Комедии

Комедия – «песнь пьяной толпы». Основа сатира.

Древнегреческая комедия — родилась на тех же празднествах Диониса, что и трагедия, только в другой обстановке. Если трагедия в зачаточном состоянии — ритуальное богослужение, то комедия — продукт увеселений, которые начинались, когда богослужебная часть дионисий, мрачная и серьёзная, оканчивалась. В Древней Греции устраивали тогда шествия (komos, отсюда, возможно, и возникло само название — комедия) с разгульными песнями и плясками, надевали фантастические костюмы, вступали в споры, драки, перебрасывались остротами, шутками, часто непристойными, что, по воззрению древних греков, поощрялось Дионисом. Во время этих увеселений и возникли основные элементы комического жанра: дорическая бытовая сценка и обличительная хоровая песня.

Аристофан – древнегреческий комедиограф, «отец комедии». Примерно 40 комедий, дошло 11.

В своих комедиях вёл ожесточённую борьбу с демократией, стоявшей у власти в период Пелопоннесской войны. Аристофан был сторонником мира во что бы то ни стало, так как война пагубно отражалась на землевладельческой аристократии, идеологию которой он выражал. Это определяло и реакционность его философских и нравственных взглядов. Так он в карикатурном виде изображал Сократа, не щадил своего современника Еврипида, выразителя демократических настроений. Он часто его пародирует. Большинство его комедий были злой сатирой на представителей демократии, в том числе на Клеона и Перикла. Роль Клеона в комедии «Вавилоняне» исполнял он сам, так как актёры на это не решались, боясь мести правителя.

Пьесы: «Мир», «Лисистрата», «Лягушки», «Женщины в народном собрании», «Облака»

Литература времен эллинизма.

Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356—323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.).

Ранний эллинизм - 4-1 вв. до н.э.(хар-р просветительский, антимифологический)

Поздний эллинизм - 1-5 вв. н.э.(укрепление и рост абсолютизма, реставрирует древние формы мифологии)

В эллинистический период исчезают политические мотивы, по причине постоянных гражданских войн.

Классический период греческой литературы кончается вместе с развалом рабовладельческого полиса, то есть в 4 в. до н.э. Далее начинается послеклассический период, который наз-ся эллинизмом. В сравнение с литературой периода классики эллинистическая литература отличается полным аполитизмом или понимает свою политику как прославление абсолютного монарха. Внутреннее углубление личности. Прежде всего человек этой культуры оказывался погруженным в бытовую жизнь. Этот быт исключает всякую мифологию или магию, всякое свободное соц. - полит. творчество, это быт, ограниченный узкими интересами субъекта, интересами субъекта или общества. Бытовизм удобно изображать прежде всего в комедии, но не в той древней аристофановской комедии, тоже слишком перегруженной высокого рода общественно - полит. и рел.- фил. идеями. Для изображения нового быта появилось то, что принято называть новоаттической комедией. Другим жанром эллинистической литературы, где тоже процветает изображение быта, является греческий и римский роман. Мотивы любви и брака, семьи и воспитания, обучения, интриги и приключения - вот излюбленные темы новоаттической и римской комедии. Попадается и жанр мелких бытовых сценок("Мимиямбы" Герода). Бытовизм доходит и до воспевания маленького человека. Переходя от быта к более глубокому утверждению личности в период эллинизма, сталкиваемся с очень развитой и углубленной внутренней жизнью субъекта. Интенсивное развитие получает наукообразная литература. Появляются труды Евклида по геометрии, Архимеда - по математике и механике. Появляются и мифические произведения, наполненные всякого рода ученостями(Каллимах). Появляется сентиментализ и романтизм (Феокрит). Психологизм весьма сильно представлен в эллинистической литературе(Аполлоний Родосский).

9. Древнеримский эпос. Творчество Вергилия. "Энеида"

В годы правления Августа (30 до н. э. - 14 н. э.) роль красноречия в обществ. жизни слабеет и на первый план выдвигается поэзия как важнейшее средство пропаганды идеологии принципата (кружок Мецената, ок. 36-20 до н. э.). В этот период вырабатываются нормы поэтич. языка. Центр. фигура этого периода - эпик Вергилий с его героич. "Энеидой", прославляющей возникновение Рима и рода Августа, идиллич. "Буколиками", дидактич. "Георгиками". Рядом с ним стоит лирик Гораций, автор изящных "Сатир" и лирически-величеств. "Од". В стороне от кружка Мецената разрабатывают любовную элегию Тибулл и Проперций. Младшее поколение поэтов эпохи Августа представляет легкомысленный и изящный Овидий с его элегиями и мифологич. поэзией.

Публий Вергилий Марон (70 год до н. э - 19 год до н. э.) — национальный поэт Древнего Рима, автор «Энеиды». Прозван «мантуанским лебедем».

«Энеида» — незаконченный патриотический эпос Вергилия, состоит из 12 книг, написанных между 29-19 гг., эпическое произведение на латинском языке. Посвящена истории Энея, легендарного троянского героя, переселившегося в Италию с остатками своего народа, который объединился с латинами и основал город Лавиний, а сын его Асканий (Юл) основал город Альба Лонга.

Поэма написана дактилическим гекзаметром и состоит из 12 книг, причём первые 6 подражают «Одиссее», а вторые 6 — «Илиаде».

Хронология в «Энеиде» намеренно нарушена; помимо упоминания крушения Трои, в тексте нет ни малейших хронологических «зацепок». По сути поэма является не исторической, а пропагандистской — она прославляет династию Юлиев, якобы происходящую от сына Энея, Юла.

Вергилий занялся этим сюжетом по просьбе Августа, чтобы возбудить в римлянах национальную гордость сказаниями о великих судьбах их прародителей и, с другой стороны, для защиты династических интересов Августа, будто бы потомка Энея через его сына Юла, или Аскания.

Поэма начинается последней частью скитаний Энея, его пребыванием в Карфагене, и затем уже рассказывает эпизодически прежние события, разрушение Илиона (II п.), скитания Энея после этого (III п.), прибытие в Карфаген (I и IV п.), путешествие через Сицилию (V п.) в Италию (VI п.), где начинается новый ряд приключений романического и воинственного характера.

- Самое исполнение сюжета страдает общим недостатком произведений Вергилия — отсутствием оригинального творчества и сильных характеров. Особенно неудачен герой, «благочестивый Эней», лишённый всякой инициативы, управляемый судьбой и решениями богов, которые покровительствуют ему как основателю знатного рода и исполнителю божественной миссии — перенесения Лар на новую родину. Кроме того, на «Энеиде» лежит отпечаток искусственности; в противоположность Гомеровскому эпосу, вышедшему из народа, «Энеида» создана в уме поэта, без связей с народной жизнью и верованиями; греческие элементы перепутаны с италийскими, мифические сказания — с историей, и читатель постоянно чувствует, что мифический мир служит лишь поэтическим выражением национальной идеи.

+ Зато Вергилий употребил всю силу своего стиха на отделку психологических и чисто поэтических эпизодов, которые и составляют бессмертную славу эпопеи. Вергилий неподражаем в описаниях нежных оттенков чувств. Стоит только вспомнить патетическое, несмотря на свою простоту, описание дружбы Ниса и Эвриала, любовь и страдания Дидоны, встречу Энея с Дидоной в аду, чтобы простить поэту его неудачную попытку возвеличить славу Августа на счет преданий старины. Из 12 песней «Энеиды» шестая, где описывается сошествие Энея в ад, чтобы повидаться с отцом (Анхизом), считается самой замечательной по философской глубине и патриотическому чувству. В ней поэт излагает пифагорейское и платоническое учение о «душе мироздания» и вспоминает всех великих людей Рима.

10. Поэзия "золотого века римской литературы". Творчество Горация и Овидия.

В 30 году до н.э. Октавиан победил Антония в битве при мысе Акций (Египет) и, вернувшись в Рим триумфатором, объявил себя императором Августом. Одной из задач первого императора стало создание новой, “классической” римской культуры и литературы.

Переход от длительной эпохи гражданских войн к устойчивому гражданскому миру породила кругах римской интеллигенции творческий подъем, хотя последний носил довольно ограниченный и специфический характер. К сказанному нужно прибавить сознательную политику императора, покровительствовавшего тем литературным течениям, которые отвечали духу его мероприятий. Так, он неизменно благоволил к Вергилию и Горацию, которые были настоящими придворными поэтами. Титу Ливию(историк) Август прощал его умеренный республиканизм за общий консервативно-патриотический характер его истории. Император не только сам старался задавать тон и направление римской литературе, но и широко использовал для этого своих помощников.

Особенно известен в этом отношении Гай Цильний Меценат, ближайший друг Августа, имя которого стало нарицательным для обозначения щедрого покровителя литературы и искусства. Меценат сам был писателем-дилетантом. В его доме собирался кружок писателей и поэтов, к которым принадлежали Вергилий, Гораций, Пропорций и др. Меценат щедрой рукой помогал литераторам, но зато направлял их деятельность в то русло, которое нужно было Августу.

Другим литературным кружком являлся кружок Мессалы. Хотя Мессала также считался сторонником Августа, но прежние республиканские убеждения, по-видимому, не были им полностью изжиты. Этим объясняется тот факт, что в кружке Мессалы, куда также входил ряд крупных поэтов (например, Тибулл), отсутствовал культ императора, характерный для кружка Мецената. Однако это обстоятельство не уничтожает самого факта покровительства деятелям литературы и искусства со стороны знати, типичного для эпохи принципата Августа.

Лирика века Августа совершенно отлична от лирики эпохи гражданских войн. На смену страстной, исполненной противоречий поэзии Катулла пришло спокойное уравновешенное искусство Горация, умеющее ценить жизнь и в полной мере наслаждаться ее мимолетными радостями.

Квинт Гораций Флакк (65 - 8 гг. до н. э.) был военным трибуном в войске Брута. Но в битве при Филиппах Гораций бежал с поля боя, позорно бросив щит. Поместье Горация было конфисковано, и сам он некоторое время должен был оставаться вне Италии. Получив амнистию, Гораций вернулся в Рим, где начал служить писцом. Его первые поэтические опыты обратили на него внимание Мецената, который, хотя и не сразу, приблизил Горация к себе, но в конце концов подарил ему небольшое имение в Сабинских горах. Тихая жизнь на лоне природы, в кругу друзей была пределом мечтаний поэта. С этих пор его творчество достигает зенита.

Гораций довел до совершенства метрику латинского стиха. Он сам говорит в одной из своих од: "Первый я переложил эолийские песни на италийский лад". Это, конечно, преувеличение, так как еще до Горация Катулл я другие поэты-новаторы занимались реформой латинского стихосложения. Но Гораций действительно превзошел своих предшественников гибкостью стихотворных размеров, тонкостью отделки, богатством поэтического языка.

Наибольшей зрелости творчество Горация достигает в его "одах". Так римскими грамматиками назывались стихотворения на разнообразные темы. Сам Гораций называет их просто "стихотворениями". Таких стихотворений у него 103, объединенных в 4 книги. В одах ярче всего проявляется и совершенство поэтической формы у Горация, и его мягкий гуманизм, и его эпикурейское отношение к жизни.

Искренне восхищающийся Октавианом Августом, он посвятил ему большое число своих од. Темы од Горация довольно немногочисленны.

Кроме

1. темы восхваления Империи и лично Августа, большое место занимает

2. тема дружбы: в этих одах Гораций высказывает свое восхищение некоторыми известными деятелями эпохи, которых считал честью для себя иметь в числе своих друзей

3. тема роли поэта. Поэта Гораций считал избранником богов, которому уготовлено бессмертие. Наиболее известной одой этой группы является Exegi monumentum (воздвигнул памятник), которая в течение веков была переведена и переосмыслена многими великими поэтами разных стран.

Кроме двух книг “Од”, Гораций оставил сборник “Сатир”, в которых подчас очень резко осуждал своих современников, в его точки зрения недостаточно преданных Октавиану и Империи.

Кроме од и сатир Гораций писал также “Послания”, представляющие собой философские рассуждения, наставления философско-назидательного характера в духе эпикуреизма и стоицизма. Особое место в его творчестве занимает трактат “Наука поэзии”, который стал теоретической основой классицизма XVII века.

Овидий

Иного направления был третий великий поэт эпохи Августа. Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. - 17 г. н. э.) Третий и младший из великих поэтов эпохи принципата Августа – Овидий, был красивым и талантливым юношей, пользующимся огромным успехом у женшин. Он вел спокойную жизнь, полную наслаждений. Первым его произведением была книга “Наука любви”, в которой он излагал свои взгляды на любовь, на ее формы, и давал практические советы женщинам. Следующим его произведнеим стала книга “Лекарства от любви”, в которой он также давал советы – как излечиться от любви – тем, кого предали возлюбленные.

В конце своего правления Октавиан Август, видя распущенность нравов в Риме, решил принять жесткие меры. Он изгнал из Рима свою дочь и внучку, известных своим разгульным образом жизни, после чего взялся за сенаторов и деятелей искусства. Одной из первых жертв его гонений стал Овидий. Он был вызван к императору, после чего исчез из Рима. Вскоре от Овидия стали приходить письма из маленького рыбацкого поселка на берегу Черного моря (сегодня это румынский курорт Констанца). Письма составили позже сборник “Письма с Понта” (т.е. с Черного моря). Овидий обращался со слезными просьбами о прощении к Августу, которого называл справедливым и милосердным богом. Однако не только Август, но и сменивший его на императорском троне Тиберий, не отреагировали на его мольбы. Многие письма Овидия обращены к друзьям, у которых он просил заступничества. Однако и эти письма остались без ответа, т.к. никто из них не осмелился подвергать себя немилости.

Поняв, что в Рим ему никогда не вернуться, Овидий стал работать над величайшим трудом в античной литературе – своей поэмой “Метаморфозы”. Еще в молодости Овидий с другом Макром совершил путешествие в Грецию, где намеревался изучить греческую философию. Однако там он забыл о философии, познакомившись с древнегреческой мифологией. Его потрясло, что ни один греческий писатель не записал все эти мифы. Именно этим великим делом Овидий занялся в изгнании. Его поэма состоит из 15 книг, в которых он последовательно рассказывает о всех известных еми превращениях людей в животных, растения, созвездия. Первые 12 книг посвящены греческой мифилогии, последние 3 – римской.

В блестящих поэтических строках излагается история сотворения мира (начиная с Хаоса, истории всемирного потопа, в котором на горе Парнас спаслись Девкалион и Пирра), история происхождения растений (миф о Нарциссе, о Кипарисе и т.д.), животных и насекомых (миф об Актеоне, об Арахне и т.д.), географических названий (миф об Икаре), созвездиях и т.д.

Значение “Метаморфоз”(В поэме, состоящей из 15 книг, описываются мифические случаи превращений людей в растения, в животных и в неодушевленные предметы. Поэма начинается с возникновения вещей из первозданного хаоса и заканчивается официальной легендой о превращении Юлия Цезаря в звезду.) Овидия трудно переоценить: до наших дней во всех сборниках легенд и мифов и различных энциклопедиях все мифы излагаются на основе этого труда.

11. "Серебряный век" римской литературы. Сенека и Апулей.

После Августа начинается упадок римской литературы (это так называемый серебряный век). В правление Нерона (49—68 гг. н. э.), который и сам был поэтом, наиболее яркие произведения — не те, где авторы подражают гармоничным «августовским» классикам, а те, где торжествует новый вкус к страстным интонациям, зловешим эффектам, напряжённо сжатым фразам. В мрачную эпоху тиранов всякая попытка к свободному выражению мыслей и чувств подвергалась преследованию, поэтому писатели старались не касаться современных тем или наполняли свои произведения грубой лестью. Порча вкуса обнаружилась в литературе преобладанием риторики (пышных фраз, или «цветов красноречия»). Таким риторическим языком написаны философские сочинения Сенеки, наставника Нерона. Он был последователем Стоической школы, но не отличался высокой нравственностью. Сенека, несправедливо обвиненный как участник заговора против Нерона, по приказанию тирана должен был лишить себя жизни. По поводу того же заговора был осужден на смерть и племянник Сенеки, Лукан, один из лучших поэтов того времени (он написан поэму «Фарсалия», в которой рассказывает о междоусобной войне Помпея И Цезаря).

Луций Анней Сенека (4 до н. э. – 65 н.э.) — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.

Трагедии Сенеки (из римских трагедий только они дошли до нас целиком) оказали огромное влияние на европейскую драму. Именно от Сенеки перешли в театр Возрождения (в том числе и в пьесы Шекспира) кровавые тираны, жестокие мстители, благородные юноши, коварные придворные.

трагедии «Агамемнон» «Безумный Геркулес», «Троянки», «Медея», «Федра», «Эдип», «Финикиянки».

Все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и их римских подражателей.

Луций Апулей (около 124 - около 180) — древнеримский писатель, философ-платоник, ритор, автор знаменитого романа «Золотой осёл». Писал на греческом и латинском языках. Родился на границе Нумидии и Гетулии в состоятельной семье видного африканского чиновника

Основной источник биографических сведений об Апулее — его же собственная «Апология».

Язык Апулея не отличается чистотой и, кроме того, тяжёл и высокопарен; он любит злоупотреблять эпитетами и странными сопоставлениями.

На пути в Александрию Апулей задержался в городе Эе по причине болезни и, воспользовавшись гостеприимством случайно встреченного соученика, знакомого ему по Афинам, остановился у него. Мать этого товарища Апулея, богатая вдова Пудентилла, четырнадцать лет отказывавшаяся, несмотря на настояния семьи, выйти замуж, влюбилась в него и неожиданно дала согласие на брак. Родственники покойного мужа Пудентиллы обвинили Апулея в том, что он колдовством склонил Пудентиллу стать его женой, а сына её, своего приятеля Понтиана, отправил на тот свет. Колдовство каралось смертной казнью, но он публично защищал себя в суде и был оправдан, его «Apologia» («Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии») существует и теперь.

После этого Апулей переселился в Карфаген, где стал верховным жрецом провинции и дважды удостаивался статуй. Он был приверженцем исидической религии, нетерпимым к другим верованиям (саркастически изображал в «Метаморфозах» жрецов Сирийской богини и христиан). «Это был пылкий, неутомимо деятельный и остроумный человек, но решительная наклонность к мистицизму, даже к магии и чересчур высокое о себе мнение помешали ему развить вполне свои дарования и побороть те недостатки, которые принадлежали его времени и родине»

Сохранились лишь латинские сочинения Апулея:

· «Метаморфозы», роман в 11-ти книгах со вторым, более поздним названием «Золотой осел»

· «Апология»

· «Флориды», представляющие собой сборник экстрактов из речей и декламаций на разные темы

· диалог «О боге Сократа» — популярное изложение учения Платона о даймонах

· трактат о Платоне и его доктрине, в 3-х книгах, где изложена натурфилософия Платона, его этика и логика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: