Социализация личности

Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоениемсоциальных норм. Именно с их помощью общество предъявляет своимпредставителям те требования, которым должно удовлетворять их поведение.(Вспомните основные виды социальных норм.) Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм идуховных ценностей называется социализацией. Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна.Особенно эти контакты важны в раннем возрасте. Известно немало случаев,когда дети, в силу разных причин, были резко ограничены в общении сокружающими людьми. Это наносило развитию ребенка непоправимый ущерб. Уже в первые месяцы жизни младенца, когда устанавливаются его отношенияс матерью, а затем с другими близкими, начинается первый этап социализацииличности. В дальнейшем большую роль в постижении мира взрослых приобретаетигра. В ней дети часто подражают взрослым, принимают, по выражению одногопсихолога, роли другого. Вспомните свои еще недавние детские игры -- кемтолько в них вы не побывали! -- строителями, шоферами, врачами, продавцами;мальчики играют "в войну", девочки -- "в дочки-матери". В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно учится видеть себятак, как его видят другие, у него развивается самопознание. С этого момента,считают психологи, можно говорить о социальной личности. Примерно к 8--9 годам осваивается другой тип игр -- игры по правилам. Сэтого возраста становятся понятными идеи справедливости, равного участия. А сколько эмоций вызывает сознательноеотклонение одного из участников от принятых правил; его обвиняют вжульничестве, нередко исключают из игры. Таким образом, норма, правило ужевоспринимаются как нечто необходимое и соблюдаемое всеми. Возникает основадля начала довольно длительного процесса постижения моральных норм, духовныхценностей, утвердившихся в данном обществе. Социализация личностипродолжается и в дальнейшем и, по мнению многих исследователей, сопровождаетчеловека всю жизнь. Социализация взрослого человека -- это освоение им новыхсоциальных ролей: работника, родителя, супруга, руководителя и многихдругих.

КТО УЧИТ НАС "ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ"?

Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье.Главными воспитателями ребенка в малой семье, конечно, являются родители. Вбольшой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, бабушки идедушки. Семья обеспечивает человеку его первичный социальный статус. Втрадиционном обществе она определяет социальное положение личностипрактически на всем протяжении ее жизни. В индустриальном обществесоциальные позиции индивида, как мы уже отмечали, в дальнейшем могутсущественно отличаться от статуса его семьи, но и здесь влияние семьи оченьсущественно. Как правило, родители стараются быть достойными воспитателями для своихдетей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельствасоциализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций,препятствующих полноценной социализации ребенка, к сожалению, немало. Детимогут оказаться заброшенными в силу безответственности родителей или внеполной семье, где мать все время вынуждена отдавать работе; могутподвергаться насилию, что нередко случается в семьях, где взрослыезлоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого обращения отца сматерью или другими детьми. Эти впечатления тяжело сказываются на всейпоследующей жизни человека. В подростковом возрасте большое влияние насоциализацию личности оказывает группа сверстников. Здесь человек осваиваетновый тип отношений -- равный с равным. Правда, в группе такжеустанавливается определенная иерархия, появляется свой лидер. Но тем неменее в нормальных группах отношения строятся на взаимном согласии, а не назависимости. Одним из главных "социализаторов" каждого человека в современномобществе является школа. Это стало возможным, когда школьное образование вбольшинстве стран стало не только доступным, но и обязательным. Черезсистему учебных занятий, организованных форм общения учащихся между собой ис учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания,общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Она ориентирует подросткав основных видах деятельности, готовит к их освоению. Долгое время в школьном образовании господствовало отношение к ученикулишь как к объекту педагогического воздействия, который должен усвоить нормыобщественной жизни и набор определенных ролей. Но постепенно пришлопризнание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение имнорм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменениемличности. Сегодня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресурсы ивозможности -- важнейшая задача школы. В современном обществе большую роль в социализации личности играютсредства массовой информации. Нынешний школьник проводит перед экраномтелевизора, очевидно, не меньше времени, чем за учебниками. Воздействие СМИуже далеко вышло за рамки простого информирования населения о тех или иныхсобытиях "в стране и мире". С журнальных и газетных полос, экрановтелевизоров нас убеждают, призывают, нам растолковывают, советуют, даютобразцы. Довольно часто за всем этим стоят интересы определенной группы лиц,а не общества в целом или государства. Поэтому сегодня многие сходятся вомнении, что СМИ служат не только носителями культуры, но и средствомманипуляции (от лат. manus -- рука, в первоначальном смысле означает "ручноеуправление"), т. е. неявного, незаметного для того, на кого оказываетсявоздействие, побуждение его к определенным действиям, настроениям,отношению. Подробнее о том, как средства массовой информации влияют наличность, мы поговорим в одном из последующих параграфов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: