Коллективное творческое дело. Воспитательную работу руководитель коллектива осуществляет в содру­жестве с другими педагогами, родными и шефами воспитанников как их старший товарищ

Воспитательную работу руководитель коллектива осуществляет в содру­жестве с другими педагогами, родными и шефами воспитанников как их старший товарищ. Эта работа проходит шесть стадий.

1-я стадия. Предварительная работа воспитателей. Самоподготовка руко­водителя коллектива: педагог обдумывает идею праздника, его воспита­тельные возможности, намечает коллективные творческие дела и творче­ские поручения микроколлективам, которые могут быть осуществлены до праздника и на самом празднике (2-3 варианта), и готовит свои предло­жения к общему сбору-старту. Намечает воспитательные занятия и твор­ческие встречи на выбранную тему, которые проведет с воспитанниками сам или кто-то по его поручению.

Затем руководитель коллектива «по секрету» от воспитанников обсужда­ет замысел праздника с шефами, стремясь пробудить и их инициативу. Необходимы и совместные обсуждений с родными воспитанников, как лучше подготовить и провести праздник.

Проводятся нацеливающие (стартовые) беседы с ребятами, экскурсии и т. п. Эти мероприятия и повседневное дружеское общение с педагогами созда­ют радостную предпраздничную атмосферу, увлекая и воспитанников, и их родных.

2-я стадия. Коллективное планирование. Оно осуществляется на общем сборе-старте. На этом сборе руководитель коллектива сначала ставит пе­ред всеми вопросы-задачи для размышления, обсуждения, решения. Затем в микроколлективах каждый высказывает свое мнение, свои пред­ложения. Руководитель коллектива незаметно помогает самому слабому микроколлективу — дает идеи, всячески поощряет. Далее — общая работа: представители каждого микроколлектива выска­зывают свои мнения и предложения, идет обсуждение. Руководитель под­хватывает предложения воспитанников, развивает их, помогает отобрать наиболее целесообразные, обобщает отобранное. Происходят выборы «со­ветов дел». «Совет дела» — это сводный коллектив представителей всех микроколлективов, который окончательно разрабатывает подробный план, готовит это дело, руководит его проведением.

3-я стадия. Подготовка к празднику. Осуществляются одно-два коллек­тивных творческих дела. Для лучшего их проведения в помощь воспитан­никам устраиваются творческие встречи, руководитель коллектива про­водит работу мобилизующего и обучающего характера.

4-я стадия. Проведение праздника. Стержень праздника — два-три кол­лективных творческих дела, как заранее подготовленных, так и импрови­зированных, типа «концерт-молния», «эстафета-ромашка» и т. д. Весь праздник может пройти в форме ролевой творческой игры. А руководи­тель коллектива выступает здесь в роли главного «доброго волшебника».

5-я стадия. Коллективное подведение итогов проделанной работы. Про­водится по преимуществу в форме общего сбора-«огонька». Предвари­тельно в каждом микроколлективе обсуждаются три вопроса: что было хорошо — почему; что не удалось — почему; что сделаем в будущем? За­тем на сборе-«огоньке» представители микроколлективов докладывают результаты обсуждения, сравнивают свои оценки, стараясь найти общее мнение. Руководитель коллектива подводит итоги. Итоги работы надо обсудить и в воспитательском коллективе — с родны­ми воспитанников и с педагогами.

6-я стадия. Последствия проделанной работы (использование опыта). Надо попробовать реализовать предложения, возникающие и принятые на общем сборе-«огоньке» и в воспитательском коллективе. Планируются и готовятся новые коллективные творческие дела. Педагоги используют опыт и материалы проведенного творческого праздника в классных заня­тиях, во внеучебной работе, как общей, так и специальной — с воспитан­никами, шефами, родными учащихся.

Думаю, можно назвать коллективной деятельность, если в ней участвует каждый воспитанник — участвует вместе со старшими товарищами и в планировании общей жизни, и в выполнении намеченного, и в подве­дении итогов (Иванов И. П. Коллективное творческое воспитание // Семья и школа. - 1989. - № 8. - С. 23-25).

Как вы считаете, обеспечивает ли технология КТД саморазвитие личности? В какой степени? Что делать с детьми, которые отказыва­ются принимать участие в КТД?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: