует заметить, что Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" предусматривает принятие коллективного договора на общем собрании работников. Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами (а не со дня регистрации) либо со дня, определенного коллективным договором. Действие коллективного договора после его подписания распространяется на всех работников данной организации, филиала, представительства независимо от их членства в профсоюзе или непринадлежности к нему, независимо от того, кто от имени работников подписал данный коллективный договор.
Статья 43 Трудового кодекса устанавливает максимально возможный срок действия коллективного договора - не более трех лет. Стороны могут самостоятельно выбрать любой вариант в пределах этого срока, а также вправе продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Вопрос 5. Правовая защита несовершеннолетних детей в РФ

Права ребенка. Право ребенка на семейное воспитание. Права и обязанности родителей. Основания и порядок лишения родительских прав.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), приемная семья, опека и попечительство над детьми. Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Гарантии жилищных прав. Гарантии права на получение образования.

Правовая защита несовершеннолетних детей в РФ. Конституция предусматривает, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства (статья 38);каждому гарантируют судебную защиту его прав и свобод (статья 46). ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА 1959, Конвенции ООН О правах реб 91г.Права реб. - гражданско-полит, так и соц-эк и культурные права детей, кот они обладают от рождения и до достижения совершеннолетия — 18л, если нац. законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Нормы, зафиксированные в Конвенции, служат ориентиром для государств в разработке собств. программ в отнош-и детей. Конвенция опред зад госуд, его роль в защ прав детей, а также права реб как субъекта междунар права. К ввела ряд нов прав: на выживание и развитие; на сохр индив-ти; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях; на физ и психолог восстановление. К призвана созд благопр усл для разв детей ФЗ от 98 «Об осн гарантиях прав детей в РФ». В РФ Сем кодекс РФ 95 (в редакции от 2004г ) Ребенком признается лицо, не достигшее 18л (совершеннолетия), им право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, на воспитание своими род, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, выражать свое мнение при реш в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, на имя, отч и фам, на их изменение, на получение содержания от род, а также суммы, причитающиеся реб в качестве алиментов, пенсий, пособий. При отсутствии род, при лишении их род прав право реб на воспитание в семье обеспеч органом опеки и попечительства, право на общение с род и др родственниками, на защ своих прав и интересов. Права и обязанности род = прав и обязанностей, по воспитанию и образованию детей, по защите прав и интересов детей, род права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, защита род прав, лишение род прав, участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, выявление и устройство детей, оставшихся без попечения род, защ прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, их устройство. Основание и порядок лишения род прав Родители (один из них) м.б. лишены род.прав, если они: уклоняются от выпол. обязанностей род, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;отказываются без уважительных причин взять своего реб из родильного дома (отд) либо из иного леч учр, воспитательного учр, учр соц защ нас/ из др аналогичных учр;злоупотребляют своими род правами;жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;явл больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Гарантии прав детей, ОБПР. содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их чел достоинства, обеспеч. их интересов;причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие соц выплаты;сохр права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищ законодательством; льготы при трудоустройстве, предусмотренные законод-вом о труде, по оконч пребывания в указанных учр. 1. Дети-сироты и дети, ОБПР, получившие осн общее/среднее (полное) общее образов, им право на обуч на курсах по подготовке к поступлению в учр среднего и высшего проф образ без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего проф образ на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов гос власти субъектов РФ. на образование ФЗ «О доп гарантиях по соц поддержке детей-сирот и детей ОБПР», им право на получение первого и второго нач профо обр бесплатно, обучающиеся, зачисляются на полное гос обеспеч. до его окончания,обучающимся фед гос образов учр и выплачивается стипендия, выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по реш Совета образов учр могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образов учр, выпускники фед гос образов учр обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам,, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500р. Доп гарантии прав на имущество и жилое помещение, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образ учр, не им закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), приемная семья, опека и попечительство над детьми [ВСЁ ЭТО ЕСТЬ В СЕМЕЙНОМ КОДЕКСЕ, ТАЩИТЕ ЕГО С СОБОЙ ЕСЛИ ЕСТЬ].

ГАРАНТИИ ОБРАЗОВАНИЯ. В статье 6 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплены дополнительные гарантии права на образование. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также на получение второго начального профессионального образования без взимания платы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.В период обучения по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Вопрос 6. Правовые аспекты социальной работы с инвалидами

Правовой статус личности с ограниченными возможностями в РФ. Установление инвалидности.

Социальные льготы для инвалидов. Социальная поддержка семей, имеющих ребенка-инвалида. Обучение и профессиональная подготовка детей-инвалидов. Федеральные целевые программы.

Установление инвалидности.

Федеральный закон о социальной защите инвалидов в российской федерации 20 июля 1995 года, Статья 1. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Для разв-ия закон-тва о соц. правах И опред. значение имеет Констит. РФ. Ст. 7 закона провозглаш.Р Ф соц. гос-вом, полит. кот. направлена на созд-ие условий, обеспечивающих жизнь и свобод. разв-ие чел. Для такого гос-ва характерны помощь слабым, распределение эконом. благ в духе справед-сти. По Констит.РФ пожилым людям гарант-ся равные со всеми гражд. России соц.права и свободы. Согласно ст. 39 каждому чел. гарантир. соц. обеспеч. как по возрасту, так и в иных случаях, установленных закон-вом. Семья, воспитывающая ребенка-И(лицо, до 18, кот им нарушение здоровья со стойким расстр функций орг, обусловленное заболеваниями, послед-ями травм /дефектами, привод. к огранич жизнед-сти и вызывающее необход. его соц защиты). Фед меры: 1скидка на оплату жилого помещения, комм.2. услуг. 3.Р-И им право на ИПР, дополн беспл мед пом, в т.ч обеспечение по рецептам необх лекарст, 4.право на бесплат. проезд на пригородном железнодорожном транспорте, 5.Д-И им право на получ путевки на санаторно-курортное лечение и оплату проезда к месту лечения и обратно для сопровождающего лица.6. Беспл изгот и ремонт технических средств реаб-ции, протезов, протезно-ортопедических изделий.7.ежем компенсационная выплата неработающему трудоспос. лицу, осуществляющему уход за Р-И до 18(1560 ) Регион меры: 1.льготные займы для улучш жилищ усл, без %. 2.Для Д-И, скидка 50% на проезд автомобильным транспортом общего пользования междугородного сообщения.3. Путевка в санаторий, загородный оздоровительный лагерь, лагерь дневного пребывания. ежем ден выплаты пособие на Д-И 300, пособие на детей-инвалидов из неполных семей 450. Согласно ФЗ «О СЗ И-в в РФ» (95) И - лицо, кт им-т наруш. здоровья со стойким расстройством фу-ций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм/дефектами, привод. к огран. Жизнед-ти и вызывающее необход. его соц защ. В РФ лицо признаётся И-м при проведении МСЭ, исходя из комплексной оценки его состояния здоровья и степени жизнед-ти. Для соц. адаптации И д.б. составлена ИПР. Программа «Соц под И» на 2006-2010. совершенствование деят-ти фед учр МСЭ и учреж. К основополаг док-там мир сообщества относ Всемирн декларация прав ч-ка (1948), М/ународный пакт об эк, соц и культурных правах (1966), Декларация соц прогресса и развития (69), Декларация о правах инвалидов(ООН 71, Декларация о правах умственно отсталых71, Конвенция о правах реб-ка 89, Конвенция и Рекомендация о проф реаб-ции и занятости инвалидов83 ФЗ «О соц обсл граждан пожил возраста и инв-в»95, Ук РФ «О доп мерах гос подд И-в» и «О мерах по формир. доступной для для И-в среды жизнед-ти»92. Соц обсл И. регулир явл одним из направл д-ти по СЗ нас-я, устанавл-т экономич, соц-е и правовые гарантии для И. Право на СО им-т И (в т.ч. дети-И), нуждающиеся в пост/врем-й посторонней помощи. СО вкл в себя сов-ть соц услуг: уход, орг-ция питания, сод-е в получ-и мед., правовой, соц-псих и натуральных видов помощи, в проф подготовке, трудоустройстве, орг-ции досуга; сод-е в орг-ции ритуальных и др услуг, кг предоставл. И на дому или в учр-ях СОФормы СО (в соотв с указанным ФЗ): 1) СО на дому, вкл соц-мед обсл; 2)полустационарн СО в отд-ях днев/ночного пребывания учр-й СО; 3) стационарн СО в стационарн учр-х СО (домах-интернатах, пансионатах и др); 4)срочное СО в целях оказания неотложной помощи разового хар-ра остро нуждающимся в соц поддержке; 5) соц-консультатив пом, направл на адаптациюИ в общ-ве, созд благопр отн-й в 7е. Данная форма ориентир на психол поддержку, активизац И на реш-е собств проблем. В кач-ве одной из мер предусм помощь в обуч-и, профориент и трудоустр И. К гос-м учр-м соц-бытового обсл-я И-в относ дома-интернаты (это медико-соц учрежд-е) для престарелых и И-в (предназн для пост прожив). Др учр-е данного типа - психоневралогич интернат(для пост прожив престар и И-в, страдающ психич хронич заб-ми). В структуре ЦСО предусм налич разл подразделений СО, в т.ч. ОДП для И-в, соц пом на дому, службы срочной соц пом.

Обучение и проф.подготовка. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в российской федерации Статья 9. Понятие реабилитации инвалидов. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

ПРОГРАММА ДЛЯ ПРИМЕРА. Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", включающая подпрограмму "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы" (далее соответственно - Программа, подпрограмма), разработана согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. № 1515-р в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что в Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов (1995 год - 6,3 млн. человек, 2004 год - 11,4 млн. человек). Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые. Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами. Основную долю в общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы - 64 процента. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 80 процентов. Увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Число последних возросло с 453,7 тыс. человек в 1995 году до 613 тыс. человек в 2004 году. Свыше 120 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г. В связи с этим необходимо разработать систему мер, направленную на увеличение количества реабилитированных инвалидов, включая инвалидов боевых действий и военной травмы. В настоящее время лишь в 3 - 5 процентах случаев удается восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности у этой категории граждан. Только 15 процентов инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в профессиональную деятельность.Для создания в стране полноценной системы комплексной реабилитации инвалидов и интеграции их в общество необходимы выполнение объемных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов и координация усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, что возможно только при использовании программно-целевого метода. Для повышения качества и увеличения объема услуг по реабилитации и интеграции инвалидов необходимы совершенствование деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, формирование системы комплексной многопрофильной реабилитации, реализация мероприятий по обеспечению для инвалидов беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, расширение производства современных технических средств реабилитации. Реализация этих мер создаст условия для сокращения численности инвалидов и возвращения ежегодно к профессиональной, общественной и бытовой деятельности 150 - 160 тыс. инвалидов. Негативное влияние на результаты реализации Программы могут оказать ухудшение социально-экономической ситуации в стране, крупные техногенные аварии и экологические катастрофы, ведущие к значительному увеличению количества граждан, ставших инвалидами. Программа является продолжением федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 г. № 36, в ходе реализации которой были заложены основы систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, развития реабилитационной индустрии. В результате реализации указанной программы более 571,2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной деятельности.

Вопрос 7. Правовые аспекты социальной работы с осужденными

Основные права и обязанности осужденных. Гарантии прав осужденных в РФ. Учреждения, органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью. Исправительные учреждения для лиц, осужденных к лишению свободы: режим и условия отбывания наказания.

Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных. Воспитательная работа с осужденными. Особенности работы с осужденными в воспитательных колониях. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания.

