Рассмотрим более подробно физические основы функционирования СФЗ — основного конструктивного узла БП с ударным ядром.
Как уже было сказано, снарядоформирующие заряды - это разновидность КЗ, имеющих с ними общие основные признаки, такие как кумулятивная выемка в разрывном заряде ВВ, облицованная тонкостенной металлической оболочкой, и др. В то же время конструктивные параметры СФЗ таковы, что формируемые ими при взрыве ПЭ принципиально отличаются от КС, создаваемых классическими КЗ.
Классические КЗ формируют при взрыве высокоградиентные КС, составляющие 10...20 % массы облицовки, "которые на расстоянии 4...6 клб от заряда распадаются на несколько десятков отдельных элементов. Образовавшиеся отдельные элементы с относительным удлинением (отношение длины к диаметру) около З...4 движутся как недеформируемые тела. В силу технологического несовершенства реальных КЗ эти элементы перемещаются не строго по оси КЗ, а в некотором телесном угле, составляющем несколько градусов. Кроме того, вследствие разворота не обладающих запасом аэродинамической устойчивости элементов КС вокруг поперечной оси происходит потеря их ориентации. Два этих обстоятельства в конечном итоге приводят к тому, что классические кумулятивные БП не способны поразить даже легкобронированную технику, если цель удалена от места их подрыва на расстояние не только в несколько сотен (до тысячи), но даже и в несколько десятков калибров.
|
|
Для обеспечения требуемого уровня действия на больших расстояниях необходимо создание ПЭ (компактных или удлиненных), сохраняющих свою сплошность на траектории и обладающих запасом аэродинамической устойчивости. Один из основных способов формирования дальнобойного ПЭ, получившего название «ударное ядро», - использование в КЗ облицовок малого прогиба, конических или сегментных (чашеобразных), ограниченных сферическими поверхностями с радиусом кривизны, существенно превышающим калибр заряда. Такие КЗ и образуют ПЭ, масса которого может составлять до 90 % от массы облицовки, скорость достигает 2,5 км/с, а кинетическая энергия сопоставима с кинетической энергией артиллерийских бронебойных снарядов.
Физические особенности формирования ПЭ при взрыве СФЗ поясняются с помощью рис. 5 - 6.
При торцевом метании пластины ее элементы приобретают скорость, имеющую осевую и радиальную составляющие, при этом радиальная составляющая направлена от оси симметрии заряда.
Характер распределения скорости по элементам таков, что пластина при метании выгибается, испытывая деформированное состояние всестороннего растяжения, и под действием возникающих растягивающих напряжений разрушается (позиции 1 на рис. 5,6).
|
|
Характер распределения скорости по элементам метаемой взрывом КО с углом раствора 2 = 160...140° принципиально другой (позиции 2—4 на рис. 5,6). Элементы облицовки также приобретают осевую и радиальную составляющие скорости, однако в этом случае радиальная составляющая направлена к оси симметрии.
Рис.5.Стадии процесса деформирова- Рис.6. Стадии процесса деформирования
ния медных пластин и облицовок стальных облицовок и облицовок малого
малого прогиба при взрыве заряда ВВ: прогиба при взрыве заряда ВВ: а) t=20 мкс;
a) t=20 мкс; б) t =50 мкс; в) t = 120 мкс; б) t=50 мкс; в) t=120 мкс; 1-пластина;
1-пластина; 2) 2 =160°; 3) 2 =150°; 2) 2 =160°; 3) 2 =150°;4) 2 =140°.
4) 2 =140°.
Слабовогнутая облицовка выворачивается вдоль оси, одновременно наблюдается уменьшение ее диаметра и натекание материала облицовки на ось [1]. В результате формируется центральный стержень, в котором выделяются головная (проявление эффекта «прямой» кумуляции - аналог классической КС) и хвостовая (проявление эффекта «обратной» кумуляции - аналог песта в классическом КЗ) части. При этом на начальных стадиях образования ПЭ осевая скорость головной части центрального стержня превышает скорость его хвостовой части, подобно тому, как для классического кумулятивного заряда скорость КС превышает скорость песта (рис. 7).
Для КО с углом раствора 2а=160° (позиция 2 на рис. 5 и 6) приобретенная при взрыве радиальная составляющая скорости движения относительно невелика. В связи с этим эффект натекания материала на ось проявляется слабо и на определенной стадии формирования ПЭ парируется внутренними силами, действующими в материале облицовки из-за наличия у него упругопластических и, по некоторым представлениям, вязких свойств.
Эти же внутренние силы по мере деформирования элемента приводят к уменьшению осевой скорости головной части центрального стержня, к увеличению скорости его хвостовой части (рис. 8) и в целом способствуют выравниванию осевых скоростей различных частей ПЭ и исчезновению радиального движения.
Рис. 7. Зависимость скорости головной части КС 1 и песта 2 от
угла раствора конической медной оболочки
Формирование ПЭ заканчивается, когда прекращается относительное перемещение его частиц. В итоге образуется безградиентный компактный ПЭ, состоящий из центрального стержня и периферийной «юбочной» части.
Как известно, точность современного артвооружения в существенной мере определяется нарезкой стволов, которые передают снаряду стабилизирующее вращение. В случае гладкоствольного орудия снаряды снабжаются хвостовыми стабилизаторами, которые тянут за собой ряд проблем, связанных с ростом аэродинамического сопротивления, повреждаемостью и устойчивостью в полете.
Получение фалдовых складок юбки ФВС нацелено на снижение аэродинамического сопротивления снаряда при сохранении устойчивости. В одной из работ C. Berner, V. Fleck, D. Warken. Aerodynamic predictions of optimized Explosively Formed Penetrators. 17 International Symposium on Ballistics, South Africa, March, 1998, v.1, p.108-116] рассматривали снаряды, получившие при формовании нарушения юбки (с приданной ей фалдовой формой). Авторы удостоверили, что придание умеренного вращения таким слабоповрежденным снарядам существенно повышало их точность на цели, а также улучшало нормальность соударения, что важно для кинетического снаряда.
Группе американских авторов (об их работе еще пойдет речь) в 1998 г. путем подкладывания под лайнер специальным способом сложенной фольги удалось сформовать в задней части снаряда подобие двух наклоненных перьев; тогда под действием скоростного напора снаряд приобретал осевое вращение, что резко повышало его точность у цели. Перераспределение формующих волн, задаваемых фольгой, обеспечивало не сплошную юбку, а наклонные перья. В ряде реферируемых работ и в других исследованиях формователь волны наряду с местом инициирования заряда оказывал решающее воздействие при формообразовании снаряда.
|
|
Характерные размеры ПЭ, полученного, например, из медной КО с углом раствора 2 = 160° (позиция 2 на рис. 5), составляют: длина lпэ = = (0,4...0,6)d3, диаметр dпэ = (0,5...0,6)d3. В дальнейшем образовавшийся ПЭ движется по траектории как жесткое целое. Расстояние, на котором формируется компактный ПЭ, достигает (8...15)d3.
С увеличением прогиба облицовки и уменьшением угла раствора до 2 = 150° (позиция 3 на рис. 5,6) возрастает радиальная составляющая скорости метания ее элементов. Это приводит к росту количества натекающего материала, к увеличению диаметра и длины центрального стержня и к соответствующему уменьшению периферийной «юбочной» части ПЭ. Увеличивается и перепад осевой скорости между головной и хвостовой частями центрального стержня (см. рис. 7). Образующийся в итоге компактный ПЭ имеет длину большую, а диаметр меньший, чем в случае облицовки из того же материала с большим углом раствора, 2 = 160°. Так, диаметр медного ПЭ составляет dпэ =(0,3...0,4)d3, а длина — lпэ = (0,7...0,9)d3. Поражающий же элемент, сформированный из более прочной стальной облицовки, характеризуется меньшим относительным удлинением (lпэ = (0,4... 0,5)d3, dпэ = (0,6...0,7)d3), что объясняется более высоким уровнем действующих в материале ПЭ внутренних сил, обеспечивающих выравнивание скорости движения частиц ПЭ и диссипацию их «избыточной» по отношению друг к другу кинетической энергии на меньших деформациях.
Рис.8. Характер изменения распределений скорости между головной 1 и хвостовой 2 частями ПЭ, формирующегося из сегментной стальной облицовки
При превышении некоторого критического значения прогиба, зависящего от свойств материала облицовки, вся ее масса переходит в центральный стержень (позиция 4 на рис. 5,6). Перепад в скоростях движения головной и хвостовой частей сформировавшегося стержня составляет около 1,5 км/с (см. рис. 7), т. е. такой ПЭ представляет собой массивную низкоградиентную КС. Столь существенный перепад осевой скорости не может быть парирован внутренними прочностными и вязкими силами, в результате чего стержень разрушается аналогично КС на несколько отдельных элементов.
|
|
Таким образом, есть узкий диапазон значений углов раствора или прогибов облицовки, в пределах которого ПЭ не разрушается. Для меди этот диапазон составляет 145...160°, для стали - 150...160°. Наличие верхней и нижней границ области формирования неразрушаемых компактных ПЭ обусловлено существованием двух следующих процессов: разрушение пластин и разрыв на элементы, характерный для КС.
Для сохранения облицовки в процессе метания от разрушения (по типу разрушения пластин) необходимо, чтобы радиальная составляющая скорости в направлении оси не превышала некоторого значения во избежание интенсивного натекания на ось и образования разрушающейся КС. По экспериментальным данным значение радиальной составляющей скорости, при котором происходит образование неразрушающегося компактного ПЭ по указанному выше механизму (см. рис. 5 и 6), для зарядов с медной облицовкой составляет 0,1...0,35 км/с при угле раствора конуса 2 = 160° и 0,2...0,5 км/с при 2 = 150°. Так же путем исследований установлены предельно допустимые для получения неразрушающегося ПЭ перепады осевой скорости между головной и хвостовой частями элемента, не превышающие 1,0... 1,5 км/с.
Формирование дальнобойных ПЭ - достаточно сложный процесс. Механизм формирования и параметры образуемых ПЭ зависят от формы, толщины и материала облицовки, типа и массы ВВ, конфигурации фронта детонационной волны, геометрии заряда, наличия корпуса и его толщины.
Среди многообразия механизмов формирования ПЭ можно выделить три основных: выворачивания (рис. 9, а), сворачивания (рис. 9, б) и натекания (рис. 9, в). Механизмы выворачивания и сворачивания - чисто деформационные (при их реализации нет присущих КЗ гидродинамических эффектов образования прямой и обратной КС). Механизму же натекания, напротив, свойственно проявление этих эффектов.
Рис. 9. Основные механизмы формирования ПЭ снарядоформирующим зарядом (время отсчитывается от момента подрыва заряда):
а - выворачивание; б – сворачивание; в – натекание.
В зависимости от конструктивных параметров СФЗ при формировании ПЭ может реализовываться один из указанных основных механизмов. Однако чаще всего режимы формирования сочетают в себе три основных механизма. Так, процесс формирования компактного ПЭ из медных и стальных конических облицовок малого прогиба (см. рис. 5 и 6) реализуется через механизмы выворачивания (при больших углах) и натекания (при меньших углах). Компактный элемент (см. рис.8) также образуется посредством выворачивания я натекания, но уже при доминировании процесса натекания, а процесс формирования компактного ПЭ из комбинированной сегментной облицовки (рис. 10) в соответствии с результатами численного моделирования проходит посредством чисто деформационных механизмов - выворачивания на начальной стадии и сворачивания на завершающей. Следует отметить, что образование представляющих наибольший интерес с точки зрения повышения бронепробития удлиненных ПЭ с относительным удлинением 1пэ/dпэ > 4 осуществляется, как правило, с помощью чисто деформационных механизмов выворачивания или сворачивания. При этом в основном используют сегментные облицовки малого прогиба, приосевая часть которых перпендикулярна оси, что позволяет при взрывном нагружении сообщать ей лишь осевую составляющую скорости и исключать проявление эффектов натекания и последующего формирования центрального стержня (см. рис. 5 и 8).
Существенный фактор обеспечения высокой эффективности действия СФЗ - достижение хороших аэродинамических и баллистических характеристик формируемых ПЭ. [1]
Рис. 10. Стадии процесса формирования компактного ПЭ из
комбинированной сегментной облицовки.
Форма элемента должна обеспечивать минимальные потери скорости и ориентированное, устойчивое движение по траектории. Последнее особенно актуально по отношению к удлиненным ПЭ. Аэродинамическая устойчивость ПЭ обеспечивается при расположении центра масс элемента впереди его центра давления. Это требование наиболее просто удовлетворяется за счет расширения хвостовой части формируемого элемента.
О необходимости обеспечения достаточного запаса аэродинамической устойчивости удлиненного ПЭ можно судить по результатам модельных испытаний ПЭ с удлинением lпэ/dпэ = 4 (рис.12).
Влияние, оказываемое формой хвостовой части на устойчивость ПЭ в полете, велико. Наличие асимметрии формы ПЭ или формирование недостаточно развитой хвостовой части могут привести к неориентированному движению элемента и взаимодействию с преградой и даже к уводу ПЭ с траектории движения и непопаданию в удаленную на несколько сотен калибров цель. Вместе с тем требуемое для стабилизации расширение хвостовой части удлиненного элемента приводит к некоторому повышению коэффициента лобового сопротивления и увеличению потерь скорости в полете. Это негативное последствие можно минимизировать формированием «крылатой» хвостовой части, где в качестве «крыльев» выступают продольные гофры, образующиеся в некоторых случаях естественным образом в количестве трех-четырех на деформирующейся в режиме выворачивания облицовке.
Эффективность ударного действия сформированных взрывом поражающих элементов определяется их массой и скоростью (для компактных ПЭ), а так же (для удлиненных ПЭ). Глубина бронепробития в преграде большой толщины (полубесконечная преграда) компактным ПЭ, движущимся со скоростью 2 км/с, на дальностях в несколько сотен калибров составляет L = (0,4...0,6)d3. При этом диаметр образуемого в преграде отверстия d0TB = (0,7...1,0)d3, что примерно в 5-6 раз превышает диаметр пробоины от кумулятивной струи классического КЗ. Взаимодействие компактных ПЭ с большими поперечными размерами и бронепреграды имеет, как бы, объемный характер в отличие от локального характера, присущего сильно удлиненным относительно тонким КС (в момент проникания в преграду dKC ~ 0,05d3) (рис. 13).
Рис. 12. Возможный характер движения по траектории удлиненного ПЭ с хвостовой частью: а – цилиндрической; б – ассиметричной; в – расширенной с недостаточным запасом аэродинамической устойчивости;
г – расширенной с достаточным запасом аэродинамической устойчивости.
Этим же обстоятельством объясняется и мощный запреградный эффект, реализуемый при действии ﵶпо бронепреградам конечной толщины. Снарядоформирующие заряды с компактными ПЭ обеспечивают на дальностях в несколько сотен калибров сквозное пробитие бронепреград толщиной b пред = (0,5...0,8)d3, при этом суммарная масса образующихся осколков преграды в несколько раз (до семи) превышает массу самого элемента. Запреградный осколочной поток характеризуется большим углом разлета и значительной поражающей способностью.
Именно эти особенности действия сформированных взрывом ПЭ и определили выбор СФЗ в качестве основы конструкции БП, реализующих дистанционное действие по бронецелям в рамках концепции атаки сверху или сбоку. Толщина брони наиболее уязвимой верхней проекции самых защищенных бронецелей - танков - составляет не более 50...70 мм. Снарядоформирующие заряды калибром более 100 мм обеспечивают сквозное пробитие таких преград и мощный запреградный эффект даже при подходе под углом от нормали к преграде. Калибры самоприцеливающихся суббоеприпасов кассетного оружия, состоящих на вооружении различных стран мира, выбраны несколько большими с учетом возможной дополнительной динамической или экранной защиты верхней проекции бронеобъектов.
Как следует из изложенного выше, функционирование СФЗ - весьма сложный процесс, в котором выделяют четыре характерных этапа.[2] Первым этапом является взрывное нагружение КО и ее ускорение под действием продуктов детонации заряда ВВ (см.рис. 14). Второй этап - это инерционное деформирование облицовки, сопровождающееся диссипацией энергии за счет работы деформации и приводящее к образованию безградиентного компактного, удлиненного или же фрагментированного ПЭ.
Рис. 13. Характер действия по бронепреграде конечной толщины
классического КЗ (а) и СФЗ (б).
Третий этап связан с движением сформированного ПЭ по траектории. Заключительный четвертый этап — взаимодействие ПЭ с преградой, сопровождающееся интенсивным деформированием и разрушением как самого элемента, так и преграды при вовлечении в эти процессы массы преграды, в несколько раз превышающей массу ПЭ.
Рис.14. Процесс формирования компактного элемента типа «ударное ядро»
Сложность процессов динамического деформирования элементов СФЗ, экстремальность условий, в которых происходят формирование ПЭ и его взаимодействие с преградой, отсутствие достоверной информации о физико-механическом поведении металлов в этих условиях (особенно это касается способности к деформированию без разрушения и критериев разрушения) - все это объективно обусловливает то обстоятельство, что в настоящее время не существует надежных методов расчета функционирования СФЗ. Даже имея полное представление об облике СФЗ (размеры КО и заряда ВВ, тип ВВ, характер инициирования заряда), априорно невозможно надежно и достоверно предсказать для изменяющихся в широком диапазоне конструктивных параметров СФЗ не только результат действия по бронепреграде, но даже форму и тип формируемого ПЭ (компактный, удлиненный или фрагментированный). Поэтому основным методом при разработке новых конструкций СФЗ на сегодня остается метод экспериментального исследования - проведение лабораторных и натурных испытаний с использованием импульсной рентгенографии.
Тем не менее существуют и методы расчета функционирования СФЗ. Среди них можно выделить две основные группы, различающиеся глубиной используемых физико-математических моделей, а также уровнем привлекаемого математического аппарата: расчеты с помощью конечно-разностных методов вычислительной математики при подходе к построению моделей с позиций механики сплошных сред и инженерные методики расчета.
Численное моделирование позволяет получить подробную информацию о характере взрывного нагружения КО и ее последующем инерционном деформировании и формировании ПЭ. В качестве примера рассмотрен расчет (см. рис. 10) для нагружаемой взрывной нагрузкой комбинированной сегментной облицовки, из которой формируется компактный ПЭ посредством сложного механизма (выворачивания на начальной стадии, сворачивания - на заключительной). Для получения необходимого соответствия с экспериментальными данными по форме и скорости ПЭ в качестве модели материала облицовки используется сжимаемая упругопластическая среда в рамках теории пластического течения или даже более сложная модель упруговязкопластической среды.
Численные расчеты дают практически достоверную информацию для случаев формирования целостных ПЭ (изменяющиеся во времени поля скоростей, перемещений, деформаций, напряжений, температуры и т. п.). Однако точно ответить на главный вопрос - будет ли сформирован сплошной элемент или же он разрушится на несколько отдельных элементов определенных размеров невозможно в силу недостаточной изученности вопроса о разрушении материалов в сложнейших условиях формирования ПЭ. При ответе на этот вопрос приходится ориентироваться на определенные экспериментами предельно допустимые значения радиальных составляющих скоростей метания КО (0,1...0,5 км/с) и перепадов осевой скорости между головной и хвостовой частями формируемого ПЭ (1,0...1,4 км/с). Недостаток информации для построения адекватной физико-математической модели в рамках механики деформируемого твердого тела препятствует и получению достоверных расчетных данных о пробитии ПЭ преград конечной толщины и параметрах запреградного осколочного потока.
Приближенная оценка параметров формируемого СФЗ поражающего элемента и его действия по бронепреграде может быть проведена с помощью инженерных методов расчета.