Первое исследование микрогенеза восприятия и опознания было проведено выдающимся русским психологом Н. Н. Ланге, который экспериментально выявил процесс последовательной конкретизации знания о предъявленном стимуле на протяжении одного акта восприятия. Н. Н. Ланге сформулировал следующий принцип, названный им законом перцепции: «Процесс всякого восприятия состоит в чрезвычайно быстрой смене целого ряда моментов или ступеней, причем каждая предыдущая ступень представляет психическое состояние менее конкрет-
1 Понятия «образ» и «целостный образ» для нас синонимы. Но поскольку «образ» понимается нередко более широко, вносится уточнение — «целостный образ».
Проблемы опознания 313
ного, более общего характера, а каждая следующая — более частного и дифференцированной» [28, с. 9].
Однако после исследований Н. Н. Ланге осталось все же неясным, насколько широк диапазон действия «закона перцепции». Можно ли, например, считать, что даже процесс опознания элементарных признаков (таких, как угол наклона отрезка) тоже проходит через ряд стадий в направлении все более конкретного отражения этих признаков. В работах Н. Н. Ланге не был также рассмотрен микрогенетический аспект проблемы «целое и элементы» с учетом того, что на завершающей фазе опознания хорошо знакомого объекта формируется целостный и притом достаточно дифференцированный его образ. И наконец, не было выяснено, какие механизмы (а это могут быть весьма разные по своей структуре механизмы (см. ниже) лежат в основе последовательной конкретизации воспринимаемого стимула.
|
|
Для большей четкости рассмотрения этих и других вопросов будем далее анализировать микрогенез опознания многомерных стимулов в двух аспектах. Первый из них — это исследование этапов и линий решения чисто идентификационных задач, примером которых может служить задача «memory seurch» (поиск в памяти следа, соответствующего предъявленному стимулу). Второй, более широкий аспект исследования— это анализ микрогенеза восприятия в целом, включая такие существенные его компоненты, как формирование перцептивных образов.
Остановимся на наиболее важных работах, относящихся к первому аспекту исследования. Представляют большой интерес фазы опознания при затрудненных условиях восприятия, выделенные Дж. Брунером [1]. Процесс восприятия понимается Дж. Брунером как выдвижение и проверка гипотез о принадлежности предъявленного объекта к той или иной категории. На первом этапе восприятия объект категорируется просто как «предмет», «звук» или «движение». На втором этапе он воспринимается как принадлежащий какой-то конкретной предметной категории, но у наблюдателя еще нет уверенности в том, что это именно данный предмет, а не другой. Поэтому на следующем этапе ищутся дополнительные признаки, с помощью которых можно было бы подтвердить произведенную в предположительном плане идентификацию. В итоге принимается окончательное решение о категориальной принадлежности воспринимаемого объекта.
|
|
Выделенные Дж. Брунером фазы непосредственно относятся к тем условиям, где восприятие затруднено (плохие условия освещения, краткая экспозиция стимула и т. п.). Имеются ли аналогичные фазы узнавания при благоприятных условиях восприятия? Происходит ли я в этом случае сначала лишь пробная (гипотетическая) категоризация, подтверждаемая или не подтверждаемая в дальнейшем новой информацией? Является ли эта информация новыми, дополнительно выявленными признаками или носит какой-то иной характер? Этих вопросов мы коснемся при рассмотрении статистической модели опознания.
Характеристика опознавательного процесса, данная Дж. Брунером, страдает известной неполнотой: не указано, как организованы (в том числе на неосознанном уровне восприятия) процессы сличения с зафиксированными в памяти опознавательными признаками разных категорий, в результате которых в объекте обнаруживается один из них, служащий основанием для выдвижения гипотезы. Перейдем к анализу работ, в которых весь ход опознавательного процесса описан с гораздо большей полнотой и точностью, чем у Дж. Брунера. Основываясь на данных, полученных еще в лаборатории В. Вундта, а также на результатах многих современных исследований, В. Хик сформулировал поло-
314 Проблемы опознания
жение о том, что в условиях равной вероятности предъявляемых стимулов время реакции при опознании стимула растет в линейной зависимости от количества полученной информации, или, что равнозначно, от Iog2«, где га —число альтернативных стимулов [69]. На этой основе он предположил, что процесс узнавания предъявленного стимула, точнее, процесс сравнения с записанными в памяти стимулами, происходит с помощью дихотомически построенного дерева признаков путем последовательных дихотомических операций выбора.
Однако имеются серьезные основания считать такую модель дискуссионной или в лучшем случае относящейся к узкому кругу условий. Во-первых, в ряде экспериментов, когда п было больше 5—9, отмеченная В. Хиком закономерность не наблюдалась: рост ВР либо отсутствовал, либо был очень небольшим [87; 50]. Было убедительно показано, что случаи возрастания ВР при росте числа альтернатив (за пределами кратковременной памяти) наблюдаются лишь тогда, когда рост числа альтернатив сопровождается ухудшением их различимости [50]. Во-вторых, во многих экспериментах в результате тренировки разница между временем узнавания при большем и меньшем п исчезала * как в условиях превышения объема кратковременной памяти, так и в иных случаях,[44; 71; 77; 36]. В-третьих, кажется неправдоподобным, что после ознакомления с алфавитом стимулов испытуемый так быстро создает для них четкую, построенную на дихотомическом принципе классификацию, что она может использоваться уже в первых опытах.
Обсуждавшиеся факты невозможно понять, если не признать — в каких-то границах — возможность одновременного участия ряда следов в обработке поступающей информации. Очевидно, что этой гипотезе не противоречит факт возрастания времени опознания при увеличении числа альтернатив от двух до шести — девяти. Он может быть объяснен влиянием состояния ожидания, в котором -находится испытуемый перед предъявлением тест-стимула. В работах Т. Н. Ушаковой [45] и Н. И. Чуприковой [50; 51] выдвинуто предположение о том, что с увеличением числа ожидаемых альтернативных стимулов уменьшается степень преднастройки (предактивации) их следов, с физиологической точки зрения — понижается уровень фоновой возбудимости соответствующих мозговых структур. Когда число разных возможных стимулов превосходит размеры объема непосредственной памяти и вместе с тем объема внимания, факторы субъективного ожидания теряют свою роль2. Отсюда независимость времени опознания от увеличения числа альтернатив, когда это число превышает объем непосредственной памяти. [50; 51].
|
|
Другая нейрофизиологическая, интерпретация, тоже не соответствующая модели В. Хика, предложена А. Н. Лебедевым [14; 71]. Учитывая волнообразные колебания нейронной активности, автор предположил, что нейроны, хранящие информацию об ожидаемых стимулах, участвуют в идентификационных процессах не все одновременно, а с некоторым сдвигом во времени, вызванным тем, что фазы их наивысшей возбудимости (необходимой для акта сличения) по времени не совпадают. Это создает задержки в опознании предъявленного стимула, тем большие, чем больше число ожидаемых стимулов. Совместно с В. А. Луцким автор составил уравнение, включающее в себя наряду с п (числом альтернатив)
1 В некоторых экспериментах она становилась настолько малой, что ее трудно
было интерпретировать в ранках гипотезы о последовательных дихотомических операциях [35].
2 Мы не затрагиваем здесь тот случай, когда один из стимулов предъявляется
гораздо чаще, чей другие-
Проблемы опознания 315
и нейрофизиологические константы: период α-ритма и относительную рефрактерность. С помощью этого уравнения можно было хорошо интерпретировать и прогнозировать зависимость времени опознания от п, в том числе и тот факт, что при больших значениях п прирост времени опознания становится незначительным.
Следует отметить, что гипотезе параллельного сличения (в ее строгом варианте или с учетом задержки тех или иных операций сличения) не противоречит наблюдавшаяся В. Хнком и другими авторами линейная зависимость времени опознания от log п. В работах Р. Аткинсона с соавторами [59; 60], Дж. Таунсенда [92] и Б. Мюрдока [78] показано, что не только при последовательных, но и при параллельных процессах сличения может иметь место линейная зависимость времени опознания от я. В данном случае n —это число стимулов заданного набора, который испытуемый должен отличать от всех других отрицательных стимулов (см. ниже). Отталкиваясь от этих работ, можно прийти к выводу, что в ситуации множественного выбора линейная зависимость времени опознания от log n возможна и при параллельно протекающих процессах сличения.
|
|
Механизм одновременного, параллельного участия ряда следов в опознавательном процессе предполагается многими авторами (У. Найсер [79]; Г. Хокннс [67]; Р. Линдсэй н Дж. Линдсэй [72]; М. С. Шехтер [53; 56]; Р. М- Грановская [II]; и др.). В. Д. Глезер признает возможность одновременного протекания идентификационных операций только для простых пространственных признаков, таких, как ориентация линии, местоположение объекта, его величина и т. п. [8; 9]. В литературе рассматриваются как строго параллельные процессы, так и процессы, частично перекрывающиеся во времени. Анализируются разные структуры параллельного сличения [36; 53].
При параллельном сличении так же, как и при другом механизме, на опознавательный процесс, по-видимому, оказывают влияние вероятностные факторы: интенсивнее участвуют в опознавательном процессе те эталоны, которые представляют в памяти часто предъявляемые стимулы.
Наиболее трудный вопрос: как протекает опознавательный процесс в ситуациях с очень большим числом возможных альтернативных исходов, например с 50—100 исходами? Одно из возможных предположений состоит в том, что вся структура опознавания включает в себя небольшое число —две-три последовательно действующие субструктуры, каждая из которых функционирует по принципу параллельного сличения следов с поступающей перцептивной информацией. Из упрощенной схемы, представленной на рис. 7, видно, что ситуация из 64 альтерната решается с помощью всего лишь двух последовательных «туров» сличений, каждый из которых представляет собой ряд процессов, протекающих одновременно друг с другом. В первом «туре» определяется широкий, а во втором —достаточно узкий, конкретный класс, к которому от носится предъявленный стимул.
В целом эта гипотеза экспериментально еще не доказана, но ее от дельные элементы хорошо обоснованы. Так, в наших экспериментах проведенных совместно с А. Я- Потаповой и Ф. С. Ясской, выяснилось что, по крайней мере, на первом уровне данной системы процессы сличения протекают параллельно друг другу [36; 57].
Самый простой тип опознавательного процесса, развивающегося m указанной схеме, основан на последовательном использовании ряд; признаков: сначала происходит выбор из нескольких возможных в дан ной ситуации вариантов признака а, потом — из вариантов признака) и т. д. Более сложным и вместе с тем гораздо более эффективным является такой ход процесса, когда на каждом ярусе дерева происходи1 выбор не из вариантов одного признака, а из нескольких целостны: образов, интегрирующих в себе разные воспринимаемые признак] предъявленного объекта. Так, можно представить, что наша схема отражает иерархическую систему целостных образов-эталонов, где альтернативы первого яруса — это целостные образы первого уровня обобщенности, альтернативы второго яруса — целостные образы второго уровня
обобщенности (фактически — конкретизированные образы предыдущего уровня) и т. д. [54; 56]. В этом случае число этапов опознания существенно меньше, чем число релевантных признаков, и гораздо быстрее определяется относительно узкая поисковая область, внутри которой находится опознаваемый объект. Например, определяется «схема» предъявленного визуального объекта: фигура имеет П-образный (или в других случаях Т-образный, Х-образный и т. д.) характер.
В одной из наших работ [56] теоретически показано, что при такой структуре опознавательного процесса время опознания может не увеличиваться даже при значительном росте числа альтернатив, например от 8 до 64. Но такая стабиль-
ность времени опознания возможна только при включении обоих уровней рассматриваемой системы. Когда же совершается переход от работы этой системы на уровне только первого ее этажа к полной ее нагрузке, то неизбежен «подскок» времени опознания, что можно пояснить следующим примером. Допустим, что в одном эксперименте испытуемому предъявляют для опознания буквы К, О и Э (каждый раз одну букву), а в другом эксперименте — буквы К, X. О, Q, Э, 3. Тогда при работе рассматриваемого механизма опознаний в первом случае совершается на нижнем этапе данной системы, а во втором случае — лишь на верхнем ее этаже (например, сначала определяется, что предъявленная буква К-подобна, а потом, что она является буквой X).
На втором ярусе дерева альтернативные варианты, из которых делается выбор, неизбежно более близки друг к другу, чем на первом. Поэтому в ряде случаев их различимость существенно ухудшается. Это может вызвать замедление параллельно протекающих операций сличения и в крайних случаях даже переход к последовательным операциям сличения (в пределах второго яруса). Данные о таком влиянии фактора различимости на опознавательный процесс имеются в работах Н. И. Чуприковой [50] и В. Г. Куликова [27].
Одной из необходимых линий проверки изложенной гипотезы и ее применимости, по крайней мере, в тех условиях, где ожидаемые стимулы четко группируются в классы, подклассы этих классов и т. д., является исследование кривой зависимости времени опознания от числа альтернативных стимулов. Если верна схема, показанная на рис. 7, то сначала кривая должна идти плавно (либо горизонтально, либо под небольшим углом), при переходе к двухэтапному опознанию — круто подниматься и затем снова идти плавно. Если альтернативы второго яруса дерева различимы хуже, чем альтернативы первого яруса, то угол наклона кривой на последнем ее участке должен превышать угол ее наклона на первом участке.
В литературе высказывалось предположение о том, что опознание может совершаться не только на основе классификационного дерева, но после известной тренировки и путем прямого соотнесения эталонов всех альтернатив с перцептивной информацией [8; 53; 79]. Это соотнесение является прямым в том смысле, что оно не требует предварительного выбора (с помощью операций сличения) одного из крупных классов, в которые группируются альтернативные стимулы данного алфавита.
Проблемы опознания 317
По такому принципу осуществляется опознавательный процесс в модели «Пандемониум», предложенной О. Селфриджем [88] и хорошо проанализированной в работах У. Найсера [79], П. Линдсея и Д. Нормана [30]. Предъявленное изображение тестируется одновременно многими детекторами разнообразных стимульных признаков. Например, один из детекторов устанавливает, имеются ли в предъявленной букве острые углы, другой, независимо от него, выясняет, содержит ли буква параллельные прямые, и т. п. Эти, по выражению автора, «демоны» выделения признаков передают (тоже независимо друг от друга) информацию об обнаруженных признаках детекторам вышестоящего уровня. Каждый такой детектор отвечает за обнаружение комплекса признаков, специфического для данного класса, скажем для буквы Л. Детектор такого рода — демон опознания, получая информацию о наличии в объекте «своих» признаков, сигнализирует об этом структурам следующего уровня; он «кричит> тем сильнее, чем больше своих признаков им обнаружено. Устанавливается, который из сигнализирующих детекторов «кричит» сильнее других, н на этой основе определяется класс, к которому относится предъявленный стимул. Хотя данная система является многоуровневой, можно говорить о прямом включении эталонов (специализированных детекторов второго уровня) в опознавательный процесс в том смысле, что это включение не требует движения по классификационному дереву и выбора на первом же его ярусе того класса, к которому относится данная конкретная альтернатива (в нашем примере — буква А).
Один из главных доводов в пользу существования неклассификационного способа опознания, иногда называемого эталонным1 [9], состоит в том, что во многих экспериментах после известной тренировки время опознания переставало зависеть от числа ожидаемых альтернативных стимулов [77; 79; 44]. Этот факт становится понятным, если предположить, что в ходе обучения формируется способность к одновременному, параллельному сличению эталонов многочисленных стимулов с полученной перцепцией.
На первый взгляд некоторые факты совместимы только с гипотезой об опознании на основе классификационного дерева н не совместимы с предположением о прямом сличении эталонов с перцептивной информацией. Известно, что при недостаточном времени экспозиции тест-объекта или при затрудненных условиях его видения (плохая фокусировка, большая дистанция наблюдения и т. д.) демонстрируемый объект квалифицируется сначала слишком обобщенно. В дальнейшем же, по мере увеличения времени экспозиции или улучшения условий видения, категоризация становится все более узкой н специфической (см.: И. М. Соловьев [43]; Дж. Брунер [1]; Б. Ф. Ломов [31; 32]; В. Ф. Рубахин [40]; и др.). На первый взгляд эта закономерность недвусмысленно свидетельствует о том, что сначала в опознавательный процесс включаются эталоны каких-то широких классов, затем — более узких классов (входящих в выбранный широкий класс) и т. д.2. Однако возможна и другая интерпретация. Можно представить, что уже с самого начала в процесс сличения включаются эталоны тех конкретных классов, которые составляют алфавит альтернатив данной ситуации. Основываясь на статистической модели опознания (о которой речь пойдет особо), можно предположить, что в ходе опознания совершаются неоднократные
1. Это название мало удачно, так как эталоны, в той числе и целостные, участвуют в процессах опознания даже при использовании классификационного дерева.
2 Конкретизация может основываться также на дереве признаков.
318 Проблемы опознания
статистические оценки воспринимаемого стимула. На начальных стадиях восприятия, когда выборка оцениваемой перцепции еще слишком мала, выявленная степень сходства стимула и эталона, который объективно ему соответствует, тоже очень невелика. Поэтому и многие другие, неадекватные эталоны (относящиеся к другим классам) оказываются в такой же или почти такой же степени сходными с воспринимаемым стимулом. Если на этой стадии принимается решение о классе, в который входит предъявленный стимул, то такая категоризация неизбежно является слишком широкой, неспецифической, что и проявляется в экспериментах. В дальнейшем, по мере роста оцениваемой выборки, устанавливается все большее соответствие стимула и адекватного ему эталона, сужается круг эталонов, обладающих такой мерой сходства с воспринимаемым стимулом, и, как результат, круг классов, к которым относится этот стимул. В конце концов степень сходства, о которой идет речь, становится достаточно большой и другие эталоны явно начинают уступать данному в этом отношении. Тогда предъявленный объект включается только в один из альтернативных классов, составляющих алфавит, и опознавательный процесс на этом заканчивается. Понятно, что он продолжается тем дольше, чем ближе друг к другу дифференцируемые альтернативы'.
Таким образом, если сличение совершается не на основе иерархически построенной системы эталонов (представляющих широкие классы стимулов, их подклассы и т. д.), а путем прямого соотнесения эталонов данного уровня с перцептивной информацией, то в эксперименте тоже может наблюдаться все большая конкретизация категориальных характеристик стимула по ходу восприятия.
Какие же выводы следуют из анализа механизмов опознавания в многоальтернативных ситуациях?
1. Механизм опознания на основе последовательных бинарных операций выбора маловероятен. Эта гипотеза Правомерна по отношению к первым этапам обучения, но и в этом случае для ее аргументации требуются значительно более веские доводы, чем те, которые выдвигались в литературе.
2. Заслуживает внимания гипотеза о том, что опознание совершается
с помощью многоветвистого классификационного «дерева», на каждом
ярусе которого операции сличения совершаются во времени параллель
но. Этот механизм наиболее эффективен в случае, когда альтернативы,
из которых на каждом ярусе дерева делается выбор, представляют собой не варианты отдельных опознавательных признаков, а целостные, интегральные перцептивные единицы.
3. По крайней мере, в ряде случаев после тренировки опознание совершается путем прямого (без опоры на указанное классификационное
дерево) соотнесения эталонов альтернативных стимулов с перцептивной
информацией. Однако эта гипотеза правомерна при двух допущениях:
1) необходимая степень сходства между одним из эталонов и предъявленным стимулом устанавливается после ряда повторяющихся, все более точных оценок воспринимаемого стимула; 2) на этот процесс влияет величина различия между стимулами алфавита и их вероятностные характеристики.
Эти выводы и предшествующий им анализ относятся прежде всего к тем ситуациям, где каждому из опознаваемых стимулов (классов стимулов) соответствует отдельный, специфический для него ответ испытуемого (речевой или двигательный).
1 Отметим, что их вероятностные характеристики тоже оказывают свое влияние на опознание — тем большее, чем меньше различаются между собой альтернативы.
Проблемы опознания 319
Однако возможна и другая ситуация, в которой один и тот же ответ соответствует разным стимулам, не имеющим общих, специфических для них (н притом перцептивно выраженных) признаков. Допустим, испытуемый отвечает одной и той же двигательной реакцией на любую букву из набора А, В, К, П, Р, С, Т, У. Другой реакцией он отвечает на любые другие буквы. Такую ситуацию кратко вызывают «много:!» (многим сигналам соответствует одни ответ) [97].
В психологин опознания центральным предметом исследования являются механизмы опознавательного процесса в первой из указанных ситуаций. Поэтому мы уделили им большое внимание. Исследования опознания во второй ситуации тоже немаловажны и в некоторых своих элементах совпадают с работами первой группы. Однако в рамках данного раздела статьи трудно даже кратко изложить и прокомментировать результаты экспериментов по схеме <много:1». Читатель может обратиться к работам С. Стернберга [90], Э. Смита [89], Р. Никкерсона [80], Р. Аткинсона (60], Г. Гайслера [66], а также к другим работам [81; 36; 14], где эти результаты излагаются и дискутируются.
Перейдем теперь к результатам, полученным в рамках второго, более широкого аспекта исследования (см. выше). На основании исследований Б. Ф. Ломова [31; 32], Б. Ф. Рубахнна [40; 15], В. П. Зинченко [19; 10], Б. М. Величковского [2; 3] и других работ [21] можно выделить две важные линии микрогенеза опознания, подробно рассмотренные в [56]. Первая из них — это челночнообразный процесс переходов от формирования перцептивных образов к классификационным процессам и обратно. Речь идет о следующем. Процессы сличения с эталонами памяти могут осуществляться лишь после того, как полученная перцепция приобретет определенную степень оформленности [21]. На основе до какой-то степени сформированного образа с помощью операций сличения происходит выбор одного из широких классов, в который входит предъявленный объект. Дальнейшее развитие опознавательного процесса — переход к процессам сличения с эталонами подклассов выбранного класса — невозможно, пока текущий образ не обретет ту степень дифференцнрованности, которая характеризует эталоны этих подклассов. Поэтому происходит «доформирование», уточнение текущего образа. Оно совершается благодаря операциям идентификации отдельных элементов предъявленного объекта я синтезирования уточненных элементов в одно интегральное перцептивное образование. Уточненный образ составляет основу для процессов сличения следующего уровня. Этот циклический процесс опознания рассмотрен в работах Б. Ф. Рубахина [40; 15] и М. С. Шехтера [56].
Вторая линия микрогенеза — это преобразования аналитико-синтетического характера. При рассмотрении проблемы одномоментного опознания отмечалось, что целостная перцептивная характеристика какого-либо класса (подкласса) стимулов является свойством системы, которую образуют воспринятые и взаимодействующие друг с другом признаки. Возникает вопрос: существует ли такая микрогенетическая стадия опознания, когда признаки уже восприняты, но еще не образовали указанную выше систему, порождающую феномен целостности? Иначе говоря, предшествует ли фазе целостного перцептивного отображения объекта стадия аналитического, дискретного его отражения в виде группы обнаруженных признаков?
Рассмотрим некоторые нейрофизиологические работы. Согласно гипотезе Ю. Конорски, основывающейся на данных Л. Хьюбела и Т. Визела [70], нейроны, обнаруживающие отдельные признаки зрительных стимулов, конвергируют на нейроны более высокого уровня. Каждый такой нейрон, который называется автором гностическим, настроен на какой-то определенный и специфический для данного класса набор признаков, при наличии которого он отвечает наиболее сильной реакцией.
320 Проблемы опознания
Важная деталь заключается в том, что гностический нейрон реагирует не просто на комплекс импульсов-сообщений (поступающих от нейронов предыдущего уровня), а на некоторый их «интегрированный паттерн», в котором эти импульсы слиты в одну неразлагаемую единицу. Поэтому гностический нейрон, по словам Ю. Конорски, «как бы не знает», из каких элементов этот паттерн синтезирован.
Концепция 10. Конорски по существу является представлением о возможных нейрофизиологических механизмах ОСЦЭ. Особо надо под-. черкнуть, что, согласно гипотезе Ю. Конорски, сенсорные отображения отдельных признаков стимулов существуют до возникновения целостных перцептивных образов. Последние возникают как продукт определенных синтезирующих операций с простыми перцептивными элементами. Такой подход реализован и в других моделях, имеющих своей целью отразить целостность восприятия (см., например: С. Дейч [12]).
Является ли стадия дискретного, аналитического отображения, о котором идет речь, исходной, начальной стадией восприятия? Безусловно, нет. Мы имеем в виду, во-первых, тот факт, что в момент обнаружения предъявленного объекта его признаки человеку неясны [28, 2]; во-вторых, то, что сначала форма объекта отражается как некоторое глобальное целое, не расчлененное внутри себя, не проанализированное в своих элементах. Физиологически это поточечная проекция стимула на сетчатке и на уровне наружного коленчатого тела, создающая экранное отображение [29].
Следовательно, восприятие формы объекта с момента, как он выделен из фона, характеризуется тремя основными стадиями: 1) восприятием данной формы как нерасчлененного внутри себя целого, как синкретического образования; 2) выделением и оценкой элементов, составляющих данную форму1; 3) интегрированием выделенных элементов в одно неразлагаемое перцептивное образование и его оценкой с помощью выработанных эталонов памяти.
Таким образом, на третьей стадии снова имеется целостность, но уже более высокого порядка. Она является свойством системы выделенных, идентифицированных элементов и, следовательно, существенно отличается от первоначальной целостности. В этом выражается диалектика микрогенетического развития восприятия «по спирали».
* * *
Исследуя проблемы микрогенеза опознания, необходимо рассмотреть следующий вопрос: как совершается сличение какой-либо зафиксированной в памяти единицы с неразлагаемым эталоном памяти (будь это отдельный простой признак или интегральный образ) — как один акт или как серия повторяющихся оценок, дающих все более точный результат?
При ответе на этот вопрос необходимо учитывать всю совокупность фактов, полученных в экспериментах по опознанию одномерных стимулов: снижение точности опознания при уменьшении времени тахистоскопической экспозиции, увеличение в этих условиях числа неопределенных или слишком общих ответов, повышение тахистоскопического порога опознания и ВР при сокращении величины различия между стимулами
1 Элементы понимаются здесь в широком значении этого слова: имеются в виду не только участки контура, но и взаимоотношения между ними, не только локальные, но н тотальные признаки (см. об этом [57]).
используемого алфавита, характер соотношения между временем и точностью ответов и т. п. [63; 26; 32; 22; 55; 56].
Этот большой комплекс фактов наиболее удачно интерпретируется с помощью
модели М. Стоуна [91], который, опираясь на метод последовательного анализа А. Вальда, описал опознавательный процесс как процесс последовательного статистического решения1. Изложим эту модель применительно к той ситуации, в которой испытуемый должен различать некоторый стимул-эталон (S+) и отрицательные отклоняющиеся от него стимулы (S_) 2.
Предполагается, что в процессе опознания осуществляется ряд последовательных наблюдений, или, лучше сказать, измерений, воспринимаемого стимула. Полученные сенсорные данные оцениваются статистически. Это становится возможным благодаря тому, что стимулам «+» и «—» соответствуют зафиксированные в памяти разные распределения наблюдений (измерений), перекрывающие друг друга. Для каждого 1-того наблюдения вычисляется «отношение правдоподобия»:
где ω (х i / S+) — плотность вероятности данного наблюдения при условии, что предъявлен стимул «+», а со (Xi/S-) — аналогичная плотность вероятности при условии, что предъявлен стимул «—». Для выборки наблюдений соответственно определяется λ (m) >, где m — число независимых наблюдений.
Оценка предъявленного стимула производится следующим образом. Если Wm> равна или больше критической величины А, то принимается решение в пользу стимула «+» (рис. 8). Если λ (m) равна или меньше величины В (В<А), то принимается решение в пользу «—». Наконец, если λ (m) находится в промежутке между А и В, то решение не принимается. Величины А к Б называются отсечениями, а интервал между ними — областью неопределенности (рис. 8).
Статистические оценки выборок и, значит, воспринимаемого стимула производятся неоднократно. Целесообразность такого многократного тестирования состоит в том, что каждая следующая оценка сенсорных данных опирается на более представительную их выборку: чем восприятие продолжительнее, тем большее число сенсорных данных накапливается и обрабатывается в сенсорной системе. Поэтому с каждой новой оценкой возрастают шансы получить статистически достоверный результат, т. е. λ (m) , застигшую отсечения. Эта величина, которая сначала находится в области неопределенности, по мере того как выборки растут, все больше приближается к отсечению А (если стимул положительный) или к отсечению Б (если он отрицательный). Когда она достигает одного из отсечений, опознавательная задача решается.
В зависимости от величины различия между стимулами «+» и «—», а также от других факторов, отсечения А и Б могут менять свое положение на оси К уменьшая или увеличивая зону неопределенности и соответственно ускоряя или замедляя опознавательный процесс. Модель
1 Ниже мы увидим, что объяснение некоторых из этих фактов на основе данной модели связано все же с определенными трудностями.
1 Такая ситуация является как бы клеточкой всякого опознавательного процесса, включая опознание при множественном выборе [53].
322 Проблемы опознания
легко объясняет также, почему при данной, фиксированной величине различия между дифференцируемыми стимулами увеличение времени опознания сокращает (например, в тахистоскопическом эксперименте) число ошибочных ответов. Интерпретация на основе рассматриваемой модели многих других экспериментальных фактов содержится в работах [89; 63; 22; 23; 55; 56].
Более сложной является, однако, интерпретация следующего факта, который в работе М. Стоуна не анализировался. Если опознавательный процесс обрывается (например, из-за кратковременности экспозиции), то наблюдатель, не решив основную задачу, все же как-то характеризует предъявленный стимул, описывая его слишком обобщенно. Так, в тахистоскопических экспериментах М. Е. Киссина, где требовалось различать вертикальную линию (0°) от линий другой ориентации (6, 12, 18, 24, 30°), испытуемые, не решив основную задачу, все же могли указать некоторую зону, к которой относился предъявленный стимул.
Каковы механизмы такой зональной, обобщенной оценки предъявленного стимула? Для ответа на этот важный, но пока не решенный вопрос необходимо выбрать одну из двух гипотез, рассматриваемых в [55; 22]: 1) каждая выборка наблюдений оценивается не только в рамках решения основной разделительной задачи, но и дополнительно в рамках решений более грубых разделительных задач, где альтернативами являются зоны значений данного признака (допустим, в нашем случае: 0—12° н 18—30°); механизмы тонкой и грубой оценок «работают» либо одновременно, либо последовательно; во втором случае приближенная оценка стимула производится на каждой фазе после неудачной попытки оценить его точно; 2) выборки наблюдений оцениваются сначала в плане выбора одной из грубых зональных альтернатив, а затем все более тонких. На последней фазе; опознавательного процесса решается основная, наиболее трудная разделительная задача. Такой механизм фактически работает по схеме известного нам классификационного дерева. Он может быть интерпретирован в рамках модели М. Стоуна только при ее модификации.
Рассматривая эти и другие вопросы механизмов опознания одномерных стимулов, надо иметь в виду, что обобщенность зональных ответов весьма невелика. Так, решая задачу «вертикаль — невертикаль», испытуемые в большинстве случаев указывают диапазон 0—12° и в редких случаях —0—18°. Более широкие диапазоны не указываются даже при самом минимальном времени экспозиции. Этот факт, видимо, связан со свойствами зрительных образов элементарных тест - объектов, с - относительно небольшой расплывчатостью этих образов, с их «узостью» и т. д. (см. [22]). В свою очередь такой характер зрительных образов свидетельствует о сравнительно небольшой обобщенности сенсорных эталонов, участвующих в процессах сличения.
Сопоставим статистические модели опознания с представлениями Ж. Пиаже о процессе восприятия линии [46]. Согласно этой гипотезе, образ линии и оценка ее длины формируются не скачком, а последовательно в микроннтервалы времени, в результате ряда «встреч» элементов стимула с рецептором. Число таких встреч за каждый данный период времени определяется статистическими законами. Как по теории Ж- Пиаже, так и по статистической теории, при увеличении времени восприятия растет получаемая информация; число «встреч» и число «сенсорных данных». Кроме того, согласно обоим представлениям, статистические закономерности восприятия неизбежно порождают ошибочные перцептивные оценки, которые уменьшаются при увеличении длительности восприятия.
Итак, анализ процесса опознания элементарных стимулов, оцениваемых по одному признаку (причем неразложимому на более простые
Проблемы опознания 323
свойства), показывает, что этот процесс не совершается как один акт, а проходит фазы постепенного развития знания о предъявленном стимуле: осуществляется ряд последовательных оценок стимула, дающих все более точный результат.
Этот вывод логично распространить на ту ситуацию, когда по условиям опыта стимулы являются многомерными, но оцениваются субъектом (на стадии симультанного опознания) как неразлагаемые единицы. В этой ситуации стимулы являются как бы субъективно одномерными, что существенно сближает ее с опытами по опознанию одномерных стимулов.
Таким образом, вопреки точке зрения Э. Смита [89] сличение с целостным эталоном неправильно понимать как одноразовый акт. Процесс проходит через ряд стадий, но это не опознание одного за другим разных стимульных признаков, а все более точная оценка интегральной перцептивной единицы.
4. Виды и способы инвариантного опознания
Вопрос о способах и механизмах, обеспечивающих инвариантность опознания, неизбежно возникает при обсуждении любой проблемы опознания, поэтому ему уже уделялось большое внимание. Однако целесообразно рассмотреть те его аспекты, которые ранее не затрагивались1. Необходимо выделить два разных вида инвариантного опознания и вопрос о его механизмах ставить применительно к каждому из них. Различие между этими видами лучше всего показать на примере наиболее простой ситуации, когда опознание объектов данного класса совершается только по одному признаку (характеристике, особенности), который условно можно назвать признаком а. Первый вид инвариантности характеризуется тем, что в результате опознавательного процесса в один и тот же класс включаются объекты, которые, несмотря на различие по некоторым своим свойствам, обладают указанным общим признаком а. Суть второго вида инвариантности опознания заключается - в том, что ряд объектов включается в один и тот же класс, несмотря на изменения (внутри определенного диапазона) значений данного признака.
Иначе говоря, инвариантность первого рода основывается на тождестве объектов данного класса по признаку а и осуществляется вопреки их различию по другим признакам (b, с и т.д.). Инвариантность второго рода основывается на близости или сходстве ряда конкретных количественных значений данного признака (например, значений а1, а2, а3) и осуществляется вопреки имеющемуся различию между ними.
Инвариантность второго рода можно назвать внутрипризнаковой, кратко — внутренней, а первого рода — внешней [56]. Примером инвариантности первого рода может служить опознание угла как острого при самых разных его положениях в пространстве координат, при разной величине линий чертежа, обозначающих его стороны, и т. п. Примером инвариантности второго рода может служить опознание острого
1 При рассмотрении проблемы инвариантного опознания и других проблем мы не анализируем одно новое направление исследования, которое считается перспективным, но еще не прошло проверку временем. Речь идет о построении моделей опознания, основанных на принципах структурной лингвистики. В этих моделях визуальный объект описывают не по группе его независимых опознавательных признаков, а как многоуровневую иерархическую систему (структуру), подобную системе: фраза — слово—буква. С этим направлением исследования читатель познакомится в работах [47; 48; 84].
324 Проблемы опознания
угла, несмотря на изменение — в определенном диапазоне — его величины.
Когда опознание совершается не по одному, а по нескольким признакам, например по признакам а, Ь, с, то внешняя инвариантность основывается на сходстве разных объектов по данным признакам, а внутренняя - на сходстве ряда значений каждого данного признака, например значений а1, а2, а3 (для признака а), b1, b2, 3(для признака b ) и т. д.
Введем еще одно важное различение. Как отмечалось, внешняя инвариантность основывается на том, что разные стимулы данного класса по определенному признаку (комплексу признаков, целостной особенности) являются тождественными. Назовем этот общий элемент абстрактом. Гораздо сложнее понять, на какой специфической основе достигается внутренняя инвариантность. Наибольшее внимание уделялось в литературе гипотезе «прототипа». Согласно этой гипотезе, разные стимулы опознаются одинаково потому, что все они оцениваются наблюдателем как близкие (хотя и весьма в разной мере) к центральному, усредненному представителю данной популяции стимулов. Этот центральный, наиболее типичный представитель обычно называют прототипом.
Прототип является конкретным членом данной группы стимулов и может быть предъявлен в опыте, как и любой другой ее член. В этом его принципиальное отличие от абстракта.
Существенно и другое отличие. В процессе опознания, опирающегося на прототип, устанавливается некоторая (большая или малая) степень близости воспринимаемого объекта прототипу (которая оценивается как достаточная для принятия соответствующего решения), Эта близость прототипу у разных объектов данного класса различна. В случае же использования абстракта устанавливается, что некоторые свойства предъявленного объекта тождественны абстракту, и это в равной мере касается любого члена данного класса. Допустим, что угол в 45° используется как прототип острых углов1. Тогда угол в 85° по своей близости к прототипу явно будет уступать углу в 40°. При использовании же абстракта положение иное: угол в 85° в такой же мере обладает свойствами острых углов, что и угол в 40°.
Противопоставление «абстракт — прототип» следовало бы терминологически выразить отдельно для предметной сферы и для ее психического отражения. В последнем случае надо было бы противопоставить
друг другу «отображение — абстракт» и «отображение — прототип».
Для краткости мы пользуемся только терминами «абстракт» и «прототип», так как из контекста всегда ясно, в какой именно плоскости проводится анализ.
Некоторые авторы характеризуют визуальный прототип как «абстрактную фигуру», выражающую сущность данного класса, как «обобщенный образец» [24]. Нужно согласиться с тем, что выделение прототипа требует обобщения предъявленных стимулов данной группы, абстрагирования от их индивидуальных черт и т. п. Но в равной мере это касается и выделения абстракта. Поэтому приведенные характеристики прототипа лишь затушевывают разницу между ним и абстрактом.
С. Рид [91] высказал ту мысль, что опознание с помощью прототипов совместимо только со способом feature testing (оценкой признаков). Такое ограничение неверно. Можно даже предположить, что использование
' Мы отвлекаемся сейчас от вопроса, возможно ли в этом случае безошибочное опознание всех острых углов.
Проблемы опознания 325
прототипов в большей мере свойственно опознанию по целостным эталонам, а не опознанию по группам признаков, так как закономерности обобщения на основе прототипов и на основе целостных образов имеют сходные черты (см. [82; 56]).
Р. Клацки [24] рассматривает опознавательный процесс, опирающийся на прототипы, как третий способ (или механизм) опознания, существующий наряду с двумя другими способами: опознанием по набору признаков (feature testing) и с помощью шаблона (template matching). Такая классификация неправильна, так как она построена на разных основаниях. Если рассматривать аналитические и интегральные модели опознания (мы используем здесь терминологию Р. Никкерсона [80]), то нужно выделить два механизма — опознание с помощью набора признаков и на основе целостных образов. (Частным вариантом второго способа является использование «темплейтов», шаблонов.) Если же рассматривать способы достижения инвариантности опознания, то нужно выделить другие два способа (механизма) — опознание с опорой на прототипы и на абстракты.
Из сказанного следует, что зафиксированный в памяти опознавательный критерий (эталон) того или иного класса стимулов должен быть охарактеризован в двух разных аспектах: по своим аналитико-синтетическим чертам он является либо комплексом признаков, либо интегральной перцептивной единицей, а по характеру участия в инвариантном опознании — либо абстрактом, либо прототипом.
В экспериментальных исследованиях получен ряд важных результатов, характеризующих закономерности прототипного обобщения. Как показало исследование Н. Н. Волкова [4], у школьников наблюдается стихийная тенденция к обобщению на основе прототипа (автор называет такое обобщение зональным), что нередко приводит к ошибкам. Эти ошибки вполне естественны. Ведь использование прототипа является средством опознания нечетких, «размытых» классов [16], а не таких строго определенных классов, как параллелограмм, трапеция и т. п. Однако возникают вопросы: можно ли отрегулировать опознавательный процесс так, чтобы обобщение на основе прототипа всякий раз имело то направление и границы, которые необходимы для решения данной классификационной задачи? Способен ли человек находить и всегда чувствовать ту степень совпадения воспринимаемого стимула с прототипом, ниже которой уже начинается зона восприятия другого класса стимулов?
М. Познер и С. Кил [83], отталкиваясь от соображений, высказанных А. Эттнивом [61], установили, что испытуемые выделяют прототип группы стимулов даже тогда, когда он реально не предъявляется в опы-1 те. В таких случаях прототип как бы выводится на основе восприятия стимулов, составляющих, согласно инструкции, одну группу. Когда такой теоретически созданный прототип впервые предъявляется в опыте, то он опознается как член данного класса не хуже, чем хорошо знакомые стимулы. В то же время, когда впервые предъявляется стимул, не являющийся прототипом, он опознается хуже, чем ранее встречавшиеся стимулы. В работах Е. Роша [85] и Г. Гайсслера [66] было установлено, что в опознавательных процессах в качестве типичного представителя данной группы стимулов может выступать как центральный, так н иной стимул этой группы, если он наиболее знаком испытуемым, чаще всего встречается в опытах и т. п.
Остановимся теперь на некоторых вопросах, связанных с использованием абстрактов. На основании своих экспериментальных данных В. Д. Глезер высказал ту точку зрения, что инвариантное опознание
326 Проблемы опознания
формы объекта при изменении его величины, пространственной ориентации, местоположения и т. д. достигается благодаря существованию нескольких функционально независимых каналов, передающих информацию отдельно о форме объекта, его величине, местонахождении и т. д. [8; 9]. Автор отвлекается, однако, от того факта, что правильное опознание формы часто невозможно без восприятия сравнительной величины ее отдельных элементов, их ориентации, местоположения. Процесс опознания формы объекта в общем случае не может быть независимым от сенсорной информации, относящейся к указанным признакам отдельных элементов формы. Если же говорить о величине и ориентации целиком всего объекта, то оценка формы независимо от его величины и ориентации, конечно, возможна, однако гипотеза В. Д. Глезера не затрагивает одного важного вопроса: как достигается инвариантное опознание формы объектов данного класса, несмотря на ее значительное варьирование — варьирование самой по себе формы, а не таких чужеродных для нее признаков, как величина объекта и его пространственная ориентация?
Во многих случаях, например при разнообразном написании какой-либо буквы, трудно дать аналитическую или интегральную характеристику формы разнообразных объектов данного, класса. Идея разделения класса на подклассы, которая рассматривалась при анализе одномоментного опознания, безусловно, полезна, но в некоторых случаях трудно выделить общие признаки стимула даже в пределах каждого подкласса. Каковы инвариантные для данного класса или, по крайней мере, для его подклассов признаки (включая инвариантные признаки самой по себе формы), с помощью каких конкретных механизмов они выделяются и затем (в опознавательных актах) детектируются — вот главные вопросы, возникающие при исследовании внешней инвариантности.
Для относительно простых объектов второй из указанных вопросов рассматривался в нейрофизиологическом плане в работах Д. Хебба [68], Д. Хьюбела и Т. Визела [70], а также в [30; 25]. Наиболее вероятной считается сейчас та гипотеза, что отдельные признаки предъявленного стимула и их сочетания обнаруживаются специализированными нейронами Ч Эти нейроны-детекторы образуют несколько уровней, разных по степени обобщенности обнаруживаемых признаков. Детектор верхнего уровня реагирует на данный признак как таковой, без примеси других признаков, например на вертикаль независимо от ее местоположения. Такой детектор можно считать нейрофизиологическим воплощением образа-абстракта вертикальной линии.
Интересно отметить, что в одних случаях отвлечение от посторонних, иррелевантных признаков совершается благодаря использованию абстракта, а в других — чисто операционально. В этих операциях может использоваться даже такой конкретный объект, как прототип, который в данном случае выступает уже не в своей основной, а во вспомогательной роли. Представим, что имеется некоторый прототип буквы А (или какой-то группы ее вариантов), с помощью которого данная буква опознается, несмотря на варьирование ее конкретной формы. Операцио-
1. Некоторые авторы считают, что для процесса опознания даже самых простых объектов — отдельных признаков — детекторный уровень обработки сенсорной инфор-. нации недостаточен: необходима еще обработка информации более сложными структурами, решающими задачи статистического характера [56]. Материалы, относящиеся к дискуссии о роли нейронов-детекторов в восприятии и опознании, см. в работах П. Линдсея и Л. Нормана [30], К. Прибрама [37] и И. Рока [39]. Последние два автора считают детекторную концепцию недостаточной для объяснения ряда фундаментальных закономерностей восприятия.
для главного сравнения — по форме, в котором прототип уже выступает в своей основной роли.
Связь способов достижения внешней и внутренней инвариантности может быть еще более тесной. Нередки случаи, когда одно и то же образование по отношению к одной группе объектов является прототипом, а по отношению к другой группе — __
абстрактом. Так, угол в 45°, с одной стороны, является прототипом острых углов, а с другой — абстрактом 45°-ных углов различной пространственной ориентации. Здесь полная аналогия с тем, что один и тот же предмет в одной системе отношений является неподвижным, а в другой — движущимся. Связь рассматриваемых способов инвариантного опознания и даже их переплетение хорошо демонстрирует исследование Г. Гайсслера [66]. Во время тренировки испытуемые отвечали разными реакциями на четыре прямые угла, показанные на рис. 9, а. В тестовом эксперименте предъявлялись углы, отклоняющиеся от исходных стимулов, но имеющие то же направление лучей (рис. 9,6). Испытуе-
мые ответили на измененные стимулы теми же реакциями, что и на исходные, но главный факт состоял не в этом. Деформация 4 угла P1 предъявлялась гораздо чаще других и поэтому стала проявлять себя как прототип этой группы. Оказалось, что роль прототипа деформация четвертой степени играет и в группах, относящихся к остальным исходным углам (рис. 10), хотя здесь она предъявлялась не чаще, чем другие отклонения. Этот факт особенно удивителен потому, что деформации, относящиеся к Р2 и Р4, не увеличивают исходный угол, как в группе P1, а, наоборот, уменьшают его. Таким образом, испытуемые усвоили абстрактный принцип: «фаворитом» является четвертая степень отклонения. И вместе с тем эта деформация проявляла себя в каждой группе стимулов как прототип.
Сочетание н переплетение разных способов обобщения является в
проблеме инвариантного опознания одним из главных предметов исследования.
328 Проблемы опознания
Литература
1. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. 412 с.
2. Величковский Б. М. Зрительная память и иоделн переработки информации
человеком. — Вопросы психологии, 1977, № 6, с. 49—61.
3. Величковский Б. М. Микроструктурный анализ зрительного восприятия:
Канд. дне, 1973. 155 с.
4. Волков N. N. Восприятие предмета я рисунка. М., 1950. 507 с.
5. Вудвордс Р. Экспериментальная психология. М., 1950. 796 с.
6. Гальперин П. Я- О формировании чувственных образов и понятий. — В кн.:
Материалы совещания по психологии. М., 1967, с. 417—424.
7. Гефдинг Г. Очерки психологин, основанные на опыте. СПб., 1896. 389 с.
8. Глезер В. Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.; Л., 1966. 204 с.
9. Глезер В. Д., Дудкин К. Н. и др. Зрительное опознание и его нейрофизиоло
гические механизмы. Л., 1975. 271 с.
10. Гордон В. М., Зинченко В. П. Системно-структурный анализ познавательной
деятельности. — В кн.: Эргономика. М., 1974, вып. 8, с. 13—46.
11. Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. М., 1974. 361 с.
12. Дейч С, Модели нервной системы. М., 1967. 326 с.
13. Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины. М., 1979. 333 с.
14. Забродин Ю. М„ Лебедев А. N. Психофизиология и психофизика. М., 1977,
288 с.
15. Завалишина Д. N.. Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Уровни и этапы принятия ре
шения. — В кн.: Проблемы принятия решения. М., 1976, с. 16—32.
16. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию
проблематических решении. М., 1976. 165 с.
17. Запорожец А. В., Зинченко В. П. н др. Восприятие и действие. М., 1967. 323 с.
18. Зинченко В. П. Теоретические проблемы психологии восприятия. — В кн.:
Инженерная психология. М., 1964, с. 231—263.
19. Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969.
106 с.
20. Зинченко Т. П., Киреева И. N. Актуальные проблемы психологии опознания. —
Вестник ЛГУ, 1977, № 23, вып. 4, с. 94—100. -,
2!. Исследование развития познавательной деяте^ьностн/Под ред. Дж. Брунера. М., 1971. 390 с.
22. Киссин М. Е. Экспериментальный анализ явления перцептивной обобщенно
сти. — Новые исследования, 1976, № 2, с. 85—89.
23. Киссин М. Е. Тахистоскопнческое исследование опознания простых зритель
ных стимулов. — Вопросы психологии, 1976, № 1, с. 122—126.
24. Клацки Р. Память человека: структуры н процессы. М., 1978. 319 с.
25. Конорски Ю. Интегративная деятельность мозга. М., 1970. 412 с.
26. Коссов Б. В. Проблемы психологии восприятия. М., 1971. 320 с.
. 27. Кулаков В. Г. Соотношение времени опознания стимула-эталона н отрицательных стимулов как показатель различных способов опознания. — Вопросы психологии, 1977, № 2, с. 125—130.
28. Ланге N. Я. Психологические исследования. Одесса, 1893. 296 с.
29. Леушика Л. И. Зрительное пространственное восприятие. Л., 1978. 175 с.
30. Линдсей П., Норман Д. Переработка-информации у человека. М., 1974. 550 с.
31. Ломов £. Ф. О структуре процесса опознания. — В кн.: XVIII Международ
ный психологический конгресс. 16-й симпозиум «Обнаружение и опознание сигналов».
М., 1966, с. 135—142.
32. Ломов Б. В. Человек и техника. М., 1966. 464 с.
33. Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М.; Л.,
1927. 371 с.
34. Подольский А. И. Формирование симультанного опознания, М., 1978. 150 с.
35. Потапова А. Я- Формирование опознавательных навыков в разных условиях
обучения. — Вопросы психология, 1978, № 1, с. 81—90.
36. Потапова А. Я-, Шехтер М. С. Время опознавательного процесса в зависи
мости от загрузхи памяти и объема предъявленного материала. — В сб.: Сенсорные и
сенсоыоторные процессы. М., 1972, с. 144—163.
37. Прибран К- Языки мозга. М., 1975. 464 с.
38. Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. М., 1976. 207 с.
39. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980, т. 2. 279 с.
40. Рубахин В. Ф. Психологические основы обработки первичной информации.
Л., 1974, 296 с.
41. Сеченов И. М. Избранные произведения. М., 1952, т. I. 772 с.
42. Соколов Е. Н. Механизмы памяти. М., 1969. 175 с.
Проблемы опознания 329
43. Соловьев И. М. Осязательное воспрнятне'и его развитие у глухонемых школь
ников. — В сб.: Развитие познавательной деятельности глухонемых. М.. 1957,
с. 44—134.
44. Туркина Н. В. Исследование опознания букв зрительной системой. — В сб.:
Механизмы опознания зрительных образов. Л., 1967, с. 145—147.
45. Ушакова Т. tf.^K пониманию «закона Хнка». — Вопросы психологии, 1964,
№ 6, с. 56—64.
46. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1966, вып. 6. 301 с.
47. Фу К. Структурные методы в распознавании образов. М., 1977. 412 с.
48. Ханш Э. Искусственный интеллект. М-, 1977. 516 с.
49. Хольт Р. Образы: возвращение из изгнания. — В сб.: Зрительные образы:
Феноменология и эксперимент. Душанбе, 1972, с. 51—72.
50. Чуприкова N. N. О причинах роста латентных периодов реакций. — Вопросы
психологин, 1969, J* 1, с. 60—74.
51. Чуприкова N. И. Включает ли реакция выбора сличение поступающего сигна
ла со многими эталонами? — В кн.: Тезисы докладов к XX Международному психо
логическому конгрессу. М., 1972, с. 204—207.
52. Шехтер М. С. Изучение механизмов симультанного узнавания: Сообщения 1.
и 2. — Доклады АПН РСФСР, 1961, № 2, с. 67—72; № 5, с. 97—102; Сообщение 3. —
1963, №3, с. 77—80.
53. Шехтер М. С. Психологические проблемы узнавания. М., 1967. 219 с.
54. Шехтер М. С. Противоречат ли друг другу существующие гипотезы опозна
ния. — Вопросы психологии, 1970, № 1, с. 53—56.
55. Щехтер М. С. Вопрос о фазах опознания одномерных стимулов. — Вопросы
психологин, 1974, № 2, с. 74—86.
56. Шехтер М. С. Зрительное опознание: закономерности и механизмы. М., 1981
267 с.
57. Шехтер М. С, Ясская Ф. С. Новые данные о механизмах опознавательного
процесса в условиях бинарной классификации. — Вопросы психологии, 1971, Na 6,
с. 43—53.
58. Шоломий К. М. Об одном виде саморегуляции мышления. — Вопросы пси
хологии, 1979, № 6, с. 68—77.
59. Atkinson R. С, Holmgren I. E., Iuota I. F. Processing time as influenced by the
number of elements in a visual display. — Perception and Psychophysics, 1969, v. 6,
p. 321—326.
60. Atkinson R. C, Herrman D. J., Wescourt К- Т. Search processes in recognition
memory. — In: Solso R. L. (Ed.) Theories in Cognitive Psychology: The Loyola Sympo
sium, 1974, p. 101—146.
61. Attneave F. Some informational aspects of visual forms. — Psychological Revi
ew, 1954, v. 61. 189 p.
62. Egeth N. E. Parallel vs. serial processes ш multi—dimensional stimulus discri"
mination.—Perception and Psychophysics, 1966, p. 245—252.
63. Fills P. M., Switzer G. Cognitive aspects of information processing. — J. Exp.
Psychol., 1962, № 4, v. 63, p. 321—329.
64. Garner IP. R. The stimulus in information processing. — American Psycholo
gist, 1970, №25, p. 350—358.
65. Garner W. R. The processing of Information and structure. N. Y., 1974. XI +
203 p.
66. Geissler N. G. Perceptual representation of information: Dynamic frames of re
ference in judgment and recognition. —In: Klix F., Krause B. (Eds.). Psychological
Research Humboldt Universitat, 1980, p. 53—85.
67. Hawkins N. L. Parallel processing in complex visual discrimination. — Percep
tual and Psychophysics, 1969, № 5, p. 56—64.
68. Hebb D. The organization of behavior. N. Y., 1947. 335 p.
69. Nick W. E. On the rate of gain of information. — Quart. J. of Exp. Psychol.,
1952, №4, p. 11—26.
70. HubelD. H.t Wiesel T. N. Receptive fields and functional architecture of mon
key striate cortex. — J. Physiol. (Engl.), 1968, 195, p. 215—243.
71. Lebedev A. N. A mathematical model for human visual information, perception,
and storage. — In: Neural mechanisms of goal — directed behavior and learning