СР-та в уголовно-исполнительной системе это особый вид деятельности. Особенность эта прежде всего обусловлена тем, что работа проводится с осужденными, которые также являются гражданами Российской Федерации, совершившие преступления и отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях УИС Минюста России. Правовые аспекты социальной работы с осужденными содержатся не только в Конституции, но и в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Так в части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации говорится о том, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе. Закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе этой задачи косвенно закрепляет и аналогичное направление социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительной системе. Так, осужденному к лишению свободы по крайней мере трижды приходится переживать весьма сложные адаптивные ситуации, каждый раз заново приспосабливаясь:а) к требованиям режима в исправительных учреждениях, к среде осужденных, материальным и бытовым ограничениям;б) при изменении вида исправительного учреждения; в) в связи с освобождением осужденного из исправительного учреждения.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, ГАРАНТИИ. В УИК РФ говорится и о таком направлении социальной работы, как социальное обеспечение и социальная поддержка осужденных. Так, в части 7 статьи 12 УИК РФ говорится о том, что «осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации». В соответствии со статьей 98 осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам на общих основаниях. Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормилица и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом выплата пенсий осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. Осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В УИК РФ отражено и закреплено и такое важное направление социальной работы, как восстановление, сохранение и поддержание социально-полезных связей осужденным с внешним миром. В соответствии со статьей 91 УИК РФ, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Осуждённые также вправе получать денежные переводы и отправлять денежные переводы близким родственникам, а с разрешения администрации исправительного учреждения – иным лицам». Нельзя оставить без внимания и такой аспект социальной работы, как медико-санитарное обеспечение осужденных. В соответствии со статьей 101 УИК РФ, в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, и администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение требований, обеспечивающих их охрану здоровью. В Уголовно-исполнительном кодексе уделяется внимание профессиональному образованию и профессиональной подготовке осужденных к лишению свободы. В соответствии с пунктом 1 статьи 98 УИК РФ, осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам. Согласно Постановлению осужденным выплачиваются следующие пособия по обязательному государственному социальному страхованию: а) по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);б) по беременности и родам; в) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель); г) единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении); д) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (в случае отбывания наказания в колониях - поселениях). (пп. "д" введен Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 586) В Уголовно-исполнительном кодексе также можно выделить и такие нормы, которые являются правовой основой такого важного направления социальной работы, как подготовка осужденных к освобождению. Так в соответствии со статьей 180 УИК РФ:за 6 месяцев до истечения срока лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.С осужденным проводится воспитательная работа Осужденные, инвалиды первой и второй группы, а также мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелы. Освобождению от отбывания наказания предшествует большая подготовительная работа, осуществляемая администрацией учреждений УИС, территориальными органами внутренних дел в тесном контакте с органами местного самоуправления по предлагаемому месту жизни и работы освобождаемого. Правовые основы социальной работы с осужденными УИС закреплены и в других ведомственных нормативно-правовых актах. Так, Приказ Минюста России от 30 марта 2000 года № 41 «Об утверждении типовых структур и штатов подразделений УИС Минюста России» впервые ввел в структуру исправительной колонии «группу социальной защиты и учета трудового стажа осужденных», и утвердил следующие виды должностей: старший инспектор по трудовому и бытовому обеспечению и инспектора по учету трудового стажа осужденных. Приказом ГУИН Минюста России от 5 апреля 2001года №59 «О внесении изменений и дополнений в приказ ГУИН Минюста России от 30 марта 2000 года №41» в штат исправительной колонии была введена должность старшего специалиста по социальной работе, из расчёта один старший специалист на 300-400 осужденных. А Приказ Минюста России от 28 марта 2002 года №73 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения» закрепляет правовые основы социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительной системе.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными приняты 30 августа 1955 года I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Федеральный закон от 21 июня 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Федеральный закон от 28 июля 1991 года № 1499-1 (ред. от 29.05.2002) «О медицинском страховании граждан в РСФСР».

Федеральный Закон от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год».

В сооствет с исправ труд законодат в исправ труд колониях осуществ всеобщее сред образов, что имеет несомнен соц значимость для осужденных

-повыш их соц статус

-препятствует интелек и культ диградации, кот подвержены большинство попавших в заключ

-открыв больш возмож реализ внутр потенциалов, способствует развитию навыков прогнозир собствен поведения

-помогает выробатотать адекв самооценку


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: