ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА
Затратный подход применяется, когда существует возможность заменить объект оценки другим объектом, который:
является точной копией объекта оценки,
либо
имеет аналогичные полезные свойства.
Две предпосылки:
1) Предпосылка действующего бизнеса:
• предполагает, что бизнес не имеет намерения и не видит необходимости в ликвидации или в существенном сокращении масштабов деятельности;
• основана на допущении о непрерывности деятельности в обозримом будущем.
2) Предпосылка ликвидации бизнеса.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРИ ЗАТРАТНОМ ПОДХОДЕ
МЕТОД ЧИСТЫХ АКТИВОВ
(Net Asset Value – NAV )
применим, когда компания планирует продолжать свою деятельность
NAV = Рыночная стоимость активов – Текущая стоимость обязательств
þ Преимуществом данного метода является простота его применения. Если использовать исключительно бухгалтерский подход, вся информация для его применения будет находиться в финансовых отчетах фирмы.
|
|
ý Недостатком метода является сложность проведения рыночных оценок имеющихся активов. В данном случае приходится выходить за рамки бухгалтерского подхода и применять другие методы или входить в область субъективных оценок и мнений.
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ЧИСТЫХ АКТИВОВ:
1. Оценка контрольных пакетов (не миноритарных);
2. Компании, бизнес которых основан на физических активах;
3. Успех бизнеса мало зависит от персонала (интеллектуальных усилий);
4. Отсутствуют значительные нематериальные активы;
5. Предпочтения акционеров (суда) по использованию метода.
Типичные примеры компаний, бизнес которых может быть оценен данным методом: инвестиционные и финансовые компании, некоторые производственные компании, управление недвижимостью.
ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА ЧИСТЫХ АКТИВОВ:
1. Оценка нематериальных активов, особенно гудвилла;
2. Компании, бизнес которых основан на использовании «интеллекта», знаний и умений персонала;
3. Оценка миноритарных долей участия;
Типичные примеры компаний, бизнес которых не может быть оценен данным методом: консалтинг, создание программного обеспечения, розничные и дистрибьюторские компании, туристические агентства.