Занятие № 4. Эстетика и поэтика русского модернизма (2 ч.)

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ЗАНЯТИЕ № 1. Мифопоэтика жанров: проблемы теории и методологии (2 часа)

1. Раскройте современные концепции соотношения литературы и мифологии. Покажите движение от мифа к литературе как закономерный исторический процесс.

2. Докажите на конкретных примерах наличие в искусстве Нового времени рудиментов мифологизма.

3.Охарактеризуйте содержание понятия «литературный архетип».

Литература

Архетипические сюжеты //«Мировое древо». М., 1992.

Вейман Р. История литературы и мифология: Очерки по методологии и истории литературы / Пер. с нем. М., 1975.

Гаврилова Ю. Ю., Гиршман М. М. Миф – автор – художественная целостность: аспекты взаимодействия // Филологические науки (Научные доклады высшей школы). 1993. № 3. С. 41 – 48.

Литература и мифология: Сб. науч. тр. Л., 1975.

Литература и мифы // Мифы народов мир: В 2 т. М., 1982. Т. 2.

Лосев А. Ф. «Диалектика мифа» // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1990.

Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1994.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976; 1995.

Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1990.

Миф – фольклор – литература: Сб. ст. Л., 1978.

Мифы народов мира: В 2 т. (любое издание).

От мифа к литературе: Сб. в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. М., 1993.

Потебня А. А. Символ и миф в народной культуре. М., 2002.

Хюбнер К. Истина Мифа / Пер. с нем. М., 1996.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1994.

Эсалнек А. Я. Архетип // Русская словесность. 1997. № 5.

ЗАНЯТИЕ 2. Эстетика и поэтика неомифологизма в художественной литературе XX – начала ХХ1 века (2 часа)

1. Объясните возрождение интереса к архаическому мифу в ХХ веке. Что означает переосмысление и художественная обработка мифа?

2. Охарактеризуйте историко-культурный и филологический уровни осмысления мифа в художественном тексте: мифологическую модель мира, мифологические представления и национальный менталитет, закономерности эстетического бытия мифа в художественном произведении, поэтику мифа, анализ мифологических образов и языка.

3. Приемы мифологизации: мифологемы, архетип, «неомифологизм» символика, «мифология предметного мира», художественное время и пространство, бинарная образность, роль параболического иносказания и др. Показать на примере текстов З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуба, К. Д. Бальмонта, М. А. Кузмина и др.; одной из трагедий И.Ф. Анненского, романов: «Петербург» Андрея Белого, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

4. Сопоставить неомифологизм русской литературы с западноевропейскими моделями: «Улисс» Д. Джойса, «Иосиф и его братья» Т. Манна, «Кентавр» Д. Апдайка, «Гамлет, или долгая ночь подходит к концу» А. Дёблина, «Хазарский словарь» М. Павича и др. (по выбору)

Литература (дополнительная к теме № 1)

Барт Р. Миф сегодня // Барт. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Голосовкер Я. Л. Логика мифа. М., 1987.

Гуревич П. С. Мифология наших дней // Свободная мысль. 1992. № 11.

Козлов А. С. Мифологические направления в литературоведении США. М., 1984.

Лифшиц М. Я. Мифология древняя и современная. М., 1980.

Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

Мифологизм в литературе XX века // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Морфология реальности: Исследование по «философии текста». М., 1996.

Неомифологическое сознание // Руднев В. П.Словарь культуры XX века. М., 1999. С. 184–187.

Принципы прозы XX века // Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1999. С. 237–241.

Слащева М. А. Мифологическая модель мира в постмодернистской прозе Милорада Павича // Вестн. Московск. ун-та. Серия 9. Филология. 1997. № 3. С. 43 –54.

Телегин С. М. Философия мира. Введение в метод мифореставрации. М., 1994.

Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.

Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

Фрейнденберг О. Миф и литература древности. М., 1978.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

Юнг К. Г. О современных мифах: Сб. тр. М., 1994.

Занятие № 3. Русская литература и христианство: вопросы эстетики и поэтики (2 часа)

Обозначьте круг наиболее перспективных теоретических проблем, относящихся к данной теме. Обоснуйте природу художественного таланта в свете религиозного опыта синергии. Проанализируйте с этой точки зрения стихотворения А. С. Пушкина «Пророк», А. А. Фета «Музе» («Пришла и села. Счастлив и тревожен...»), А. А. Ахматовой «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода...»), А. А. Блока «К Музе» («Есть в напевах твоих сокровенных...»).

Раскройте христианское содержание художественных образов и понятий «покой», «безмолвие», «путь», «ум», «сердце», «совесть», «стыд», «смерть» и т. п. Покажите принципиальное различие социологического и религиозно-философского истолкования духовных ценностей.

Раскройте теоретико-литературное и эстетическое содержание категории «соборность». Приведите примеры соборного мировоззрения, основываясь на следующих произведениях русских писателей: А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Л. Н. Толстой «Война и мир», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (по выбору).

Обозначьте основной круг вопросов, связанных с влиянием религиозной проблематики на эстетическую сущность искусства. В частности, покажите принципиальное различие между портретом и иконой. Охарактеризуйте богословско-эстетические обоснования художественного творчества в целом.

Литература

Аверинцев С. С. Религия и литература: [Сб. ст.]. – Ann Arbor (Mich): Эрмитаж, 1981.

Буланов А. М. «Ум» и «сердце» в русской классике. Соот­ношение рационального и эмоционального в творчестве А. И. Гон­чарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Саратов, 1992.

Бычков В. В. Круг проблем православной эстетики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1994. № 2. С. 51 – 55.

Горичева Т. Православие и постмодернизм. Л., 1991.

Дмитриев А. П. Тема «Православие и русская литература» в публикациях последних лет // Русская литература. 1995. № 1. С. 255–269.

Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994, 1996..

Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

Жаравина Л. В. От Пушкина до Шаламова: русская литература в духовном измерении. Волгоград, 2003.

Звозников А. А. Гуманизм и христианство в русской литературе XX века. Минск, 2001.

Канунова Ф. З., Айзикова И. А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820 – 1840-е гг.). Новосибирск, 2001.

Карасев Л. В. Русская идея (символика и смысл) // Вопр. филос. 1992. № 8. С. 92 – 104.

Котельников В. А. Восточно-христианская аскетика на русской почве (Христианство и русская литература). СПб., 1994.

Котельников В. А. Православная аскетика и русская литература (На пути к Оптиной). СПб., 1994.

Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопр. филос. 1993. № 3. С. 71 – 81.

Любомудров А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев. СПб., 2003.

Любомудров А. М. О православии и церковности в художественной литературе // Русская литература. 2001. № 1.

Панченко А. М. Эстетические аспекты христианизации Руси // Рус. лит. 1988. № 1. С. 50 – 59.

Поставангард: сопоставление взглядов: [Рубрика] // Новый мир. 1989. № 12

Струве Н. А. Православие и культура. М., 1992.

Христианство и новая русская литература XVIII – XX веков: Библиографический указатель. 1800 –2000. СПб., 2002.

Христианство и русская литература: Сб. ст. / Под ред. В. А. Котельникова. Вып 1. СПб., 1994. Вып.2. СПб., 1996. Вып.3. СПб., 1999. Вып.4 СПб., 2002.

Занятие № 4. Эстетика и поэтика русского модернизма (2 ч.)

1. Раскройте становление и развитие нового художественного мышления и нового художественного языка, утверждающегося в модернизме. Многообразие форм и проявлений модернизма в художественной прозе.

2. Проблема генезиса и эволюции модернизма, общие закономерности (взаимосвязь западноевропейского модернизма и русского) и национальная специфика. 3. Модернизм как культурологическая категория и тип творческого мировидения. Художественная концепция модернизма. Новая концепция личности в эстетике модернизма. Диалектика взаимоотношений реализма и модернизма.

Тексты: А. Белый «Петербург», Ф. Сологуб «Мелкий бес», Л. Андреев. (Рассказы), А. Платонов «Котлован» в сопоставлении с произведениями зарубежных авторов: В. Набоков «Бледный огонь»; Д. Джойс «Улисс», Т. Манн «Иосиф и его братья», Г. Брох «Смерть Вергилия», Ф. Кафка «Процесс», «Замок», А. Барбюс «Огонь», А. Камю «Посторонний» и др. (по выбору).

Литература

Баран Х. Поэтика русской литературы начала XX века. М., 1993.

Вентури Л. Импрессионизм. Л., 1969.

Бердяев Н. А. О русских классиках. М., 1993.

Бушманова Н. И. Английский модернизм: психологическая проза. Ярославль, 1993.

Вейдле В. В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. СПб., 1996.

Дудова Л. В., Михальская Н. П., Трыков В. П. Модернизм в зарубежной литературе XX века. М., 2001.

Затонский Д. В. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.

Зверев А. М. Модернизм в литературе США. М., 1979.

Ивбулис В. Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. М., 1988.

Импрессионисты. Их современники. Их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка. М., 1976.

Кричевская Ю. Р. Модернизм в русской литературе: эпоха серебряного века. М., 1994.

Куликова И. С. Философия и искусство модернизма. М., 1980.

Культура русского модернизма: Статьи, эссе и публикации. М., 1993.

Литературные манифесты: От символистов до наших дней. М., 2000.

О литературно-художественных течениях XX века: Сб. статей / Под ред. Л. Г. Андреева, А. Г. Соколова. М., 1966.

Ортега-и-Гассет К. Дегуманизация искусства. М., 1991.

Руднев В. П. Принципы прозы XX века // Словарь культуры XX века. М., 1999. С. 237–241.

Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

Современное зарубежное литературоведение: Страны западной Европы: Концепции. Школы. Термины: Энциклопедический справочник. М., 1996.

Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка. М., 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: