Подсистемы общества

Сферы общества Деятельность людей и отношения между ними Учреждения (организации)
Экономическая Производство,распределе-ние и потребление мате-риальных благ и соответ-ствующие отношения Заводы, фирмы, рынки, банки…
Социальная Отношение между класс-сами, сословиями, наци-ями,профессиональными и возрастными группа-ми,деятельность по обес-печению соц-х гарантий. Система здравоохранения, соц. обеспечение, предприятия связи, досуга…
Политическая Отношение между граж-данским обществом и государством и полит. партий. Государство, парламент, правительство, партии…
Духовная Отношение, в процессе создания духовных цен-ностей. Учреждения системы образования,науки…

БИЛЕТ № 29

Общественные отношения представляют собой многообразные связи, возникающие между социальными группами, странами (слоями, классами), нациями и индивидами в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизнедеятельности. Общественные отношения есть способ бытия индивида. Но что такое сами общественные отношения? Чтобы выявить их специфику, необходимо показать отличие общественных отношений от форм совместного существования других, неразумных существ, т.е. животных.

Отметим сущностные социальные черты, формирующие общественные отношения:
1) трудовая деятельность, использование орудий труда, особенно искусственно созданных;

2) наличие языка в качестве осознанного способа общения и развитие на его основе письменности;

3) развитие мышления и разума;

4) наличие сознания и самосознания, мировоззрения, а отсюда - и целеполагающей деятельности.

Общественные отношения представляют собой особую целостность, образующуюся в результате совместной жизнедеятельности людей, характеризующуюся наличием трудовой деятельности, использованием орудий труда, особенно искусственных, присутствием языка, мышления, разума и сознания.

Общественные отношения - это тот воздух, который мы не видим, но которым дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью. Развитие биологической основы является их предпосылкой, необходимой, но не достаточной, а сущностные черты общественных отношений формируются лишь в результате исторического развития человеческого сообщества.

1. Материальные отношения – возникают и складывают­ся непосредственно в ходе практической деятельнос­ти человека вне его созна­ния и независимо от него. Это:

¾ Производствен­ные отношения

¾ Экологические отношения

¾ Отношения по детопроизводству

2. Духовные (идеальные) отношения - формируются, предвари­тельно «проходя через со­знание» людей, определя­ются их духовными ценностями. Это:

¾ Моральные отношения

¾ Политические отношения

¾ Правовые отношения

¾ Художественные отношения

¾ Философские отношения

¾ Религиозные отношения

БИЛЕТ № 30

Социальные институты – 1) исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия); 2) совокупность общественных обычаев, воплощение определённых привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.

Явные функции социальных институтов:

1) функция социализации;

2) регулятивная;

3) интегративная;

4) коммуникативная

Институт Общ. потребности
Семьи и брака В воспроизводстве рода
Полит.институт, особенно государство В безопасности и соц. порядке
Образования В получении знаний
Религии В решении духовных проблем.

Билет № 31

Человек – часть природы, т.е. общество, как часть природы, неразрывно с ней связано.

Значение «природа» употребимо для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования. Во время развития общества менялись и представления людей о природе и взаимосвязь человека с природой:

1) Античность:

Философы трактуют природу, как совершенный космос, т.е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.

2) Средневековье:

С утверждением Христианства природа мыслится как результат творения бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.

3) Возрождение:

Природа – источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой.

4) Новое время:

Природа – объект экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Природа становится объектом технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер, происходит разрыв связей между человеком и природой. На современном этапе возникает необходимость в новом мировоззрении, объединяющем лучшие традиции европейских и восточных культур. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к природе необходимо строить с позиции сотрудничества.

Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Понятие «техногенный» идентифицируется с понятиями «технический», «технологический», «технико-технологический», «техносферный», что существенно обедняет социальное и природное в техногенных явлениях.

Так, в зависимости от технической и технологической оснащенности, энергоемкости сферы общественного производства, степе­ни обобществления труда, свободы личности во всех сферах определяются типы цивилизаций, через ко­торые проходило человечество в своем развитии.

Великая техногенная революция в России началась с Чернобыля.

БИЛЕТ № 32

Огромное значение в современную эпоху приобретает решение проблем экологии. Термин «экология» произошел от греческих okos (дом, жилище) и logos (наука). Экология является наукой о взаимоотношениях общества и природы.

Взаимоотношения общества и природы имеют сложный и противоречивый характер.

Диалектико-противоречивая взаимозависимость общества и природы заключается в том, что, постепенно увеличивая власть над природой, общество в то же время попадает во все большую зависимость от нее как источника удовлетворения потребностей человека и самого производства. Имеется в виду прежде всего материальное обеспечение развития общества и его культуры.

Проблема взаимоотношения общества и природы – это глобальная, всечеловеческая экологическая проблема. Она давно вышла на первый план и особенно обострилась во второй половине прошлого века, когда масштабы и характер воздействия людей на природу приобрели угрожающий характер для их существования.

Сущность современной экологической проблемы – это глобальное изменение природной среды существования человечества, быстрое уменьшение ее ресурсов, ослабление восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого общества.

Природная среда существования людей изменяется под воздействием как сугубо естественных земных и космических факторов, так и деятельности самих людей. Это в основном производственная деятельность людей, в которую вовлекается все больше природного материала – недра земли, горные породы, почвы, леса, реки, моря и т. д. – и которая нередко нарушает ход естественных процессов, что ведет порой к непредсказуемым последствиям.

Глобальная экологическая проблема имеет множество сторон, любая из которых представляет собой самостоятельную, нередко масштабную, экологическую проблему, тесно связанную с другими.

БИЛЕТ № 33

Многовариантность общественного развития предполагает наличие социальных и политических сил для реализации того или иного альтернативного пути. «Наказ» (как и крестьянский приговор) не прокламация, выпущенная узким кругом лиц. Его принятие невозможно без одобрения значительного числа людей. Радикальные по своему содержанию «наказы» принимались политически экзальтированной массой обывателей, умело руководимой социал-демократами. Как известно, широкое участие масс в общественном движении радикализует политические и социальные программы партий и движений.

конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы. В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.
Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.
Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Формы социальных изменений в зависимости от их характера бывают двух видов: революционные и эволюционные.

Социальная революция является формой закономерного перехода от одного общественного строя к другому, что отражается в переходе власти из рук одного класса, социальной группы к другой. Если смена политической власти происходит без участия широких слоев населения, можно говорить о заговоре или мятеже. Недостатком революции являются ее разрушительные последствия. Революция характеризуется:

радикальной сменой политического и социального строя; участием широких слоев населения в преобразованиях;

реализацией конкретных жизненных потребностей людей;

ниспровержением существующего строя путем применения силы.

Эволюция - это способ постепенных количественных изменений, которые подготавливают качественные изменения. Наиболее типичной формой эволюции является реформа. Она изменяет те или иные стороны общества в рамках установленного порядка. Поэтому реформы осуществляются мирными средствами, правящими классами.

БИЛЕТ № 34

Прогресс и регресс (от латинских слов рrоgressus - движение вперед, успех, и regrеssus - обратное движение) - широко употребляемые в политологии понятия, обозначающие противоположные направления эволюции: если прогресс характеризует восходящую линию развития, переход от низшего к высшему, то регресс, напротив, обозначает нисходящее направление, возврат к пройденным рубежам, деградацию.

Модернизация — 1) усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы (например, модернизация компьютера); 2) историософское значение — макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного — к индустриальному.

БИЛЕТ № 35

С точки зрения двух последних позиций в вопросе о смысле истории она способна иметь субъективную, зависящую от самого человека внешнюю или внутреннюю ценность. Эти две позиции хорошо согласуются с идеей двухполюсности истории, однако с учетом того обстоятельства, что и внешняя, и внутренняя ценность истории должны быть разными для двух разных, можно сказать, диаметрально противоположных типов общества.

Согласно третьему из возможных ответов на вопрос о смысле истории история имеет инструментальную субъективную цель и является средством достижения тех идеалов, которые вырабатывает сам человек. Эти идеалы могут быть или коллективистическими (построение некоего совершенного во всех отношениях общества, способного безоблачно существовать тысячелетия), или индивидуалистическими (последовательное и постепенное усовершенствование имеющегося общества, гарантирующее все большие свободу и благосостояние его индивидам), или промежуточными между открытым коллективизмом и ясно выраженным индивидуализмом. История – результат деятельности людей, направленной на определенные, сформулированные ими самими цели и ценности. Как средство достижения последних, история имеет отчетливый субъективный, зависящий от человека смысл. Другой вопрос, что, преследуя свои, казалось бы, ясные и хорошо продуманные цели, люди нередко приходят к совершенно неожиданным и нежелательным результатам.

Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.

В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройку.

Базис – совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребление материальных благ.

Надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.

Тип надстройки определяется характером базиса.

Понятие «цивилизация» — уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.

Все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные.

Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев.

Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

БИЛЕТ № 36

Линии сравнения аграрная индустриальная информационная
Основной фактор производ­ства земля капитал знания
Основной продукт производ­ства Пища Промышленные изделия услуги
Характер­ные черты производ­ства Ручной труд Широкое при­менение меха­низмов, техно­логий Автоматизация производства, компьютериза­ция общества
Характер труда Индивидуаль­ный труд Преимущест­венно стан­дартная де­ятельность Резкое повы­шение творче­ского начала в труде
Основной вид экс­порта Сырье Продукты производства услуги
Продолжи­тельность жизни 40-50лет Свыше 70 Свыше 70
Взаимо­действие с другими странами несущественное Тесная взаимосвязь Открытость общества
Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое ко­личество обра­зованных людей; борьба с неграмотно­стью Утверждаются новые ценнос­ти прогресса, личного успе­ха, веры в нау­ку; Особая роль науки, обра­зования; раз­витие индиви­дуализиро­ванного сознания; непрерывное образование

БИЛЕТ № 37

Переход науки к постнеклассической стадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира. Длительное время идея этого единства существовала как идеал. Но в последней трети XX века возникли реальные возможности объединения представлений о трех основных сферах бытия - неживой природе, органическом мире и социальной жизни - в целостную научную картину на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус. Формирование таких принципов было связано с переосмыслением оснований многих научных дисциплин. Одновременно они выступают как один из аспектов великой культурной трансформации, происходящей в нашу эпоху.

БИЛЕТ № 38

Глобализация - исторический процесс сближения наций и народов между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество начинает осознавать свою целостность.

Процесс глобализации состоит из следующих компонентов:

- международное разделение труда

- международное производство

- политические факторы, которые позволяют благодаря экономической зависимости обеспечивать политическое превосходство

Антиглобализация – это многовекторное политическое движение, направленное против негативных аспектов процесса глобализации.

Билет № 39

Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации

Проблемы:

1) общечеловеческие проблемы, которые затрагивают коренные интересы всей цивилизации и каждого человека

- сохранение жизни и здоровья человека

- продовольственные проблемы

- неравномерность экономического развития в разных регионах

- политическая зависимость развивающихся стран от развитых

- различие в ценах на сырьё и наукоёмкие товары

- влияние научно-технического прогресса

БИЛЕТ № 40

Культура – это все созданное человеком; это сотворенная человеком вторая природа.

Духовная культура – это прежде всего идеи, выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Её ядром и носителем является система духовных ценностей. Духовная культура нуждается в материальном посреднике: сама книга, в которой опубликовано то или иное литературное произведение, может быть отнесена к материальной культуре. Поэтому духовная жизнь общества не тождественна широкому пониманию культуры. Под духовной жизнью общества обычно понимают область бытия, в которой объективная реальность даётся не в форме предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Центром и ядром духовной сферы является понятие духовности, неразрывно связанная с понятиями истины, добра и красоты. Эти категории рассматривают религия, мораль и искусство – то, что относится к прерогативе духовной культуры.

Билет № 41

Принято подразделять культуру на материальную и духовную.

Материальная культура – это предметный мир культуры, включающий в себя всё, что произведено человеком в процессе материального производства (это орудия труда, здания, оборудование и т.д.).

Духовная культура – это прежде всего идеи, выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Её ядром и носителем является система духовных ценностей.

Любой предмет материальной культуры создаётся на основе идеи, рождённой наукой, философией, общественной необходимостью (а это уже можно отнести к духовной культуре). Духовная культура нуждается в материальном посреднике: сама книга, в которой опубликовано то или иное литературное произведение, может быть отнесена к материальной культуре. Материальная культура опирается на культуру труда и производства, культуру потребителя и т.д. Существует экономическая культура, политическая, правовая, экологическая и т.д.

Формы и разновидности культуры различны. По степени распространённости принято делить культуру на мировую и национальную. Кроме того, у каждой демографической, социальной, профессиональной группы может выделяться собственная культура (её называют субкультурой). Если ценности субкультуры вступают в противоречие с ценностями общества, она превращается в контркультуру.

В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают три формы – народную, элитарную и массовую культуру.

Билет № 42

Нашу жизнь трудно представить без науки и ее достижений. Радикально изменив естественную среду своего обитания, освоив всю поверхность Земли, всю биосферу, человек создал ”вторую природу” – искусственную, которая для его жизни стала значимой не менее первой. Они изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека. При этом “вторая природа” встала в резко конкурентные отношения с естественной природой планеты. Для сегодняшней эпохи характерна любознательность человека в познании природы, которая часто противоречит нравственности. Все достижения материальной и духовной культуры вместе с людьми – ее носителями – составляют человеческую цивилизацию. Современный уровень развития цивилизации достигнут в результате развития науки.

Наука предстает как род деятельности, осуществляемый конкретными людьми - учеными. Иногда науку даже определяют как то, что делают ученые. Ученые же по большей части разобщены, одни из них работают в секретных и недоступных лабораториях, другие занимаются сложными вычислениями и доказательствами, все они пользуются языком, понятным только их коллегам. Вместе с тем на смену представления о том, что открытие так или иначе было бы совершено, независимо от личностного вклада конкретного ученого, приходит ясное понимание того, что за теорией стоит личность определенного ученого, философа или мыслителя.

БИЛЕТ №43

Свобода выступает одной из универсальных характеристик человеческого бытия. Это – способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий. Вопрос о свободе является одним из важнейших в определении человеком своих позиций, ориентиров своей жизни и деятельности.

Проблема свободы связана со спецификой человеческой истории. На разных этапах истории, она осмысливается специфически. Понятие свободы связано с понятиями необходимости, зависимости, отчуждения, ответственности. Взаимоопределения этих понятий и соответствующие схемы людского поведения изменяются от эпохи к эпохе, они специфичны для различных культурных систем. Для человека родоплеменного общества быть свободным означает принадлежать роду, племени, быть «своим». Стать изгоем означало верную смерть; свободы от рода не мыслилось. Для человека индустриального общества, напротив, свобода носит, прежде всего, экономический и юридический смысл как свобода распоряжаться своими деятельностными силами, своей личностью, владеть средствами производства и обладать возможностью их создания. В ХХ веке в связи с тем, что люди вынуждены взаимодействовать в условиях многомерного социального бытия, свобода становится способностью человека к поведению, соразмеряющему самостоятельность индивида с действием разнообразных социальных, культурных, технологических форм, с умением осваивать и контролировать их воспроизводство.

Научная деятельность требует от человека определенных качеств. Это не только беспредельное трудолюбие, пытливость и одержимость, но и высокое гражданское мужество. Настоящий ученый ведет бескомпромиссную борьбу с невежеством, защищает ростки нового, прогрессивного против попыток законсервировать устаревшие взгляды и представления. История науки бережно хранит имена ученых, которые, не жалея жизни, боролись с отсталым мировоззрением, тормозившим прогресс цивилизации. На костре инквизиции был сожжен Джордано Бруно, великий мыслитель, материалист, смело заявивший о бесконечности Вселенной. В эксплуататорском обществе у науки и ученых был и остается еще один противник — стремление власть имущих использовать труд ученых в целях своего обогащения и в целях войны. Цель работы – изучение ответственности ученых за судьбы мира. В ходе работы решались следующие задачи: определить ответственность ученых перед обществом за развитие оружия массового поражения; изучить степень ответственности ученых за разработки в области генной инженерии и клонирования.

БИЛЕТ № 44

Образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколениям опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности. Основным институтом современного образования является школа. Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в процессе социализации.

Образование традиционно делится на общее и профессиональное.

Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живёт, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.

Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т.д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.

БИЛЕТ № 45

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

- дошкольные;

- общеобразовательные;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

- учреждения дополнительного образования;

- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

БИЛЕТ № 46

Мораль – это регулятор социального поведения, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм.

Наказание за нарушение моральных норм – это общественное порицание и осуждение. В отличие от правовых санкций моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. При этом важное значение для общественного мнения имеет мотивация поступка. Например, с точки зрения права любая кража наказуема, с точки зрения морали кража куска хлеба для голодного ребенка может быть оправдана общественным мнением.

Категории морали определяют высшие духовные ценности.

Нравственные категории – понятие морали, которое носят всеобщий характер (добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье и т.д.)

Принципы морали носят основополагающий характер, так как формулируют в обобщенном виде базовые моральные ценности общества(принципы счастья, любви, справедливости, гуманизма.)

БИЛЕТ № 47

Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличных от культуры взрослых.

Молодежная субкультура носит развлекательно-рекреативный характер, а не познавательный и созидательный.

Молодежная субкультура носит развлекательно- рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыки и др.

У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения.

Социологи сегодня бьют тревогу: на первом месте среди авторитетных источников информации у молодых людей - телевизор, на втором - компьютер. И лишь затем - школа, причем, как среда обитания, а не мест общения. В конце списка - семья.

Молодежные группы: байкеры, готы, панки, растаманы, рокеры, рэперы, Хиппи, экстремалы.

БИЛЕТ № 48

Российская молодежь на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах.

Среди причин деструкции, происходящей в молодежной среде, исследователи отмечают такие моменты, как:

• становление демократического общества происходит стихийно, без ориентации на ценностные приоритеты, неуправляемость этих процессов может повлечь за собой тяжелые последствия;

• в массовом сознании молодежи сформировались ценностные ориентации, различающиеся по направленности;

• отсутствие возможностей реализации ценностных ориентаций приводит к дезинтеграции духовных образований молодежи;

• усилившееся рассогласование систем воспитания и образования ведет к сочетанию противоположных ценностей и тенденций в общественном сознании;

• ослабевает роль семьи и школы в процессе воспитания;

смена ценностей, как правило, не учитывается теми, кто занимается воспитанием молодежи, они не владеют необходимыми на данный момент формами и методами воспитания;

• образование все в большей степени приобретает прагматический оттенок;

• в современной молодежной среде отмечается рост индивидуализма и кризис коллективизма.

БИЛЕТ № 49

Каждый человек в своей жизни стоит перед моральным выбором. Этот моральный выбор заключается в определении высших моральных ценностей и следовании им и моральному идеалу. Однако в связи с происходящей в современном обществе переоценкой ценностей человек вынужден сам решать, что является добром, справедливостью, долгом в конкретной ситуации, каждый человек вынужден делать свой моральный выбор, жертвуя во имя высших ценностей какими-то личными потребностями.

Тысячелетия назад люди открыли, что самая высшая моральная ценность – это любовь к ближнему, человеку. Это значит, что нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. В этом и проявляется и любовь к ближнему.

БИЛЕТ № 50

Религия – это форма мировоззрения, которая делит окружающий мир на реальный, в котором живёт человек, и мир потусторонний, в котором пребывает сверхъестественная сила – Бог.

Сейчас в мире существует множество верований, сект, церковных организаций. Большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих религий. Однако многие люди относят себя к атеистам, т.е. отрицают всякую религию и веру в сверхъестественное.

Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь общества остаётся значительным. Ряд государств признаёт одну из религий государственной и обязательной.

Сегодня роль религии в возрождении и преумножении культурного наследия, приобщении к нему людей неоценима. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

Но идеализировать роль религии не следует. Виной многих конфликтов, войн, терроризма является религиозный фанатизм и нетерпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения преступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определённые виды деятельности, сковывая творческую силу людей.

БИЛЕТ № 52

Одним из путей преодоления религиозных противоречий является признание и соблюдение свободы совести.

Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…”

По Конституции РФ является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.

Свобода совести оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религии.

БИЛЕТ № 53

Духовная жизнь – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума.

Положение культуры России оценивается как крайне тяжелое, т.к.: 1. Набирает темпы духовное обнищание народа: а) упадок морали, б) ожесточенность, в) рост преступности и насилия, что происходят на почве бездуховности. 2. Вместо родной речи язык засоряется иноземными словами и нецензурной бранью. 3. Под угрозой разрушения то, что столетиями создавал интеллект, дух и талант нации (разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства). 4. Опасность для будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.

БИЛЕТ № 54

Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой интеллектуально-чувственное отображение действительности в художественных образах.

Значение искусства для человека и человечества заключено в его основных функциях.

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности.

Функция предвосхищения характеризует способность предвосхищать будущее (фантастические произведения).

Воспитательная функция отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику.

Эстетическая функция формирует эстетические вкусы и потребности человека, пробуждает в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция заключается в способности искусства доставлять человеку радость эстетического наслаждения.

Познавательная функция отражает способность искусства к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

БИЛЕТ № 55

Виды искусства, в которых художественные образы разворачиваются в пространстве, называются пространственными. Это архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство.

Временными искусствами называются виды, в которых художественные образы разворачиваются в пространстве (литература, музыка, радиоискусство).

Виды искусств, где для воспроизведения художественных образов необходимо и пространство и время, называются пространственно-временными. Это театр, цирк, балет, пантомима, эстрада, кино, телеискусство.

БИЛЕТ № 56

Социальные группы наряду с народом являются субъективным фактором развития общества. Эти группы могут выделяться по различным признакам – возрастному, половому, профессиональному,религиозному и т.д.

Среди больших социальных общностей выделяют классы, социальные слои, сословия. Каждый человек принадлежит к какой-либо из этих социальных групп.

Эти группы занимают различные положение в обществе, имеют не равный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

Особенно отчетливо проявляются различия в имущественном положении. Крестьяне, рабочие, служащие, владельцы фирм, имеют не одинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров.

Главным элементом социальной структуры выступают общественные классы, которые отличаются друг от друга отношением к собственности на средства производства.

В социальной структуре общества выделяют:

классы;

люмпены;

маргиналы;

семья – это важнейший социальный институт и один из основных факторов социализации личности.

Классы – это устойчивая социальная группа. Наибольшую роль в историческом процессе сыграли классы, сословия и нации.

«Люмпены» – люди, опустившиеся на «дно» общественной жизни – бродяги, нищие, бомжи.

Маргиналы – это люди, занимающие положение между устойчивыми общностями. Один из каналов пополнения маргиналов – массовая миграция из села в город.

Семья является важнейшим элементом социальной структуры общества.

БИЛЕТ № 57

Социальное неравенство – форма социального различия, при котором отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной лестницы и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности. Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), разделения труда.

Социальная стратификация - это деление общества на социальные слои по следующим показателям: доход, власть, образование, престиж.

БИЛЕТ № 58

Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).

Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

§ Восходящая мобильность — социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).

§ Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

БИЛЕТ № 59

Социальным контролем понимается особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформного поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций. В его функционировании можно выделить две стороны: нормативную, которая сводится к действию ценностно-нормативных регуляторов человеческого поведения, и институциональную, которая представлена существованием в обществе системы субъектов социального контроля (специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций).

Социальные функции контроля многогранны, поскольку включают выявление и анализ фактического положения дел, сопоставление реального положения с намеченными целями, оценку контролируемой деятельности и принятие мер по устранению вскрытых недостатков. Можно выделить следующие основные функции социального контроля: информационную, регулятивную, профилактическую и воспитательную.

Информационная функция социального контроля не сводится лишь к сбору сведений, пополнению информационного массива. Процесс контроля включает и аналитический момент, обработку первичной информации, глубокое проникновение не в случайные, а в устойчивые, типичные для подконтрольного объекта явления, обстоятельную проверку и анализ всех фактов, занятых в их совокупности, в причинно-следственной связи. Такой анализ позволяет определить степень выполнения намеченных программ, найти дополнительные резервы, исправить допущенные ошибки и просчеты.

Система социального контроля выполняет и регулятивную роль. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность социальных групп становится невозможно. Регулятивная функция социального контроля связана не только со стабилизацией общественных отношений. Она имеет и динамический аспект, иначе говоря, реально обеспечивает поступательное движение общества. Хорошо организованный социальный контроль служит действенным фактором претворения в жизнь принципов демократизма и гуманизма.

Охватывая все сферы жизнедеятельности общества, социальный контроль играет также профилактическую роль. Социальную профилактику, рассматриваемую в широком смысле, можно определить как совокупность государственных и общественных мер, направленных на устранение и нейтрализацию причин и условий антиобщественных действий. Социальный контроль дает возможность оценить эффективность методов, приемов деятельности и на основе этого решать, какие приемы устарели, нуждаются в замене. Контроль призван всемерно способствовать развитию всего нового, передового, ценного, что постоянно создается в результате творчества масс.

Социальный контроль, наконец, обладает большим воспитательным потенциалом. Органы социального контроля призваны преследовать бюрократизм и формализм во всех проявлениях, вскрывать их истоки, изживать всякую безответственность. Поскольку контроль является одной из основных функций социального управления, постольку и участие в осуществлении данной функции есть реальный путь привлечения членов общества к управленческой деятельности.

Виды социального контроля:
1) Социальный контроль через социализацию, доминирует в любом обществе, люди выполняют свои роли бессознательно в сил обычаев и предпочтений. Таким образом социализация формирует наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе
2) Социальный контроль через групповое давление. Он обусловлен включенностью каждого индивида в первичную социальную группу (семью, производственную бригаду, класс, студенческую группу), имеющую устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом. Условием такого включения является разделение индивидов, минимально принятых в группе культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Любое отклонение приводит к осуждению группой
3) Социальный контроль через принуждение. При наличии высокой численности населения и сложной культуры начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль. Когда индивид не желает следовать группе, общество прибегает у принуждению поступать так как все.

Самоконтроль - это личный контроль каждого над собой, самостоятельное регулирование личностью своего поведения, его мотивов и побуждений, самооценки субъектом собственной деятельности. Степень самоконтроля неодинакова у разных людей и во многом зависит от уровня общественной сознательности, духовного развития личности.

БИЛЕТ № 60

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах), называются “групповыми нормами”.

Нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом, называются “социальными (общими) нормами”.

Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи, есть общенациональные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости оттого, насколько строго наказание за их неисполнение (санкции):

За нарушение одних норм следует мягкая санкция – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд;

За нарушение других норм жесткие санкции – тюремное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе.

Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид:

Привычки – обычаи – традиции – нравы – законы – табу.

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего – привычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, семейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие групповые санкции (наказание, принятое только среди членов группы). Такого рода привычки получили название неформальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза) правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления);

неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка;

формальные негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви

неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, компромат.

БИЛЕТ № 61

Соблюдение социальных норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением.

В широком смысле “девиация” подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют неписаным нормам или писаным нормам.

Как известно, социальные нормы бывают двух типов:

писаные — формально зафиксированные в конституции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством.

неписаные — неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т. е. некоторыми конвенциями, или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением.

Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм — девиантным (отклоняющимся) поведением.

Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, то для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших — отклонением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:

нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;

нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;

религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);

политические нормы. — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;

правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.

Преступлением называется общественно опасное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность преступлений в социологии имеет особое название — делинквентное поведение.

БИЛЕТ № 62

Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом «низших слоев». Важное обстоятельство – то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи.

Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.

БИЛЕТ № 63

Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

Причина социальных конфликтов кроется в самом определении - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой.

БИЛЕТ № 64

Разрешение социального конфликта – это преодоление основного противоречия в интересах сторон, устранение его на уровне причин конфликта. Решение конфликта может быть достигнуто самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключения к решению какой-либо третьей стороны (посредника). Таким образом, модель решения конфликта – это совокупность определенных методик его преодоления. Это далеко не случайно выбранный способ, а непосредственно зависящий от показаний проведенной диагностики конкретного конфликта.

Модели, применяющиеся при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в обществе культурных и правовых установок по отношению к конфликту, поощряющих или запрещающих тот или иной способ разрешения конфликта. Модель разрешения любого конфликта строится на применении различных методов – насильственных (репрессии, демонстрация силы, разные формы принуждения) или мирных (переговоры, соглашение, компромиссы).

Существуют три принципиальных способа (модели), посредством которых конфликтующие стороны могут решить свои противоречия и выйти из состояния конфликта. Первый – силовой (одностороннее доминирование), второй – компромисс, третий - разъединение сторон. Возможна и определённая комбинация названных четырех способов (симбиозная модель).

Одностороннее доминирование (силовая модель) – способ, предполагающий удовлетворение интересов одной из конфликтующих сторон за счет интересов другой. Силовые способы разрешения конфликта, по сути, ведут к уничтожению или полному подавлению интересов одной из сторон конфликта.

Разъединение сторон конфликта. В этом случае конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами, изоляцией их друг от друга (например, развод супругов, разъезд соседей, перевод работников на разные участки производства).

Модель компромисса – способ согласования конфликтных интересов, заключающийся во взаимных уступках в позициях конфликтующих сторон.

БИЛЕТ № 65

Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоёв общества, а так же совокупность институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum — слой, пласт.

Страты – это большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества.

К высшей страте (элите) сегодня отнесены представители государственного аппарата, нарождающейся буржуазии, интеллектуалы, занятые в сфере финансового бизнеса.

Создание среднего класса в России сегодня только начинается. К нему будут принадлежать представители класса предпринимателей, квалифицированные рабочие и работники умственного труда.

Низший класс низкооплачиваемые рабочие, нищие, безработные.

БИЛЕТ № 67

Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.

Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего это племена, народности и нации.

Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.

БИЛЕТ № 90

Полит лидерство - процесс взаимодействия между авторитетными людьми, которые наделены реальной властью.

В основу типологии М. Вебера положены типы общественного управления.

Виды:

§ традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),

§ рационально-легальное (предусматривает наличие лидеров, избранных демократическим путём),

§ харизматическое (основано на вере масс в особенный дар благодати, феноменальные качества к управлению отдельных лидеров).

Факторы которые влияют на характер полит руководства:

1) основные полит убеждения лидера.

2) Полит стиль лидера

3) Мотивы которыми руководствует лидер

4) Предшествующий полит опыт лидера

5) Полит климат в котором начинал свою деятельность лидер.

БИЛЕТ № 91

В полит. элиту входятглавы государства и правительства, министры, руководители палат парламента. Так же существуют другие элиты, которые могут влиять на политику государства. Экономическая элита (владельцы корпораций, банков…)Военная элита (высший генералитет, командующих военными округами…)Информационная элита (владельцы и редакторы газет, радио, СМИ…)Административная элита (чиновники, занимающие высокие должности в гос. Аппарате.) Научная элита (ученые, руководители уч. Центров.)

Формирование полит. элиты.

При закрытой системе, характерной для тоталитарных полит. систем, отбор осуществляется узким кругом высших руководителей. При этом учитывается возраст рекрутируемых, образование, их успешная карьера. Такая система ведет к отрыву элиты от народа, превращает её в привилегированную касту. Открытая система, характеризованная для демократического государства, характеризуется большим выбором в различные органы власти, возможностью продвижение на них выходцев из любых общественных слоев.

БИЛЕТ № 92

Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных институтов и отношений выражающих частные интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.

В гражданском обществе есть несколько слоев отношений и связей. Фундамент составляет рыночное хозяйство, взаимодействие людей в процессе производства. Они основаны на праве частной собственности, свободе труда и предпринимательства. Второй слой – это социокультурные отношения. Они обусловлены удовлетворением потребностей граждан в семейных связях, образовании, вере, здоровья. Третий слой – взаимодействие объединений по интересам. К ним относятся: союзы предпринимателей, молодежные организации, клубы по интересам. Наличие в обществе эффективно действующих разнообразных и многочисленных объединений характеризует степень его сформированности.

Государство — это особая форма организаци


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: