Надзорные и контрольные функции вменяются и Главной государственной экспертизе

Главная государственная экспертиза условий труда, кото­рая входит в состав Минтруда России, является контроли­рующим органом, выполняющим следующие функции:

- контроль правильности назначения пенсий;

- взаимодействие с органами соцобеспечения;

- контроль за условиями и охраной труда.

Органами государственных экспертиз условий труда, ис­ходя из конкретных задач, выполняются следующие виды экс­пертизы:

- экспертиза условий труда в проектах строительства

новых и реконструируемых предприятий;

- экспертиза условий труда на рабочих местах;

- экспертиза правильности применения списков произ­водств, работ, профессий, должностей и показателей, по ко­торым устанавливаются льготные пенсии и дополнительные отпуска;

- экспертиза труда по оценке затрат на льготы и компен­сации за работу в неблагоприятных условиях труда для диф­ференциации тарифов социального страхования;

- экспертиза условий труда для разрешения споров, воз­никающих между юридическими лицами и гражданами (ра­ботниками), по вопросам оценки условий труда, предостав­ления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных ус­ловиях труда, а также других споров, подлежащих рассмот­рению Государственной экспертизой условий труда;

- экспертиза условий труда по предложениям предпри­ятий и организаций в целях изменения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск (осущест­вляется Главной государственной экспертизой условий тру­да или государственными экспертизами условий труда рес­публик совместно с их краевыми, областными и окружными органами);

- другие виды экспертиз, вытекающие из задач Государ­ственной экспертизы условий труда.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу имеют право:

- в порядке установленном федеральными законами РФ беспрепятственно при наличии удостоверения определенного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей, а также работодателей-физических лиц (организации не зависимо от организационно-правовых форм и форм собственности);

- запрашивать и безвозмездно получать необходимые для экспертизы документы и другие материалы;

- проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случаях необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованными в порядке установленном федеральными законами и нормативными актами РФ.

Эти лица обязаны:

- составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии или несоответствии условий труда государственным нормативным требованиям ОТ и направлять указанных заключения в суд, органы исполнительной власти работодателям, в Фонд социального обеспечения РФ;

- обеспечить объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

- обеспечить сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы и конфиденциальность содержащих в них сведений.

Что касается надзора и контроля непосредственно за охраной труда, то Положением о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента РФ от 20 июня 1994 г. № 1504, определены круг задач и функций государ­ственных инспекций труда, охватывающий практически все наиболее важные вопросы, связанные с обеспечением безопасности труда ра­ботников и защиты их прав в этой области.

Главная государственная экспертиза условий труда, кото­рая входит в состав Минтруда России, является контроли­рующим органом, выполняющим следующие функции:

- контроль правильности назначения пенсий;

- взаимодействие с органами соцобеспечения;

- контроль за условиями и охраной труда.

Органами государственных экспертиз условий труда, ис­ходя из конкретных задач, выполняются следующие виды экс­пертизы:

- экспертиза условий труда в проектах строительства

новых и реконструируемых предприятий;

- экспертиза условий труда на рабочих местах;

- экспертиза правильности применения списков произ­водств, работ, профессий, должностей и показателей, по ко­торым устанавливаются льготные пенсии и дополнительные отпуска;

- экспертиза труда по оценке затрат на льготы и компен­сации за работу в неблагоприятных условиях труда для диф­ференциации тарифов социального страхования;

- экспертиза условий труда для разрешения споров, воз­никающих между юридическими лицами и гражданами (ра­ботниками), по вопросам оценки условий труда, предостав­ления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных ус­ловиях труда, а также других споров, подлежащих рассмот­рению Государственной экспертизой условий труда;

- экспертиза условий труда по предложениям предпри­ятий и организаций в целях изменения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск (осущест­вляется Главной государственной экспертизой условий тру­да или государственными экспертизами условий труда рес­публик совместно с их краевыми, областными и окружными органами);

- другие виды экспертиз, вытекающие из задач Государ­ственной экспертизы условий труда.

3.4. Ответственность за нарушение требований ОТ

Глава У «Закона об основа ОТ РФ» предусматривает ответственность за нарушение требований ОТ. Она может быть представлена в виде административной, дисциплинарной и уголовной ответственности лиц от должностного статуса. К ним относятся руководители предприятий (работодатель, представитель административно-управленческого аппарата, работник). Основой предотвращения такой ответственности служит исполнение ответственными лицами своих функциональных обязанностей, которые изложены в Трудовом кодексе. Конкретно к ним относятся: работодатель, инженер, работник.

Лекция 5. Административное управление ОТ (Управлении ОТ на предприятии)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: