Познание. ü Знать: методы и приемы познания человека и окружающего мира

Цели:

ü Знать: методы и приемы познания человека и окружающего мира;

ü Уметь: понимать связь между философским учением о познании и приемами познания других изучаемых дисциплин.

План:

  1. Познание как процесс;
  2. Познаваемость мира;
  3. Проблема истины;
  4. Наука, ее роль в жизни человека и общества;
  5. Уровни, формы и методы научного познания;

Познание – деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.

Познание определяется как процесс получения и совершенствования знаний, деятельность людей по открытию понятий, схем, образов, концепций, облегчающих воспроизводство и совершенствующих их бытие и самосохранение. Сущность процесса познания заключается в актуализации наследственной информации.

Под знанием понимается результат процесса познания, закрепленный в культуре и готовый к использованию, который согласован с законами природы.

Изучают познание различные науки, но теория познания, или гносеология, возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Гераклит Темный из Эфеса (около 544 г. до н.э.), оценивая мышление, говорил, что невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Кратил (ученик Гераклита и учитель Платона) считал, что в одну и ту же реку нельзя войти даже однажды; древние философы искали опору, на которой можно было бы построить логически завершенную теорию познания. Это удалось сделать великому философу античной Греции Платону, и такой опорой стали его врожденные идеи, или наследственная информация.

Гносеология изучает природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностных знаний (представлений, мнений) о мире к знанию сущностному, глубокому. Гносеологию интересуют и пути достижения истинного знания, а также его критерии.

Теория познания, гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

С точки зрения гносеологии познание можно представить как сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно выделяют две разновидности: чувственное и рациональное познание. Обе разновидности тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы.

Познание человеком объективного мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия и представления.

Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в нашем сознании на ступени рационального познания с помощью понятий, суждений и умозаключений. Ступень рационального познания называют обычно абстрактным мышлением. Процесс познания обычно тесно связан с практической деятельностью человека. Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и одновременно, критерием истинности его результатов.

Схема структуры процесса познания является достаточно условной, т.к. в ней не представлена, например, интуиция – непосредственное постижение истины без осознаваемой предварительной познавательной деятельности. Однако в целом схема дает правильное представление об основных формах процесса познания.

В истории философии существовали разные точки зрения на роль чувственного и рационального в познании. Сенсуалисты преувеличивали значимость чувственных форм для познания. Рационалисты, наоборот, отдавали приоритет в познании формам абстрактного мышления. На самом деле в реальном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное – чувственным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: