Рабочая тетрадь
По дисциплине ОПД.06. Гражданское право
Для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения
Стерлитамак 2014
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине Гражданское право разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 030912 Право и организация социального обеспечения
Организация-разработчик: ГАОУ СПО СМПК
РАЗРАБОТЧИКИ:
Гумеров И.М., преподаватель, тьютор специальности
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией гуманитарных и социально-педагогических дисциплин
Председатель П(Ц)К: _____________ ______________ Д.Ю. Маркелов
дата подпись Ф.И.О.
РЕКОМЕНДОВАНА Научно-методическим советом ГАОУ СПО СМПК
___________ г. протокол № __
Председатель НМС: ________________ _________________ М.Х. Цой
дата подпись Ф.И.О.
Содержание
Стр.
Пояснительная записка.................................................................................................................3
Раздел I. Общие положения гражданского права…………………………………………………….6
|
|
Тема: Гражданское право в системе права России…………………………………………………..6
Тема: Гражданские правоотношения…………………………………..………………………...…..10
Тема: Граждане как субъекты гражданского права………………………………………………..15
Тема: Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений……………………….....19
Тема: Объекты гражданских правоотношений………………………………………………………41
Тема: Сделки……………………………………………………………………………………………..48
Тема: Представительство в гражданском праве……………………………………………………52
Тема: Сроки в гражданском праве……………………………………………………………………55
Тема: Жилищное право как отрасль российского права………………………………………….56
Раздел II. Право собственности и иные вещные права…………………………………………….60
Тема: Вещные права…………………………………………………………………………………….60
Тема: Право общей долевой и совместной собственности…………………………………………66
Тема: Право собственности на жилые помещения………………………………………………….73
Тема: Жилищные, жилищно-строительные и жилищные накопительные кооперативы…….78
Тема: Товарищество собственников жилья………………………………………………………..…80
Раздел III. Обязательственное право…………………………………………………………………..86
Тема: Общие положения обязательственного права………………………………………………..86
Тема: Исполнение обязательства………………………………………………………………………90
Тема: Договор как обязательство……………………………………………………………………...94
|
|
Тема: Договор как обязательство……………………………………………………………………...99
Тема: Понятие и виды способов обеспечения исполнения договоров…………………………...100
Тема: Внедоговорные обязательственные правоотношения……………………………………...104
Тема: Договор социального найма жилого помещения……………………………………………104
Раздел 1V. Наследственное право……………………………………………………………………...105
Тема: Принципы наследственного правопреемства………………………………………………..105
Тема: Наследование по завещанию…………………………………………………………………....108
Тема: Наследование по закону………………………………………………………………………….112
Список рекомендуемой литературы и НПА, сайтов ……………………………………….……....115
Пояснительная записка
В Федеральном законе «Об образование в Российской Федерации» образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения.
В свою очередь, обучение является целенаправленным процессом организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Таким образом, обучение предполагает самостоятельность и активность обучающегося лица по овладению знаниями. Преподаватель представляет собой более организующую и направляющую силу усилий учащегося, не выполняя уже роль источника знаний. Стремительно насыщающееся информационное общество требует специалиста, умеющего быстро находить самостоятельно новые знания и применять их.
Методическое обеспечение изучаемых дисциплин в современных условиях должно быть сформировано с ориентацией на самостоятельность учащихся при освоении предмета. При этом преподаватель должен лишь сопровождать учащегося в этом процессе. Рабочая тетрадь по гражданскому праву является своеобразным соединением учебного пособия и практикума. В ходе работы, с тетрадью студент будет обучаясь, применять полученные знания на практике. Закрепление теоритического материала происходит через выполнение практических заданий. Тетрадь содержит необходимую терминологическую базу, списки актуальных нормативно-правовых актов, литературы, на запись которых уходит время при работе с обычными тетрадями. Также работа с тетрадью требует постоянного погружения в большое количество нормативно-правовых актов, что невозможно без информационной сети Интернет, компьютерных справочно-правовых систем, таких как «КонсультантПлюс», «Гарант». Формирование практических умений требует, помимо применения нормативно-правовой базы, работы с судебной практикой, которую можно найти на специальных сайтах (https://rospravosudie.com - РосПравосудие, http://actoscope.com/ - Все судебные решения России).
Сложность учебной дисциплины Гражданское право обусловлена значительным объемом материала курса. Особую трудность представляют сами темы дисциплины. Постепенное изучение дисциплины с опорой на рабочую тетрадь поможет в достижении современных образовательных целей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять на практике нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
- составлять договоры, доверенности;
- оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений;
- анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений;
- логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по гражданско-правовой тематике;
- анализировать нормы жилищного законодательства и применять их при решении правовых проблем в сфере жилищно-правовых отношений;
|
|
- составлять акты, направленные на защиту нарушенных гражданских прав.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- понятие и основные источники гражданского права;
- понятие и особенности гражданско-правовых отношений;
- субъекты и объекты гражданского права;
- содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты;
- понятие, виды и условия действительности сделок;
- основные категории института представительства;
- понятие и правила исчисления сроков, в т.ч. срока исковой давности;
- юридическое понятие собственности; формы и виды собственности;
- основания возникновения и прекращения права собственности, договорные и внедоговорные обязательства;
- основные вопросы наследственного права;
- гражданско-правовая ответственность;
- основные понятия и источники жилищного права;
- способы защиты нарушенных гражданских прав.
Каждое занятие предполагает, после изучения теоретической части, выполнение практических заданий с обязательной опорой на нормативно-правовые акты. Это могут быть заполнение тематических таблиц, схем, решение практических задач, составление определённых документов, подготовка консультаций, правовой анализ и др. Домашние задания также практикоориетированные.
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 237 часов, в том числе
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 158 часов;
самостоятельной работы обучающегося 79 часов.
Предусмотрено написание курсовой работы.