Александр Македонский

Александр Македонский был личностью ярчайшей, поражавшей воображение современников и потомков. Будущий великий полководец родился в 356 г. до н. э. Его биография обросла легендами, анекдотами, так что порой трудно отделить истину от фантазии. Человек, который привил Александру интерес к военному делу, был сам Аристотель.

Важнейшим делом Александра стало основание в 332-331 гг. нового города в низовьях Нила, названного в его честь Александрией, которому суждено было стать крупнейшим центром науки и культуры.

Плутарх (46 г до н.э - 127 г н.э) писал много в разных жанрах. Свое воззрение на жизнь и место человека он выразил в «Нравственных сочинениях». Пользовался формой диалога, застольной беседы, диатрибы, декламации, дружеских послании писем, увещеваний, наставлений, полемических трактатов, философско-религиозных рассуждений, естественно- научных и филологических комментариев. В «Сравнительных жизнеописаниях» он обратился к жанру биографии греков и римлян.

Лукиан (125-180 гг. н.э) родился в Самосате. Первый период его творчества - риторический, продолжался до конца 60-х годов. Его речи «Лишенный наследства», «Тираноубийца», «Учитель красноречия»,«Похвала мухе». Второй период - философский, вплоть до 80го. Лукиан занимался множеством разных тем, написаны многочисленные сатирические произведения против мифологии, ряд трактатов против философов, суеверия и фантастики. Критически-эстетическая группа «Зевксис», «Гармонид»; комические диалоги – «Прометей, или Кавказ», «Разговоры богов»; менипповская группа - «Разговоры в царстве мертвых», «Зевс трагический»; сатира на лжефилософов- «Корабль, или Желания», «Киник», сатира на суеверие, лженауку и фантастику- «Любитель лжи», «Лукий или Осел».
Жанры Лукиана: а) ораторская речь «Лишенный наследства», «Похвала мухе» б) комический диалог «Разговоры богов» в) описание «О сирийской богине» г) рассуждение «Как писать историю» д) мемуарный рассказ «Жизнь Демонакта» е) фантастический рассказ «Правдивая история» ж) эпистолярный жанр «переписка с Кроносом» з) пародийно-трагедийный жанр «Быстроногий». Для художественного стиля Лукинана характерны комизм, острая сатира, бурлеск, сложный психологический портрет, резко отрицательное изображение жизни, общий стиль классической прозы, пестрота и прогрессивные тенденции.

Менандр (около 342-292 г. до н. э.), древнегреческий драматург, один из создателей новой аттической комедии, родился около 343 до н. э. в Афинах, в богатой аристократической семье. Принадлежал к состоятельной верхушке афинского общества. В своих сочинениях он изображалобыденную жизнь, главным образом семейные конфликты. На первый план выдвигались такие человеческие недостатки, как скупость, слепая влюбленность, хитрость и т. п. Менандр защищал права женщин и ребенка, обличал уродливые явления быта и сочувствовал рабам. Имена героев Менандра становились нарицательными.

«Третейский суд». Это произведение, в котором можно найти исчерпывающий набор сюжетных ходов, типологию характеров, отличающих новоаттическую комедию. Правда, сюжет и система образов в «Третейском суде» говорят о том, что это уже не комедия в чистом виде ибо она приближается к тому, что можно назвать бытовой драмой.

Римская литература

Лекция 9. Римская литература

1.Особенности, основные периоды развития: ранний, литература позднего века республики, литература периода Римской империи, поздний и позднейший.

2. Творчество Плавта, демократическая направленность его комедий.

3. Социальная направленность и гуманно-филантропическая тенденция комедий Теренция.

1.Особенности, основные периоды развития: ранний, литература позднего века республики, литература периода Римской империи, поздний и позднейший.

Римская литература является новым этапом в развитии античной литературы.

И древнегреческая и римская литература создавались и развивались в условиях античной рабовладельческой формации. Рим, в основных чертах, прошел тот же путь развития, что и древняя Греция; это путь от родовой общины к рабовладельческому городу – государству, а затем к образованию огромной империи, которая гибнет в результате возникающих внутренних противоречий, уступив место новой экономической формации – феодальному обществу.

Римская литература сыграла большую роль в развитии западноевропейских литератур. Ведь единственным источником знакомства европейского Запада с античной культурой на протяжении длительного периода времени были сохранившиеся памятники древнеримской, а не древнегреческой литературы.

Римская литература более поздняя, более зрелая (3 в до н.э.), отличается универсализмом и крайним индивидуализмом. Грандиозность, возвышенность, динамика изображения соединилась с беспощадной трезвостью оценок, деловым и прозаическим подходом к жизни, страстностью чувств и натурализмом. 1) до пол. 3в до н.э.- италийский 2) кризис республики (80-30 гг 1 в до н.э.) и эпоха принципата Августа (до 14 г н.э.) 3) 1-5 вв н.э. литература рассвета Римской империи, 2-5 в н.э. литература падения империи. Пунические войны. 146г до н.э.- присоединение Греции. Первые писатели - Ливий Андроник, Гней невий, Квинт Энний.

ЭПОХА РЕСПУБЛИКИ:

а) долитературный период (до середины III в. до н.э.)
В Риме была осуществлена первая театральная постановка по греческому образцу. До этого времени латинская словесность была исключительно устной и безымянной. Сочинитель стихов не испытывал потребности связывать с ними свое имя, а слушатель не интересовался их создателем. У римлян авторская поэзия рождается довольно поздно -лишь в 3м в. То есть через пять столетий после появления в Греции поэм Гомера.

Произведения дописьменной литературы: гимны в честь богов, молитвы, заклинания, пословицы, поговорки, сентенции - сохранялись в памяти людей и передавались устно из поколения в поколение. Эта словесность, тесно связанная с общественной и частной жизнью, сопровождала основные акты трудовой и социальной деятельности и как атрибут повторяющихся ситуаций носила ритуальный характер. Молитвы, песни, клятвенные формулы звучал во время религиозных и похоронных обрядов, на пирах и свадьбах, при объявлении войны и заключении мира.

б) ранняя римская литература (до середины II в. до н.э.; время роста рабовладельческой республики);

с окончанием борьбы патрициата и плебса, на рубеже 4 и 3 вв. до н.э., Рим представляет собой уже вполне сформировавшийся античный полис, быстро распространяющий свою власть на соседние области. Огромный приток рабов и богатств, скопившихся благодаря успешным войнам и эксплуатации завоеванных земель, в корне изменили римскую экономику. Рим включился в средиземноморский товарооборот. Старинный «скопидомный» уклад жизни рушился. Перелом произошел также в культурной области. Наступает эллинизация римской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: