Как осуществить политический выбор

Напомним, что в Российской Федерации действуетмажоритарно-пропорциональная избирательная система. Гражданину чаще всегоприходится выбирать, во-первых, одного из кандидатов от избирательногоокруга в законодательный орган России или субъекта Федерации; во-вторых,один из списков кандидатов от избирательных объединений; в-третьих, одногоиз кандидатов на пост главы государства или региональной администрации.Рассмотрим подробнее каждый из трех типов выбора. На выборах депутатов от территориальных округов одерживает победу тот,кто набрал наибольшее по сравнению с соперниками число голосов(относительное большинство). Не случайно мажоритарную избирательную системуназывают "системой первого пришедшего к финишу". О ней говорят: "Победительполучает все". Он становится во властных структурах единственным полномочным представителем социальных интересов всех безисключения жителей округа. Поэтому успех на выборах во многом определяетсятем, насколько глубоко и полно кандидат осведомлен о положении дел в нем:его социальной, национальной, демографической структуре, уровнематериального благосостояния, криминогенной обстановке, работе учрежденийторговли, транспорта, медицины и пр. На основе полученной информацииопределяется круг вопросов, которые в наибольшей мере волнуют людей,предлагаются эффективные пути и средства их решения, т. е. разрабатываютсяпредвыборные программы (обещания). Они дают представления избирателю о том,в каких направлениях будет осуществляться работа по улучшению его жизни. Носможет ли кандидат выполнять свои обещания? Будет ли защищать интересыизбирателя? Здесь все зависит от личности претендента на власть. Вот почемуизбиратели голосуют прежде всего за личность кандидата. Побеждает обычнотот, кто проявил себя, свою активность и озабоченность проблемами людей наделе, которого многие знают и уважают за компетентность, смелость,решительность, целеустремленность, порядочность, человечность,обязательность, готовность брать на себя ответственность. Поэтому примажоритарной системе, как правило, возникают и упрочиваются непосредственныеконтакты между кандидатом (в дальнейшем депутатом) и избирателями. В этой связи избиратель не должен ограничиваться лишь общими сведениямио своем потенциальном избраннике. Желательно принять участие хотя бы в однойиз многочисленных встреч с ним. Встречи с аудиторией всегда содержат элемент непредсказуемости длякандидата. Здесь, как нигде, кандидат становится наиболее уязвимым,проявляются его политические позиции, интеллект, стиль поведения, манераобщения, черты характера. Тем самым избирателю представляется шанс личноубедиться в достоинствах кандидата и преимуществах его предвыборнойпрограммы. Кандидат, в свою очередь, каждый раз подвергаясь серьезномуиспытанию, приобретает политический опыт. Он имеет также возможность ближепознакомиться с наиболее активными представителями избирательного округа,уточнить свои предвыборные обещания, убедительно опровергнуть аргументысвоих соперников. Следовательно, от общения выигрывают обе стороны, что вдальнейшем благоприятно сказывается на политических коммуникациях междуними. Выборы по спискам избирательных объединений обеспечиваютпропорциональность между поданными за партию голоса- ми и числом полученных ею мандатов (пропорциональная избирательнаясистема). Напомним, что такая система применяется при избрании 225 (из 450)депутатов Государственной думы. Избирательные округа не выделяются, играждане голосуют в едином федеральном избирательном округе за списки,выдвинутые политическими партиями и избирательными блоками, Последниепредставляют собой союзы (коалиции) партий и движений, придерживающихсяобщих политических взглядов по принципиальным вопросам, но расходящихся внюансах. Создание избирательных блоков обусловлено прежде всего действующимзаконодательством: партии должны собрать не только необходимое для участия визбирательной кампании число подписей, но и преодолеть 5-процентный барьер,т. е. получить 5% голосов избирателей от числа участвовавших в выборах. Те,кто не добрал этой цифры, теряет все свои голоса и право представительства вДуме. Установленные правила направлены, во-первых, на количественноеуменьшение партий -- участников выборов, что облегчает задачу избирателей;во-вторых, на сокращение числа партий в парламенте по сравнению ссоперничающими, что создает нормальные условия для его работы. (Объяснитепочему.) Не случайно в последнее время партии все чаще объединяют своиусилия в борьбе за депутатские мандаты и выступают в избирательных кампанияхкоалициями. Все избирательные объединения имеют, как правило, привлекательныеназвания, лозунги, эмблемы, например "Яблоко", "Отечество -- вся Россия","Единство", КПРФ -- "За победу!" и пр. Многие неискушенные избиратели(особенно новички) нередко отдают предпочтение тем партиям, чьи формальные(внешние) признаки вызывают у них эмоциональный отклик. Между тем необходимыиные подходы и критерии оценки. Проще всего, видимо, получить наиболее общие сведения о партийномобъединении: кто его лидер (лидеры), баллотировалось ли оно ранее вГосударственную думу? Как проявили себя партийная фракция и ее отдельныепредставители в работе парламента? Подчеркнем, что деятельностьпарламентских фракций успешна тогда, когда она подчинена интересам общегодела, а не узко партийным целям и поискам компроматов на своих противниковради удовлетворения личных амбиций политиков. Авторитет партии снижается,если она, не считаясь со сложившейся в стране ситуацией, упорно отстаиваетсвои партийно-идеологические позиции: радикально-либеральные,националистические, коммунистические и пр. Не случайно в последнее время всечаще возникают неидеологические (прагма- тические) политические объединения. Они ориентируются не столько наотдельные социальные группы, сколько на широкий универсальный кругизбирателей. (Приведите примеры.) Партии, в принципе не согласные с конституционным строем страны,выступают чаще всего как деструктивная оппозиция, т. е. против политикилюбого правительства. И напротив, партии, которые критикуют правительство заневерные (с их точки зрения) шаги, но в целом поддерживают его курс наутверждение конституционных ценностей, являются конструктивной оппозицией. Если партийный блок впервые участвует в избирательной кампании, томожно обратиться к его списочному составу -- есть ли в списке знакомые лица?Можно ли оценить опыт их деятельности? Первые три фамилии списка --потенциальные депутаты в случае победы партии на выборах. Но, к сожалению,это правило выполняется не всегда. Нередко в "первые тройки" включаются,скорее для рекламы, имена популярных политиков, деятелей искусства и т. д.-- лиц, которые не собираются оставлять свое основное место работы. Необходимо хотя бы в общих чертах знать предвыборную платформу(программу) избирательного объединения: как оно оценивает современноеположение дел в стране? Какие общественные проблемы и как собирается решать?Какие из проблем считает приоритетными? В чем видит основные цели реализациипрограммы? Получив эту информацию, следует сравнить ее со своимисобственными взглядами на наличие и характер проблем в обществе, напервоочередность их решения, а также сопоставить обещанные результаты сосвоими собственными ожиданиями. Если заявленные позиции близки точке зренияизбирателя, если намеченные цели и пути их решения ему представляютсягуманными и реалистичными, то он может оценить предвыборную платформу какнаиболее приемлемую и остановить на ней свой выбор. Выборы главы, государства или региональной администрации имеют своиособенности. Главой государства и высшим должностным лицом в нашей странеявляется Президент. (Каковы его властные полномочия?) Именно в силузанимаемой должности Президент принимает важные, общественно значимыерешения, оказывая тем самым постоянное воздействие на ход событий и судьбылюдей. Это влияние возрастает, если Президент является признаннымполитическим лидером. Влияние политического лидера основывается на подчинении ему, поддержкеего решений и действий. Люди готовы следовать за теми лидерами, которыхсчитают способными отстаи- вать их интересы, удовлетворять их потребности. Поэтому политическоелидерство, кроме формально-правового аспекта, включает неформальный,личностный аспект. Он предполагает общественное признание возможностей(совокупности личных качеств) политического лидера, соответствующих даннойроли. Иными словами, личностный аспект политического лидерства основан наавторитете и служит для оценки того, какой это лидер. К кандидатам на постпрезидента предъявляются довольно жесткие требования. Им следует бытьгражданами РФ, в возрасте не моложе 35 лет и проживать на территории Россиине менее 10 лет. Чтобы принять участие в предвыборной борьбе, каждый обязансобрать не менее 1 млн подписей своих сторонников. Если же таких"миллионеров" окажется несколько и ни один из них не сумеет привлечь впервом туре выборов более половины (абсолютное большинство) голосов, тоназначается второй тур. В нем борьба завершается избирательным поединкомдвух кандидатов, набравших наибольшее число голосов в первом туре. Соперничество за президентское кресло в силу его властной значимостиприобретает обычно характер наиболее острой конкурентной борьбы междубольшим числом кандидатов. Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту нередкосоздается имидж "своего парня". Он шокирует публику предельнойоткровенностью, что ассоциируется у части избирателей с честностью игарантией выполнения предвыборных обещаний. Обещает много, рассчитывая нато, что авось поверят. Такие приемы воздействия на избирателя называютсяпопулизмом (от лат. populus -- народ). Что же такое популизм? Это стиль в политике, позволяющий добитьсяподдержки избирателей благодаря податливости масс на простые объяснениясложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги. Почему же избиратели покупаются на такие уловки? Очевидно, потому, чтоопределенному кругу людей, не владеющих демократической политическойкультурой, более понятны упрощенные варианты политических решений. Для нихвыборы президента становятся не более чем политическим шоу, в которомценятся простецкие манеры, спортивная внешность, молодежная прическа ипрочие черты внешности, т. е. на первый план выступает имидж в самомповерхностном, обывательском смысле. Рациональный выбор высших должностных лиц осуществляется на основеанализа предвыборных заявлений кандидатов и их личностных качеств. Прирассмотрении последних целесо- образно обратиться к биографическим сведениям (происхождение, процесссоциализации, окружение, в том числе сторонники и оппоненты, стиль работы ипр.). Критериями оценки кандидатов на пост президента могут служитьвыполняемые им по Конституции функции: гаранта соблюдения Конституции РФ,прав и свобод человека и гражданина; определения основных направленийвнутренней и внешней политики; принятие мер по охране суверенитетаРоссийской Федерации; ее независимости и государственной целостности;обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органовгосударственной власти, а также функций Верховного ГлавнокомандующегоВооруженными силами Российской Федерации. Социологические исследования показывают, что в России рассчитывать науспех может решительный, умный, с сильной политической волей человек,ставящий во главу угла интересы страны, честный и достаточно жесткий впроведении своей линии. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что демократическаяполитическая культура способствует эффективному участию в политике, являетсяпреградой манипулированию политическим сознанием личности, позволяет ейсделать осознанный и ответственный политический выбор. Основные понятия Политический статус личности. Демократическая политическая культура.Политический лидер. Термины Политическая роль. Популизм. Охлократия. Политический маркетинг.Политический имидж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: