№ п/п | Ладовое чувство | Музыкально-слуховые представления | Чувство ритма | |
Младшая группа | ||||
I | Внимание | Подпевание знакомой мелодии с сопровождением | Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии из 3—5 звуков | |
Просьба повторить | Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки | |||
Наличие любимых произведений | Соответствие ритма движений ритму музыки | |||
Внешние проявления (эмоциональные) | ||||
Узнавание знакомой мелодии | ||||
Средняя группа | ||||
Внимание | Пение знакомой мелодии с сопровождением | Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии | ||
Просьба повторить | Пение малознакомой попевки (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением | Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями | ||
Наличие любимых произведений | Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3—4 звуков на металлофоне | Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма) | ||
Внешние проявления (эмоциональные) | ||||
Высказывания о характере музыки (двухчастная форма) | ||||
Узнавание знакомой мелодии по фрагменту | ||||
Определение, закончилась ли мелодия | ||||
Определение правильности интонации в пенни у себя и других | ||||
Старшая группа | ||||
Внимание | Пение знакомой мелодии с сопровождением | Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии | ||
Просьба повторить | Пение знакомой мелодии без сопровождения | Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями | ||
Наличие любимых произведений | Пение малознакомой мелодии (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением | Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма) | ||
Внешние проявления (эмоциональные) | Пение малознакомой мелодии без сопровождения | |||
Высказывания о музыке с контрастными частями | Подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки на металлофоне | |||
Узнавание знакомой мелодии по фрагменту | Подбор по слуху малознакомой попевки | |||
Определение, закончилась ли мелодия | ||||
Окончание на тонике начатой мелодии |
Примечание. Ориентируясь на перечисленные показатели, педагог дает детям задания. Результаты он заносит в таблицу 2, в которой фиксируются номер задания и оценка по пятибалльной системе.
|
|
Таблица 2
|
|
№ | Фамилия и имя ребенка | Ладовое чувство | Музыкально-слуховые представления | Чувство ритма | Репертуар | |||
№ задания | Оценка | № задания | Оценка | № задания | Оценка | |||
Смирнов Сергей |
1 – Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.— С. 221.
2 – Там же,— С. 218, 222.
3 – См.: Те плов Б. М. Психология музыкальных способностей.— С. 211.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте понятие музыкальные способности.
2. Какие свойства музыкальных звуков отличают их от других звуков, встречающихся в жизни?
3. Какие основные музыкальные способности входят в структуру музыкальности?
4. Назовите виды деятельности, в которых успешно развивается каждая музыкальная способность.
5. Составьте задания для проведения диагностики музыкальных способностей по каждой возрастной группе.