1. Проблемы современного музыкального образования школьников.
В настоящее время активно протекают процессы осмысления места и роли человека в мире. В результате главной ценностью признается сам человек, его жизнь, индивидуальность, познавательные и духовные запросы. В связи с этим перед школой выдвигаются такие приоритетные задачи как развитие у детей нравственности, креативности, богатого духовного мира, потребности в самоактуализации, самосовершенствованию и способности к этому процессу. Именно поэтому в последние годы активизировался интерес ученых к поиску путей развития личности ребенка средствами искусства, которое создает эффективные условия для формирования указанных качеств. Создаются интересные и перспективные программы школьного музыкального воспитания.
Несмотря на то, что музыкальное воспитание в современных условиях приобретает еще большее значение, во многих школах (главным образом – в сельских) музыка не ведется совсем, так как нет квалифицированных учителей музыки, которым бы эти школы могли создать необходимые условия для работы.
|
|
Исследования ученых показывают. Что далеко не всегда уроки музыки ведутся на необходимом профессиональном уровне. Кроме того, уроки музыки в большинстве школ занимают место «Золушки», то есть к ним сформировано отношение как второстепенному, не серьезному предмету.
В результате далеко не у каждого выпускника общеобразовательной школы на должном уровне сформирована музыкальная культура, учащиеся не понимают и не ценят классическую музыку, имеют неразвитый музыкальный вкус.
Есть и другие причины, которые препятствуют качественному музыкальному образованию, даже если его осуществляет дипломированный педагог-музыкант: недопонимание законов музыкального искусства в целом, его функций; слабая разработанность технологий общехудожественного типа; механические перенесение методов общей дидактики, бытующих в естественно-научной сфере, на художественную почву; замыкание предметов художественного цикла в узкоспециальные рамки. Согласно Л.П. Масловой, качество музыкального образования возможно повысить, если: педагогами будет правильно понят смысл искусства; основным методом познания станет художественно-образный метод; учителя музыки будут нести детям культуру художественного видения мира, формировать эстетическое, «родственное» отношение к миру; педагоги-гуманитарии смогут преодолеть предметную замкнутость, свободно использовать на уроках искусство, создавая художественную среду.
2. Педагогика искусства (художественная дидактика)
как основная тенденция развития современного музыкального воспитания
|
|
Современная практика преподавания музыки характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания музыкального образования, которые порождают как новаторские идеи, так и ведут к утрате лучших традиций музыкального воспитания, сложившихся в отечественной музыкальной педагогике.
Музыкальное образование обновлялось более в расширительном плане – как введение в уроки новых пластов музыкальной культуры. Однако, как показывают исследования, это «обновленное» содержание остается отчужденным для ребенка.
Ядром художественной дидактики является положение о том, что в любой форме приобщения детей к искусству должна отстаиваться самоценность музыкального искусства в противовес музыке как «средству воспитания». Музыка должна осваиваться на принципах и методах, адекватных природе искусства. Кардинально должен быть изменен характер деятельности как самого педагога, так и детей. Она должна стать полноценной художественной деятельностью.
Что значит постигать музыку методами, адекватными природе искусства? Это значит проникать в искусство при помощи языка, на котором говорит само искусство. Музыка говорит на языке интонации, потому и разработка методов постижения музыки на интонационной основе представляется наиболее перспективным направлением, так как позволяет ввести к минимуму «околомузыкальные» приемы, ввести детей в музыку наиболее естественным путем, сообразным природе искусства.
Художественная деятельность, осуществляемая на уроке, позволяет сделать его уроком искусства в истинном смысле. Она получает сущностное выражение в плане процесса и результата в том случае, если школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, постигают художественный смысл произведений как свой собственный, осуществляют творческий отбор средств, которые, по их мнению, наиболее полно и точно раскрывают художественный замысел произведения. При этом дети проникают в саму природу музыкального творчества, ставя себя в позицию композитора, исполнителя, слушателя.
В отличие от учебной работы, целью которой является «усвоить», «закрепить», «повторить» и пр., для художественной деятельности характерно «пережить», «оценить», «создать», «выразить» и т.п. В диаде «учитель – ученик» деятельность основывается на многочисленных «со»: сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество.
Изменение характера деятельности педагога и школьника приближает нас к воплощению в музыкальной педагогике концепции развивающего обучения, для которой характерно овладение общими способами постижения искусства, навыками содержательного анализа музыки, продуктивное детское творчество, мыслительный и реальный художественный эксперимент. В этих условиях искусство не будет отчуждено от ребенка, поскольку оно становится как бы продолжением его самого, а его собственная художественная деятельность наполняется личностным смыслом.
Принципы педагогики искусства. Л. Горюнова сформулировала следующие принципы педагогики искусства (музыкальной дидактики):
- целостность; - образность; - интонационность; - художественность, - ассоциативность.
Согласно Л.П. Масловой, указанные принципы в общем виде проявляются в:
- построении урока музыки, которое должно быть аналогично структуре музыкального произведения и художественного образа;
- в форме ведения урока и способе общения с учащимися;
- в особой интонационной атмосфере урока;
- в организации восприятия художественных произведений в разнообразных формах проживания художественного образа.
Л. Горюнова обоснованно считает, что управлять художественно-педагогическим процессом должны принципы целостности и образности, так как они являются свойствами мышления человека, универсальной природной особенностью психики ребенка.
|
|
Принципы художественной дидактики обязаны быть интегративными. Это принципиально важно, так как воспитание мышления школьников и учителей не может осуществляться иначе, кроме как на пути движения от всеобщего к единичному. Только это делает процесс музыкального образования развивающим.
Целостность проявляется в целях, задачах, содержании предмета, в характере музыкального восприятия, в стиле общения на уроке, в выборе методов работы. То есть, можно выделить три основных уровня целостности: структуры образовательного процесса, восприятия (на уровне образа в его развитии), общения учителя, учащегося и музыки. Целостность проявляется также в цели, задачах, содержании предмета.
Только в результате духовного взаимодействия вырабатываются общие ценности, единые жизненные позиции, при этом каждая из сторон остается неповторимой индивидуальностью.
Восприятие может быть целостным только когда понят, прочувствован, прожит музыкальный образ в целом, а не отдельные его детали.
Целостность обеспечивается также общностью разных видов искусства, что обеспечивается едиными источниками (жизнью), предметом (человек и его внутренний мир), эстетической природой (образность, интонационность, динамичность и др.), а также единством чувственного и рационального в организации музыкального воспитания.
Урок-образ как ведущая форма педагогики искусства. Ведущим типом урока музыки как урока искусства является урок-образ. К нему выдвигаются следующие требования:
- целостность урока на основе художественной идеи, единой драматургии, тематических и интонационных связей;
- оправданность логических связей, контрастов, сопоставлений;
- художественная форма структуры урока (формы строения музыкальных произведений (1-частная, 2х-, 3х-частная, рондо, вариации, сонатное аллегро, импровизация, фантазия и др.), форма строения литературного произведения);
|
|
- единство учебно-воспитательного процесса, неразрывность этических, эстетических и учебных задач при акценте на культуру чувств;
- создание обстановки для созерцания, диалога, обмена впечатлениями;
- структурирование материала по принципу взаимной дополняемости, способствующей объемному видению проблемы;
- опора на методы художественной дидактики (педагогики искусства);
- создание интонационной атмосферы урока как в области ведения урока, создания доверительных отношений, так и в характере взаимодействия с произведениями искусства и их авторами;
- деятельно-практический подход к каждой теме и к проработке элементов урока (опора на механизм синестезии).
Методы педагогики искусства. Л.П. Маслова выделяет в особую группу методы, составляющие основу педагогики искусства. Автор относит к ним следующие методы:
- интонационный анализ художественных произведений;
- переинтонирование образа через постановку различных художественных задач;
- переинтонирование образа на язык смежного вида искусства (перевода в другую модальность);
- наблюдения и сравнения;
- метод игры и драматизации;
- метод полифонизма деятельности;
- выход во внемузыкальные сферы, сопряженный с проведением аналогий, сравнений, возникновением ассоциаций;
- организация диалогов разных уровней (автор-реципиент, учащийся-соклассник, диалог с самим собой, с другой культурой, с миром и др.);
- метод творческих заданий;
- парадокса (контраста и неожиданности).
Раздел 1.2:
Цель, задачи, принципы и содержание музыкального воспитания
Лекция 4 (тема 1.2.1.):