Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

Наименование раздела дисциплины Содержание
Содержание лекционного курса
  Введение в безопасность Понятие, цель, задачи БЖД. Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Понятие техносферы. Взаимодействие человека со средой обитания. Виды и источники опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Краткая характеристика опасностей. Системы безопасности. Краткая характеристика систем безопасности. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Риск – измерение риска, разновидности риска.
  Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания Классификация негативных факторов среды обитания человека. Понятие опасного и вредного фактора, характерные примеры. Время реакции человека к действию раздражителей. Допустимое воздействие вредных факторов на человека и среду обитания. Понятие предельно-допустимого уровня (предельно допустимой концентрации) вредного фактора и принципы его установления. Химические негативные факторы (вредные вещества) Биологические негативные факторы (микроорганизмы) Физические негативные факторы: шум, вибрация, ультразвук. Электромагнитные излучения - виды, источники, действие на организм. Ультрафиолетовое излучение. Действие излучения на человека. Безопасные уровни воздействия. Источники ультрафиолетового излучения в биосфере и техносфере. Электрический ток. Виды электрических сетей, параметры электрического тока и источники электроопасности. Влияние вида и параметров электрической сети на исход поражения электрическим током.
  Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов Основные принципы защиты от опасностей.Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. Общая характеристика и классификация защитных средств. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения.
  Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности человека Понятие комфортных или оптимальных условий. Основные методы, улучшающие самочувствие и работоспособность человека: не превышение допустимых уровней негативных факторов и их снижение до минимально возможных уровней, рационализация режима труда и отдыха, удобство рабочего места и рабочей зоны, хороший психологический климат в трудовом коллективе, климатические условия в зоне жизнедеятельности, оптимальная освещенность и комфортная световая среда. Микроклимат помещений. Механизм теплообменамежду человеком и окружающей средой. Климатические параметры, влияющие на теплообмен. Взаимосвязь климатических условий со здоровьем и работоспособностью человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях
  Психофизиологические и эргономические основы безопасности Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность.Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля. Факторы, влияющие на надежность действий операторов. Виды и условия трудовой деятельности.Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды. Эргономические основы безопасности.Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек - машина - среда».
  Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации Основные понятия и определения,классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций. Классификация стихийных бедствий и природных катастроф.Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера. Чрезвычайные ситуации и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени.Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия применения. Основы организации защиты населения и персоналав мирное и военное время, способов защиты; защитные сооружения, их классификация. Организация эвакуации населения и персоналаиз зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Основы организации аварийно-спасательныхи других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях
  Управление безопасностью жизнедеятельности Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.
Номер раздела дисциплины Темы практических и семинарских занятий
  Практическая работа №1 «Основное понятие науки БЖД. Классификация опасностей» Типы опасных и вредных факторов техносферы для человека и природной среды. Виды опасных и вредных факторов техносферы
  1. Практическая работа №2 «Гигиенические аспекты работы операторов на персональных компьютеров» 2. Системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания. Особенности структурно-функциональной организации человека. Естественные системы защиты человека от негативных воздействий. Характеристики анализаторов. 3. Алкоголь, наркотики и табак как специфические вредные вещества. Особенности их вредного воздействия на человека
  1. Ультрафиолетовое излучение. Источники ультрафиолетового излучения в биосфере и техносфере. Действие излучения на человека. Безопасные уровни воздействия. 2. Практическая работа №3«Защита от электромагнитных полей»
  Понятие микроклимата. Теплообменмежду человеком и окружающей средой. Климатические параметры, влияющие на теплообмен. Взаимосвязь климатических условий со здоровьем и работоспособностью человека. Терморегуляция организма человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования.
  1. Практическая работа № 4 «Оценка условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» 2. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для Организация рабочего места
  1. Стихийные бедствия. Землетрясения, наводнения, атмосферные явления, их краткая характеристика, основные параметры и методы защиты Практическая работа № 5 «Действие населения при землетрясении» 2. Терроризм, характер и особенности террористических действий. Меры борьбы с терроризмом. Оценка экстремальной ситуации, правила поведения и обеспечения личной безопасности. Формы реакции на экстремальную ситуацию. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях
  Общая характеристика системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: