Исходя из изложенного, совершенно очевидно, что понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого

Государственное социальное страхование — это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.

4. Общая характеристика правовой основы социального обеспечения.

Источники права социального обеспечения — это различные норм. прав. акты, регулирующие тот комплекс обществ-х отнош-й, который составляет предмет данной отрасли права. В источниках права соц. обеспечения РФ отражены материальные условия жизни нашего общества; с их изменениями меняются и источники права соц. обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законод-во в области соц. обеспечения быстро обновляется. Устаревшие норм. акты права соц. обеспечения отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени их важности и субординации, т.е. по юр. силе; 2) по сфере их действия; 3) по органам, принявшим норм. акт; 4) по форме акта; 5) по правовым институтам.

Среди перечисленных выше классификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают.

К конститутивным законам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г. постановлением Верховного Совета РСФСР. В ст. 7 говорится, что РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Первую группу источников права соц. обеспечения составляют междунар. договоры и конвенции Междунар. организации труда (МОТ) (Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах соц. политики» 1962 г., Конвенция № 118 «О равноправии в соц. обеспечении» 1962 г.). Нормы междунар. договоров должны обладать высшей юр. силой по отношению к законам РФ.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами СНГ) устанавливающие условия и порядок соц. обеспечения граждан при переезде из одного гос-ва СНГ в др. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан гос-в — членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г.

Вторую группу источников права соц. обеспечения составляют законы РФ. Среди них особое место, занимает Конституция РФ. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения.

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере соц. обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы ФЗ (например, Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемес. пособия на ребенка» от 8 августа 1998 г.; Указ Президента РФ «О доплате к гос. пенсии лицам, замещавшим должности в органах гос. власти и управления Союза ССР и РСФСР» от 1 апреля 1996 г.) или Указ Президента РФ «О повышении размера компенсационной выплаты отдельным категориям пенсионеров» от 1 августа 2000 г.

Четвертую группусреди подзаконных актов занимают постановления Правительства РФ,

5. Предмет и метод права социального обеспечения.

Предмет права социального обеспечения — это комплекс общественных отношений материального и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с наступлением определенных законом случаев (так называемых социальных рисков) и направленных на компенсацию или минимизацию последствий от их наступления путем распределения материальных благ.

Право социального обеспечения имеет самостоятельный предмет отрасли — совокупность правовых отношений, обладающих рядом отличительных признаков. К таким признакам относятся:
1) общая экономическая природа отношений по социальному обеспечению, т. е. указанные отношения носят распределительный характер;
2) специфический круг субъектов отношений соц. обеспечения, одним из которых всегда является государство либо иной уполномоченный государством субъект, другим же субъектом всегда выступает физическое лицо; социальное обеспечение юридических лиц невозможно;
3) объектом отношений социального обеспечения всегда является материальное благо. Формами выражения указанного блага являются: денежные выплаты (пенсия, пособия, компенсации и др.), оказание услуга социального характера (предоставление на льготных условиях медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, содержания детей в образовательных и воспитательных учреждениях и др.);
4) специфические юридические факты, с которыми связаны возникновение, изменение и прекращение отношений по социальному обеспечению. Как правило, это обстоятельства, которые не зависят от воли субъекта отношений и признаются государством социально значимыми (так называемые социальные риски). Под методом правового регулированияпонимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений. Методу права социального обеспечения присущи специфические способы определения содержания правоотношений.

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в рамках к-л предприятия). Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.

Для метода права соц. обеспечения характерна специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

* имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно перепоручили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту

правоотношения (гос. или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности.

* санкции носят право восстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и доп. лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

6. Правоотношения по социальному обеспечению (понятие, виды, содержание).

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права соц. обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи

Субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения1 — обязан обеспечить эту реализацию.

1) по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или для получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);

2) по видам соц. обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, соц. компенсаций и соц. услуг, являющихся объектом правоотношений);

3) по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока (т.е. периодические) и разовые (единовременные).

Можно также классифицировать их и по формам социального обеспечения: a) государственное социальное страхование; b) социальное обеспечение из гос. и муниципального бюджета; c) дополнительные виды добровольного страхования (доп. пенсии, услуги, пособия).

Исходя из характера и целей правоотношений все правоотношения по социальному обеспечению делятся на три вида:

1) основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, соц. компенсаций и оказанию соц. услуг действиями в натур. виде;

Все основные материальные правоотношения можно классифицировать по видам обеспечения следующим образом:

1) пенсионные; 2) по выплате пособий, социальных компенсаций; 3) по предоставлению социальных услуг.

7. Юридические факты в социальном обеспечении.

В данной отрасли почти все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).
Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

Юр. факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о соц.обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

С юр. фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.).

Юр. факты, как и нормы права и правосубъектность, являются необходимыми предпосылками правоотношений по соц. обеспечению. Только при наличии одновременно всех трех этих предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение по соц. обеспечению.

8. Юридическая ответственность в социальном обеспечении

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения является одной из гарантий, обеспечивающих восстановление нарушенного права. Поэтому в силу специфики отношений, регулируемых правом социального обеспечения, к правонарушителю должны применяться специфические имущественные санкции.

В социальном обеспечении могут быть выделены следующие виды юридической ответственности:

· Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера.

· Уголовная ответственность - вид юридической ответственности; правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.

· Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

· Дисциплинарная ответственность - вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.

9. Круг лиц, обеспечиваемых за счет средств социального страхования и бюджетных ассигнований.

Социальное страхование — форма социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенность социального страхования — финансирование из специализированных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Обязательное социальное страхование — разновидность государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. Выделяют два вида социального страхования: обязательное общее страхование и обязательное профессиональное страхование. Обязательное общее страхование распространяется на всех без исключения лиц, работающих по трудовому договору или контракту. Обязательное профессиональное страхование распространяется на лиц, занятых на работах, связанных с повышенным травматизмом, особо опасными и неблагоприятными условиями труда.

Бюджетные ассигнования — средства бюджета, предусмотренные сводной бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. В соответствии с классификацией бюджетных расходов бюджетные ассигнования предназначаются для: развития отраслей экономики; фундаментальных научных исследований и разработки перспективных технологий; финансирования социальных мероприятий; обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга; национальной обороны; осуществления правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности граждан и государства; функционирования органов государственного управления и местного самоуправления и др.

10. Условия, определяющие право работника на пособие по временной нетрудоспособности.

Пособие по временной нетрудоспособности — это денежная выплата за счет средств гос. ФСС, компенсирующая утраченный работником заработок при временном освобождении от работы в связи с болезнью и по иным предусмотренным законодательством социально значимым причинам.

Пособия по временной нетрудоспособности являются основными по системе соц. обеспечения. Они назначаются всем работающим по найму (т.е. на основе труд. договора) независимо от места работы, ее характера, системы, порядка оплаты труда, а также иным лицам (напр., адвокатам, старателям, членам кооперативов, включая членов колхозов, лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров и др.), если они в период работы подлежали обязательному гос. соц. страхованию.

1. В случае наступления нетрудоспособности в период работы, включая время испытания и день увольнения.

Пособие лицам, заболевшим после увольнения, выдается в порядке исключения, если: а) временная нетрудоспособность наступила в течение месячного срока после увольнения; б) нетрудоспособность продолжалась свыше месяца; в) работник был уволен по уважительной причине. Начисление и выплата пособия производятся по месту последней работы, исходя из заработка перед увольнением.

При наступлении временной нетрудоспособности в период спора о правильности увольнения пособие выдается в случае восстановления на работе со дня вынесения решения о восстановлении.

2. В случае подтверждения факта временной нетрудоспособности больничным листком.

Б/листок, выданный в установленном порядке, является единств. документом, на основании которого выплачивается пособие. Справки, выданные в установленных законодательством случаях и удостоверяющие факт нетрудоспособности, права на выплату пособия не дают. В случае утраты больничного листка выдается его дубликат.

11. Система государственных пособий в России.

Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Пособие — это ежемесячная, периодическая или разовая выплата, заменяющая потерянный гражданином заработок (пособие по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) или дополняющая его при повышенных расходах (пособия при рождении ребенка, на погребение, семьям, имеющим детей до 16- летнего возраста, и др.), производимая из гос. и муницип. средств, фондов гос. социального страхования, занятости и других в размере и порядке, установленных законодательством.

Система государственных пособий в России за последние годы претерпела существенные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни – в экономике, политике, социальной структуре общества.

В отличие от пенсий — постоянного и основного источника средств к существованию — пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии). Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

ü пособие по временной нетрудоспособности;

ü пособие по беременности и родам;

ü единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

ü единовременное пособие при рождении ребенка;

ü ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

ü ежемесячное пособие на ребенка;

ü пособие по безработице;

ü единовр. пособие мед. работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;

ü единовременное пособие гражданам при возникновении поствакционального осложнения;

ü единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;ü социальное пособие военнослужащим по контракту, уволенным с военной службы без права на пенсию;

ü единовременное пособие военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы;

ü социальное пособие на погребение.

12. Трудовое увечье (понятие и характеристика).

Трудовое увечье — в трудовом праве РФ повреждение здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве. Факт трудового увечья учитывается при назначении пособий по временной нетрудоспособности, пенсий по инвалидности к пенсий по случаю потери кормильца. Пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья назначается при наличии акта о несчастном случае на производстве, если несчастный случай, повлекший за собой увечье, произошел на территории предприятия или в ином месте выполнения работником его трудовых обязанностей.

Работодатель несет материальную ответственность за вред, причиненный здоровью рабочих, служащих, членов колхозов и других кооперативов, гражданам, работающим по гражданско-правовым договорам подряда и поручения, трудовым увечьем, происшедшим как на территории работодателя, так и за ее пределами, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем.

Степень утраты профессиональной трудоспособности потерпевших вследствие трудового увечья определяется врачебно-трудовой экспертной комиссией в процентах.

Одновременно с определением степени утраты профессиональной трудоспособности при наличии оснований устанавливается соответствующая группа инвалидности и определяется нуждаемость потерпевшего в дополнительных видах помощи.

Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности вследствие трудового увечья определяется Правительством Российской Федерации.

Полагающиеся денежные суммы возмещения вреда, компенсации дополнительных расходов и единовременное пособие могут быть увеличены по соглашению сторон или на основании коллективного договора (соглашения).

13. Виды пособий, выплачиваемых женщинам, имеющим детей, и их характеристика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: