Государство как важнейший компонент политической организации общества

Проблемы государства серьезно изучали в философии древнего мира (Конфуцием, Лао-цзы, Платоном, Аристотелем), тщательно исследовались в философии средних веков (Августином, Фомой Аквинским), были предметом специального внимания в философии Нового времени. Например, в философии нового времени оживленно обсуждалась проблема происхождения государства, сложилось представление о том, что государство – сведение воль отдельных людей в единую волю, ее «олицетворение» (Т. Гоббс). Согласно Дж. Локку, государство возникает для обеспечения гарантии сохранения естественных прав человека на жизнь, свободу и собственность. С этой точки зрения власть государства абсолютной быть не может и обязательно должна быть разделена. Согласно Гегелю, государство является высшей ступенью развития объективного духа.

В неклассической философии были сформированы и другие представления о государстве. Согласно В.И. Ленину, «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».[2] В этом определении предпосылкой государства является разделение общества на антагонистические классы. В работе «Анархия, государственность и утопия» (1974), современный американский ученый Р. Нозик развивал представления о неклассовом характере государства. Государство, по его мнению, возникает в результате эволюции «защитной ассоциации», целью которой является обеспечение личной безопасности путем введения в оборот общеобязательных норм. На основе защитных ассоциаций возникают защитные агенства, в которых функции обеспечения безопасности выполняют уже профессионалы, т.е. люди, получающие за данную деятельность плату. Только тогда, когда защитное агенство начинает защищать не только своих клиентов, а и других людей, т.е. распространяет свою юрисдикцию на определенную территорию и возникает государство в собственном смысле этого слова. В наши дни проблемы государства специально рассматриваются в политической науке, где они обычно соотносятся с понятиями политическая организация (система) общества. В рамках классической философии использовалось не понятие политическая организация, а политическое общество. Тем самым обращалось внимание на то, что человек является существом политическим (Аристотель), что политика – не только сознание, но и сознательная деятельность людей, особый класс отношений между людьми (обычно, вокруг власти) и социальных институтов.

Государствоцентральный институт политической организации общества, обладающий верховной властью на определенной территории, имеющий исключительное право издавать общеобя­зательные законы и использовать в необходимых случаях наси­лие. Это институт отличается от гражданского обще­ства. Он имеет, наделенный властными полномочиями аппарат управления с особым слоем государственных служащих.

Основными признаками госу­дарства обычно считаются следующие: территория, население, власть, суверенитет, мо­нопольное право на применение принуждения, монопольные права на издание законов, взимание налогов и сборов.

Государство выполняет внутренние и внешние функции (табл.).

Таблица


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: