Функции идеологии

Роль идеологии в жизни общества и государства раскрывается в ее основных функциях. Ими являются функции самосознания, воспитательная, коммуникативная.

Для того чтобы быть руководством к действию, идеология должна содержать в себе не только знания об окружающем человека мире и его месте в нем, но и сведения о потребностях, интересах, целях и задачах деятельности людей. Соединение знаний о внешнем мире и о самом человеке закрепляется в функции самопознания идеологии. Самопознание в идеологии является соединением двух процессов – познания мира и места в нем человека и его самосознания. Оно может иметь разную глубину и виды. Зарождаясь еще в сфере общественной психологии в виде самоощущений субъекта действия, в сфере идеологии самопознание является, по преимуществу, самоидентификацией и самооценкой субъекта. Самоидентификация связана с формированием относительно устойчивого образа субъекта действия, его потребностей, интересов, целей, ценностей и идеалов. Самооценка представляет собой формирование теоретической модели самоидентификации, постижение принципов и норм деятельности. Для того чтобы реализовать функцию самопознания идеологии в полном объеме, необходимо изучать историю субъекта идеологии – и, подчеркнем, не только его политическую, а и духовную, культурную историю.

Если самопознание является по преимуществу теоретической функцией идеологии, то ее оборотной стороной и сферой практической реализацией является воспитательная функция идеологии. Воспитательная функция идеологии реализуется как организованный, систематический процесс воздействия идеологии на сознание ее носителей, реальных и потенциальных сторонников и оппонентов с целью его изменения в соответствии с целями и задачами определенной идеологии. С воспитательной функцией идеологии и функцией самопознания тесно связаны ориентировочная и мобилизационная функции идеологии. Обратим внимание на следующие важные аспекты данных функций. Обычно считается, что ориентиром может быть только такая идеологическая система, которая соответствует действительности, иначе говоря, является по своему содержанию объективно истинной. В реальной жизни в качестве ориентиров могут использоваться не только истины, а и заблуждения, как, впрочем, и такие духовные явления, о которых нельзя сказать наверняка, выражают ли они истинные или ложные знания. Следует иметь в виду, что ценности и идеалы, например, свободы и братства, равенства и справедливости, как свидетельствует человеческая история, не имеют однозначного истолкования. Несмотря на это, данные ценности неплохо ориентируют массы людей, т.е. являются как средствами их ориентации, так и мобилизации. Веря в истинность и непреложность различных идеалов и ценностей, большие и малые социальные группы людей формировали историю. Идеология выполняет также целеполагающую, интегрирующую и мобилизующую функции. Целеполагающая и интегрирующая функции идеологии являются, однако, подфункциями более общей функции самопознания идеологии, а мобилизационная функция идеологии является конкретизацией ее воспитательной функции.

Воспитательная функция идеологии тесно связана с процессами информирования, пропаганды, агитации, манипулирования и т.п., которые являются подсистемами общей системы коммуникации. Как отдельные идеи, так и их системы живут и воспроизводятся только в процессе взаимодействия людей, их социальных связей и отношений.

Коммуникация является особым видом социального взаимодействия, процессом соединения и разделения людей, согласования и дистанцирования друг от друга их принципов, ценностей, идеалов, убеждений и представлений.

Коммуникация – всегда многосторонний, как минимум, трехсторонний процесс. В ХХ веке в связи с формированием системы массовой коммуникации заметно возросла роль в процессе коммуникации ее каналов и средств. Согласно канадскому философу Маклюэну, сегодня вполне осмысленно можно говорить о том, что сами каналы и средства коммуникации стали самостоятельными идеологическими явлениями. Коммуникативная функция идеологии является общей функцией идеологии, стоящей в одном ряду с функциями самопознания и воспитания.

Данные функции идеологии (самопознания, воспитательная и коммуникативная) характеризуют и идеологию государства. Для того чтобы государство могло управлять людьми и вещами на определенной территории, оно не может обойтись без насилия. В истории человеческой цивилизации в деятельности государства первоначально использовалось по преимуществу физическое насилие. Со временем данный вид насилия стал вытесняться юридически санкционированным, или, выражаясь другими словами, легальным физическим насилием. В наш век информационных технологий исключительно правовых санкций для государства на проведение внутренней и внешней политики уже недостаточно. Сегодня государству требуется определенная идеологическая легитимация, связанная с более мягкими и гуманными средства регулирования человеческого общежития. Таким средством в наши дни и выступает идеология. Она обеспечивает сегодня консолидацию граждан государства за счет их идентификации, воспитания в духе определенных общеобязательных правил поведения, обеспечения коммуникативного единства всех территориальных и функциональных элементов государства, например, его руководителей и рядовых граждан, жителей городов и сел, работников государственных и частных предприятий и т.д. и т.п.

Идеология любого государства имеет две составляющие своего развития. Во-первых, это те условия и традиции, которые сформировались в процессе исторической эволюции общества и государства, и, во-вторых, более общий опыт человеческой культуры, создающий предпосылки интеграции данного общества и государства в систему международных связей.

Идеология государства является совокупностью исторических, экономических, политико-правовых, мировоззренческих принципов, целей, ценностей, идеалов и убеждений, которые обеспечивают самопознание, воспитание и коммуникацию людей внутри государства, а также между государствами в современном взаимосвязанном и глобализирующемся мире.

Для молодого по меркам всемирной истории суверенного белорусского государства его идеология имеет особое значение.

Базовые положения идеологии белорусского государства закреплены в Основном законе белорусского государства, его Конституции, которая содержит 146 статей, определяющих: основы конституционного строя, отношения личности, общества и государства, избирательную систему, порядок взаимодействия ветвей власти, функционирование местных органов управления и контроля, основы финансово-кредитной системы, а также порядок действия и изменения самой Конституции.

Согласно статье 1 Беларусь является «унитарным демократическим социальным правовым государством»[3].

Унитарным называется государство, которое по национально-территориальному делению является единым (в отличие от федеративного и конфедеративного государства). Это означает, что граждане Беларуси образуют единую нацию, обладающую своей территорией. Территория Беларуси неотчуждаема. Такая организация жизни предполагает национальное единство в гражданском согласии.

Демократическим называется государство, основанное на народовластии. Понятие демократии может употребляться в нескольких смыслах:

· в качестве универсальной характеристики общественных отношений (т.е. таких, при которых уважаются права и интересы людей);

· как форма устройства любой организации (например, на производстве, где в трудовом коллективе развиты формы самоуправления);

· как идеал общественного устройства, при котором полностью преодолено отчуждение власти от народа, который реализует свою волю непосредственно и свободно;

· как тип политического режима, подразумевающий: установление власти народом, открытый способ формирования власти с соблюдением принципа преемственности (т.е. в соответствии с законом), гарантию прав и свобод граждан, плюрализм в сфере политического сознания.

Республика Беларусь является таким государством. Политический строй Беларуси базируется на таких основах демократической жизни, как избирательное право и наличие местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, сельские комитеты и др.), местные референдумы, собрания и другие формы общественного и государственного участия.

Социальным государством называется такое, которое заботится о своих гражданах и стремится обеспечить достойный уровень и качество жизни. Государство является основным субъектом социальной политики. Определяющим, таким образом, здесь выступает принцип заботы о благосостоянии народа на основе принципа социальной справедливости.

Правовым называется государство, в котором реализуется приоритет закона, права.

В Конституции Республики Беларусь закреплены основные положения и ценности идеологии белорусского государства.

Как показывает современная философия государственного управления и власти, философско-мировоззренческим идеалом государства вообще, белорусского государства, в частности является принцип социальной справедливости.

В каждом государстве, в зависимости от его конкретно-исторического содержания и формы он имеет свой смысл и содержание. Этот принцип является философским основанием и идеологии современного белорусского государства, означая в начале ХХI в., что справедливость в белорусском государстве тесно связана с трудовым вкладом человека в общее благо, его положением и заслугами .

ИТАК,

Ø предметом политической философии являются предельные основания властии наиболее общие закономерности организации совместной жизни людей;

Ø философское понимание власти связано с изучением ее субъекта и объекта, источника, ресурсов, стимулов;

Ø источниками власти являются сила, закон, авторитет; ресурсами власти являются страх, насилие, традиции, право, убеждение; стимулами власти являются наказание и поощрение, включение и исключение, просвещение и невежество и т.д.;

Ø основными подходами к власти являются директивный (Т. Гоббс, К.Маркс, М. Вебер); функциональный (Т. Парсонс); информационно-знаниевый (М. Фуко, А. Тоффлер); коммуникативный (Ю. Хабермас, Н. Луман);

Ø власть и политика неразрывны, но не тождественны между собой, поскольку власть – более широкое понятие;

Ø политика, право и мораль тесно связаны друг с другом, но имеют и существенные отличия по источникам и ресурсам своей реализации;

Ø государство – важнейший субъект управления обществом, обладающий верховной властью на определенной территории, имеющий исключительное право издавать общеобя­зательные законы и использовать в необходимых случаях наси­лие;

Ø государственное управление – целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей;

Ø гражданское общество – сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и групповых, оно тесно взаимодействует с государством, но не тождественно ему;

Ø идеологией называется совокупность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя, выполняющая функции самосознания, воспитания, коммуникации;

Ø идеология государства является совокупностью исторических, экономических, политико-правовых, мировоззренческих принципов, целей, ценностей, идеалов и убеждений, которые обеспечивают самопознание, воспитание и коммуникацию людей внутри государства, а также между государствами в современном взаимосвязанном и глобализирующемся мире;

Ø основное содержание идеологии белорусского государства содержатся в его Конституции, а философским основанием идеологии современного белорусского государства является конкретно-исторический по своему содержанию принцип социальной справедливости.

Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля)

1. Что является предметом политической философии?

2. Чем отличается обыденное и философское понимание власти?

3. Каковы источники, ресурсы, стимулы и виды власти?

4. Какие основные концепции власти?

5. Как соотносятся политика и власть?

6. Как соотносятся политика и право, мораль?

7. Что представляет собой государство как важнейший субъект управления обществом?

8. Что понимается под государственным управлением?

9. Как соотносятся государство и гражданское общество?

10. Что такое идеология и каковы ее функции?

11. Чем характеризуется идеология государства?

12. Каково содержание и философские основы идеологии современного белорусского государства?


Луман Н. Власть. - М., 2002, с. 125.

[2] Ленин, В. И. Полн. собр. соч. / В. И. Ленин. – Т.39. – С. 75.

[3] Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 3-е изд., стер. – Минск: 2008. – 64 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: